«Все виноваты»: чем опасно наводнение на Южном Урале?

27

5 апреля 2024 года на Южном Урале произошла серьезнейшая техногенная катастрофа. Не выдержав давления разлившейся из-за аномального паводка реки, защищавшая город Орск дамба была прорвана сразу в нескольких местах, что привело к его затоплению. Почему это произошло, и может ли трагедия повториться?

Он «утонул»


Орск – это второй по величине город Оренбургской области с населением порядка 200 тысяч человек, находящийся на берегу реки Урал. Интересно, что раньше именно он носил название Оренбург.



Крепость там была заложена для защиты от кочевников, но в 1739 году Указом императрицы Анны Иоанновны ее переименовали в Орскую крепость, а сам Оренбург перенесен ниже по течению Урала (Яика). Одной из причин этого было неудачное расположение поселения, которое периодически затоплялось при разливе реки. Предпоследнее крупное наводнение произошло в 1957 году, когда вода стояла на центральной площади города.

Собственно говоря, именно для защиты Орска, особенно его низменного Старого города, от наводнений и была построена дамба, сданная в 2010 году. Однако, как видно, предпринятых загодя мер оказалось недостаточно. Город был затоплен, по его улицам люди вынуждены перемещаться на лодках и иных плавсредствах. Даже предварительно масштаб ущерба от разлива реки можно оценить как катастрофический. Утонули тысячи автомобилей и домов с находившимся там имуществом.

Как же это стало возможным?

«Все виноваты»


Ошарашенные нежданно свалившимся на их головы несчастьем, некоторые орчане устроили акцию протеста возле администрации Оренбургской области. Губернатор Паслер провел встречу с инициативной группой горожан, которую его пресс-служба прокомментировала следующим образом:

Встреча проходит спокойно и доброжелательно в администрации Орска. Инициативная группа задает вопросы и получает ответы.

Известно о возбуждении уголовного дела по статьям о халатности и нарушении правил безопасности при строительстве. Сам глава региона обозначил круг виновных в произошедшем так:

Виноваты все. Кроме людей пострадавших. Не сомневаюсь, что уголовные дела доведут до логического завершения.

До завершения следствия и вынесения приговора суда мы, со своей стороны, называть виновных не будем, но налицо ряд факторов, ставших предпосылками к техногенной катастрофе.

Во-первых, это необыкновенно снежная зима 2023-2024 годов, засыпавшая Южный Урал толстым снежным покровом. Это дало основания ГУ МЧС по Оренбургской области опубликовать прогноз повышения уровня воды, согласно которому «наивысшие уровни весеннего половодья в большинстве рек окажутся выше нормы». Глубина промерзания почвы в 7 раз превышала среднегодовые показатели прошлых лет, что препятствовало уходу воды. Прошедшие обильные осадки вызвали раннее половодье и переполнение водоемов.

Во-вторых, выше по течению Урала, всего в 60 км от Орска и в 280 от Оренбурга, находится Ириклинское водохранилище, крупнейшее на Южном Урале. Оно было построено при СССР в 70-е годы прошлого века для выработки электроэнергии Ириклинской ГРЭС и для защиты региона от половодий. Поскольку в предыдущие годы регион сталкивался с проблемами маловодья в летний период, существовала потребность накопить как можно больше запасов воды к весенне-летнему сезону. Судя по всему, уровень ее поступления кардинально превысил все ожидания, поэтому возникла необходимость оперативно увеличить объемы сброса воды, что привело к повышению уровня в реке.

В-третьих, уровень воды в Урале оказался значительно выше того, что был заложен по проекту защитной дамбы в Орске, – 9,6 метра против 5,5 метра. Это само по себе ничем хорошим бы не закончилось, но, как оказалось, вопросы к строительству дамбы были уже давно. В конкурсе на строительство участвовала всего одна-единственная подрядная организация, и в 2015 году в Арбитражном суде рассматривался вопрос о расходовании выделенных бюджетных средств.

Правда, директор компании «Спецстрой», занимавшейся строительством дамбы, стоившей региону 932 миллиона рублей, Сергей Комаров предположил, что во всем могут быть виноваты грызуны:

Посмотрев по съемкам, в каком месте получился прорыв, этот фактор [человеческий] у меня отпал. Остался только фактор – грызуны, которые могли эту дамбу проточить, и этой двух-, трехсантиметровой дырочки хватило бы, чтобы вода пошла через дамбу.

А вот мэр Орска Василий Козупица в версию о грызунах-вредителях не верит:

Причина очевидна – это невероятно высокий паводок, у нас самый большой паводок был в 1942 году <...> И вот сейчас тоже такой очень большой поток воды пришел, который не выдержали никакие сооружения, который перелил все, что можно, и превзошел, побил все рекорды.

Следствие разберется. Вместо разрушенной дамбы губернатор Паслер обещает построить новую, еще лучше:

Построим новую дамбу, сделаем проект полноценный. Уже мы понимаем, какие у нас бывают соответствующие риски с точки зрения напора воды и высоты, поэтому сделаем проект и будем строить новую дамб.

Риски: техногенные, социально-экономические, террористические


Между тем риски повторения техногенной катастрофы существуют и в других регионах России, а также в приграничном Казахстане, где наблюдается аномальный уровень паводка. Последствия этого могут оказаться самыми серьезными.

По предварительным оценкам, ущерб одного только Орска оценивается в 21 миллиард рублей, и это не окончательная цифра. Затоплены тысячи домов и автомобилей, а уровень компенсаций от государства, увы, не впечатляет. В частности, по нормативам размер единовременной выплаты пострадавшим составляет 10 тысяч рублей на человека, но решением губернатора Паслера он увеличен вдвое, до 20 тысяч. При утрате имущества размер компенсаций – от 50 до 100 тысяч рублей, что тоже едва ли покроет убытки «утопленников».

Ко всему прочему, сообщается, что в соседнем Казахстане, с которым у Южного Урала общие реки, затопило восемь скотомогильников и 14 сибиреязвенных захоронений в Западно-Казахстанской области. Это означает дополнительные риски и бюджетные расходы на купирование угрозы распространения инфекций на пострадавших от наводнения территориях.

И это последствия одной техногенной катастрофы. А что, если подобные будут устраиваться сознательно вражескими диверсантами?
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    10 апреля 2024 12:12
    Да. Враги постарались. Ещё и мыши полевые всю дамбу изгрызли или казахские суслики-диверсанты ходов пробурили - виноватых найдут и вычеркнут из Красной книги. На самом деле вопрос только один: это была дамба или защитная насыпь?
    1. 0
      10 апреля 2024 18:14
      Боевые суслики - это сила yes
    2. 0
      14 апреля 2024 14:27
      Если есть статистика за длительный период и вы вы строите дамбу на 5.5 метров дополнительной защиты от повышения воды и это работает много лет . то кто мог предполагать при проектировании дамбы ,что вода почти в полтора раза превысит уровень максимума плотины? А если построят новую и выше а вода в три раза превысит , то что?. Дамба ,исходя из правил проектирования тех лет, статистики подтоплений , и была согласно нормативных документов ,выполнена. Просто за гидросооружениями нужен непрерывный надзор и уход. А это не делалось очевидно . Или на перешейке плотины были выполнены работы , которые ослабили её свойства сдерживания. Хотя был прогноз по паводку и вообще то губернатор должен был принять меры к снижению ущерба - оповестить население предполагаемого подтопления ,о высоком планируемом паводке и принять определённые меры . Вот теперь и ищет крайних. Надо начинать с себя.
      1. +1
        5 мая 2024 05:35
        Дамба дружочек это не просто так грунта насыпали. Это сложное гидротехническое сооружение, в котором в числе многого предусмотрена также и защита от перелива...
  2. +4
    10 апреля 2024 12:13
    Как мы видим - не надо никаких вражеских диверсантов. Построили дамбу на 5,5 метра высотой, при том что в Орске уже бывали наводнения выше 9 метров. В 1957-м - 12 метров! Это как там считали- прикидывали? Это во первых. И Гидромет предупреждал ещё в марте об аномальных уровнях половодья, но...пока гром не грянет...это во вторых.
    Ну и мэр убеждал жителей за 2 дня до прорыва, что всё под контролем..это в третьих..
  3. +2
    10 апреля 2024 12:14
    ну зима в Оренбурге не была снежной. мне на месте виднее. была дождливая осень и резкое похолодание. промерзание полтора метра. резкое потепление плюс дождь весной вызвало затопление. воде некуда уходить. а суслик что дамбу прогрыз и за дамбу должен тут уже мемом стал. рыльце в пушку и у мэра орска. перед прорывом он объявлял что все в порядке. к дамбе было около 40 замечаний но их никто не устранял. застройщик дамбу сдал 15 лет назад. после чего она ни разу не обслуживалась.
  4. +3
    10 апреля 2024 12:51
    Какое все таки талантливое руководство в регионах! Собянин в Москве бордюры меняет, а тут дамбы одну за другой фигачат.
  5. +2
    10 апреля 2024 12:58
    Гидрологи предупреждали.
    Чиновники не отреагировали.
    Не нашли одного часа приехать на дамбу, что бы определить какие места укрепить.
    Чистая уголовщина.
  6. +1
    10 апреля 2024 13:23
    Ну, если дамба была на 5 метров, а вода поднялась на 9 метров, то тут уже ничего не спасет. Вопрос лишь насколько своевременно начали опустошать Ириклинское водохранилище перед паводком и способно ли оно в принципе удержать столько воды? Значит придется строить ещё несколько дамб с водохранилищами на крупных речках впадающих в р.Урал выше Орска. А это всегда связано с отселением существующих деревень по берегам.
    1. +2
      10 апреля 2024 14:41
      Если честно - там и отселять уже некого. Заброшенные деревни.
  7. +2
    10 апреля 2024 16:58
    Да, да слышал в прямом эфире "Время покажет" с ведущим Анатолием Александровичем Кузичевым о грызунах, сусликах и бобрах. А ещё в прямом эфире на "Соловьёв LIVE" в названии "У каждой ошибки есть имя и фамилия" ведущий Сергей Мардан где-то на седьмой минуте сказал: "В меру полоумный Царь Пётр" я так понимаю это он об основателе Санкт-Петербурге. Интересно спросить Никиту Сергеевича Михалкова, а не о таких ли людях в ненависти к литературе говорит офицер другому офицеру на барже в фильме "Солнечный удар" - столько времени нация поливала себя грязью! Там литература а тут в прямом эфире, - и ни чего, ни у кого в нутри не шелохнулось. Интересно а о Путине так можно? Или у него всё гладко, всё по плану?
  8. 0
    10 апреля 2024 18:48
    Реки и природа мстят человеку за насилие над собой.
    1. Voo
      +2
      11 апреля 2024 08:18
      Появилась версия с водохранилищами, находящимися в ведении энергетиков. Дамбе, окасца, 10 лет. Водохранилища построены с 1958 по 1966 годы. И никакой дамбы, после строительства, до прихода путинской модели экономики, не было. И, что интересно, никого не топило и не смывало в то время, так, как теперь у них и на ДВ.
      1. +1
        11 апреля 2024 08:28
        Русла рек следует чистить и углублять, берега укреплять.
        А человек устроил водный "тромбоз" плотинами, запрудами, дамбами.
        Ведь понятно, что всё когда-либо построенное человеком со временем разрушится.
        И что тогда прикажете делать со всеми этими искусственными морями?
        Человек сам себе готовит будущие наводнения.
        1. Voo
          +3
          11 апреля 2024 12:26
          Тут дело в том, что при советской экономике, когда народное хозяйство было единым, а не таким как теперь, где правая рука не знает, чем занимается левая, уровень воды водохранилищей регулировался согласно прогнозам метеорологов. И вода равномерно спускалась. Теперь же, когда хозяин-барин, оным, уже, чихать на последствия, для этого у них имеется МЧС и местный и госбюджет.
          Вспоминая потоп на Амуре 2013 года, что ему предшествовало? После строительства нового водохранилища для ГЭС, Амур несколько лет буквально пересыхал, когда оно наполнялось. Наполнилось, а потом и переполнилось, в 2013 году.
        2. 0
          13 апреля 2024 21:55
          А река Урал дальше течёт в казахстан .
          Там надо было чистить русло .
          1. -1
            2 мая 2024 14:39
            Урал - равнинная река, как не углубляй ее русло, течение (водосброс) не ускорится. Разумнее строить плотины на впадающих в Урал реках (карманы для накопления воды в случае угрозы наводнения) для задержки воды в новых водохранилищах и регулируемого сброса при угрозе паводка. А нынешнее половодье, возможно - "первая ласточка" в начавшихся переменах климата. Надо готовиться загодя.
            1. 0
              2 мая 2024 20:43
              Углубляй , неуглубляй -- всё равно получишь ... Рай ?
              Надо что-то делать , нельзя просто стоять и пенять на ... " равнинное русло ". Или отселить людей подальше.
              Из года в год одно и тоже : пройдут паводки -- начнутся пожары .
      2. 0
        14 апреля 2024 14:37
        Врать не надо . Ознакомьтесь с реальной статистикой с уровнями подтоплений Путин здесь вообще не при чём. Ему что , вместо местных и региональных властей ещё и их делами заниматься? Это их уровень Методичку западную поменяйте. Выборы то уже прошли.
    2. +2
      12 апреля 2024 20:55
      И тайга, тайга пожарами тоже мстит....ежегодными.
      Вборзе все эти комментаторы в "репортёре" будут обсасывать сибирские пожары, не долго осталось ждать.
  9. Комментарий был удален.
  10. +2
    11 апреля 2024 08:43
    А вот вопрос на засыпку. Почему зимой отопительные батареи еле теплые.А когда наступает весна,они кипяток.Спросите,причем батареи и наводнение.Человек плати не только за услуги,но и за свою безопасность.На эти деньги содержится армия чиновников.И кроме своего прокорма они и знать ничего не желают.Мы много слышим о разных подвигах.Но я ни разу не слышал о делах мелиораторов.Где они ? Где вообще работники водного хозяйства?
    1. -1
      14 апреля 2024 14:41
      Так к слову. В России армия чиновников несколько ниже чем на западе .Начните критику с уменьшения их поголовья на западе .
      Дело не в чиновниках . А если назначен то будь добр по максимуму и качественно относиться к выполнению своих обязанностей .Не можешь , уступи место тем кто может это делать .
    2. 0
      2 мая 2024 14:41
      В суждениях наиболее радикален тот, кто наименее осведомлен в подробностях

      Цитата.
  11. -1
    11 апреля 2024 10:17
    Давайте поближе к реалиям. Во первых климат медленно но меняется. Это факт. В результате - лето будет жарче, зимы холоднее, осадков будет больше, ветра будут сильнее, чаще будут катаклизмы, большие и малые. Всё то, что было построено для "прежних условий" придётся заново пересчитать и где-то переделать. Это дорого, это время, ресурсы и т.п. Гарантировано можно сказать одно - подобные ситуации будут чаще и больше. Поэтому надо быть готовыми ко всему.
    Отдельно по диверсиям вражеским. Можно хоть сколько ржать, но они идут полным ходом. Это не только удары БПЛА, и диверсии на ЖД, и регулярные поджоги промзданий и складов, это ещё и регулярные лесные пожары, которых никогда столько не было. Диверсанты ли специально подготовленные, или наймиты из аборигенов или пришлых - это не важно. Сам факт - с нами ведут диверсионную войну. Любой урон нашей экономике и внутренним настроениям народа врагам в радость. СМЕРШ или НКВД пора восстановить уже, или неблагонадёжных сослать в Биробиджан зак колючку - это вопрос политический. Враги и саботажники не должны свободно гадить русскому народу.
    1. 0
      14 апреля 2024 14:48
      НКВД - это ФСБ сегодня по функционалу, весь тыл на территории России . СМЕРШ - это военная разведка в районе линии боевого соприкосновения. Она в тылу не работала.
      Росгвардия - это внутренние войска ранее . Есть ещё СВР - внешняя (политическая) разведка и ГРУ - военная разведка при Генштабе ( СМЕРШ был как бы её часть). Есть ещё подразделения типа ССО , которые в управлении президента или глав разведок .
  12. +2
    11 апреля 2024 15:39
    И это последствия одной техногенной катастрофы. А что, если подобные будут устраиваться сознательно вражескими диверсантами?

    А зачем нам еще и вражеские диверсанты, когда вон, своих хватает.
    6ти метровая дамба вместо нужной 10ти метровой, деньги - ушли "решаться" к арбитрам , а дамбу "мыши погрызли"
    Люди нажитое за всю жизнь потеряли, безо всяких боевых прорывов плотин, а тут на... 20-100 тыщ, и живи себе дальше...
  13. 0
    15 апреля 2024 15:59
    Федеральный министр уточнил, что это была не дамба, а земляной вал. Перелив этой земляной преграды при повышении уровня воды на хотя-бы десяток сантиметров обязательно приведет к её размыву. Что сделать, чтобы подобное наводнение не повторилось? Полагаю, время только земляных валов прошло. Ученым следует найти оригинальное решение, предусматривающее комбинацию дамб с настоящими "глиняными замками" внутри, с подготовленными выше по течению Урала "карманами" для приема избытка талых вод (других водохранилищ), а также подготовленных заранее оснований (фундаментов) с проложенными по их вершинам "гидропреградами" по типу уже использовавшихся МЧС наполняющихся водой пластиковых рукавов большого диаметр в случае необходимости. По сравнению с мешками с песком они эффективнее. А дамбы городить по старинке по принципу "всё выше и выше и выше"... примитивно. Прогресс, все-таки.