Выживут ли российские авиакомпании в условиях санкций и продолжающейся спецоперации

15

В 2022 году в результате санкций Запад закрыл российским самолетам значительную часть воздушного пространства, ввёл эмбарго на поставки комплектующих, отказал в обслуживании воздушных судов иностранного производства. Вопреки прогнозам, крах отрасли не наступил отчасти благодаря госдотации. На поддержку воздушного транспорта РФ за 2 года правительство выделило $12 млрд, что вдвое больше, чем в период пандемии. Однако поводов для оптимизма немного.

Уверенное падение пассажироперевозок...


Напомню, на сегодняшний день закрыты 11 аэропортов: им. И. К. Айвазовского (Симферополь), Брянск, Витязево (Анапа), Восточный им. М. И. Гуревича (Курск), Геленджик, Липецк, Пашковский (Краснодар), им. Петра I (Воронеж), Платов (Ростов-на-Дону), им. В. Г. Шухова (Белгород), Элиста. Изредка из-за атак вражеских БПЛА временно закрывается аэропорт «Гагарин» (Саратов). Примечательно, что 5 аэровокзалов являются опорными воздушными гаванями юга России, на которые приходится основная нагрузка в курортные пики. Сейчас их простой восполняет РЖД, зарабатывающая на ситуации сверхприбыли.



В 2009-2019 гг. число перевозимых российским гражданским флотом пассажиров увеличилось с 45 млн до 128 млн в год; самолётный парк был, пожалуй, наиболее новым среди европейских – средний возраст лайнеров составлял 10,5 года. После начала СВО Северная Америка и почти вся Европа закрыли для нас своё небо, где сконцентрировано примерно 40% мирового авиатрафика. Мы ответили зеркально, лишившись $600 млн ежегодного роялти за пролёт чужаков над Сибирью. Это была неплохая прибавка на развитие, однако западные перевозчики трассибирским маршрутом уже не пользуются, следовательно, роялти не платят.

В 2022 году пассажиропоток уменьшился до 95 млн, причём внутрироссийские рейсы стали убыточными. Так, согласно некоторым данным, крупнейший оператор рынка «Аэрофлот» по итогам года недополучил к запланированной цифре 41 млрд руб. ($450 млн). Чтобы отрасль не обанкротилась, государство предоставило компенсацию затрат на горючее, предложило перевозчикам льготные кредиты, стало практиковать субсидирование рейсов и провело докапитализацию авиакомпаний. На всё это ушла астрономическая сумма в 1 трлн руб. (0,3% ВВП). Причём отсюда сотни миллиардов взяли на выкуп самолетов Boeing и Airbus у западных владельцев-лизингодателей, чтобы суда не арестовали за пределами РФ.

...Удалось остановить, добившись относительной стабилизации


Принятые меры нормализовали обстановку; цены на билеты сохранились низкими, что позволило оживить внутренний рынок, на который теперь приходится 80% общего объёма перевозок. Так, в прошлом году число пассажиров, воспользовавшихся услугами российских авиакомпаний, выросло до 105 млн, но... Доля внешних маршрутов сократилась на порядок. И хотя внутрироссийское воздушное сообщение и сообщение с дружественными государствами интенсифицировалось, выручка выросла непропорционально. Ведь по доходности рейсы за рубеж не идут ни в какое сравнение с домашними. Тем не менее 27 авиакомпаний обеспечили общую доходность 88 млрд руб.

Итак, пассажиропотоки в российских аэропортах повышаются, впрочем, о самодостаточности бизнеса речи не идёт. Перевозчики балансируют за счёт господдержки, но бесконечно так продолжаться не может. В сравнении с прошлым годом в текущем Минфин собирается убавить подпитку вдвое. Учитывая рост стоимости керосина, это приведёт к удорожанию билетов и может обвалить рынок внутренних перевозок. Правда, это не единственная проблема. Другая заключается в режиме содержания бортов.

Минимизировать последствия санкций в техническом аспекте отрасли пока не получается. Открытые источники свидетельствуют: в январе – августе 2023 года зафиксировано 120 инцидентов с гражданскими судами, что на треть больше, нежели в 2021-му. Это при том, что пассажиропоток тогда был заметно плотнее. Самостоятельный ремонт либо выпуск деталей неминуемо скажется и на сроках обслуживания, и на расценках, и на качестве. Этот груз организационных сложностей операторы так или иначе переложат на потребителя.

Появляются вопросы к безопасности


До известных событий наш авиапарк насчитывал 1,3 тыс. судов, 65% из которых импортные. Идея западных санкций заключалась в том, чтобы в конце концов сделать невозможной их эксплуатацию. Мы в ответ заявили, мол, обойдёмся и без вас, наладив автономное обслуживание. Откровенно говоря, история закончилась тем, что российские фирмы оказались в состоянии выполнять лишь отдельные виды операций, но по большому счёту заместить полный цикл западного сервиса не смогли из-за затруднённого доступа к компонентам, а также дефицита компетенций и соответствующих кадров. Достаточно сказать, что «Аэрофлоту» пришлось отправить свой Airbus A330 в Иран на ремонт стоек шасси.

На S7 Airlines навалились трудности с обслуживанием Airbus A320/А321пео, где установлены двигатели от американской P&W, которые не имеют рембазы в РФ. По этой причине пятая часть парка компании сейчас не функционирует. Сложности возникли и с техподдержкой Sukhoi Superjet 100. Оказалось, российские возможности позволяют отремонтировать только 178 из 903 его узлов зарубежного происхождения (уточню, что там предусмотрены французские двигатели).

Тем не менее небольшие поставки идут через нейтральные или дружественные государства – КНР, ОАЭ, Турцию. Кроме того, наши снабженцы организовали ввоз запчастей через Габон почти на $1,5 млрд. Выход из положения руководство страны видит в том, чтобы заменить западные самолёты отечественными быстрее, чем закончится ресурс Boeing и Airbus. К слову, «Аэрофлот» до 2030 года намерен списать их в количестве 188 единиц (около половины всего парка). К тому моменту перевозчик рассчитывает получить 339 лайнеров российского производства (импортозамещённые версии Sukhoi Superjet и МС-21). Управимся ли?

***

Пока же The Washington Post констатирует:

На Западе достать номенклатуру на Sukhoi Superjet через посредников почти невозможно – схема слишком явная. А вот на Boeing и Airbus проще. Авиакомпания из нейтрального государства списывает компонент и перепродаёт его в Россию, а себе вместо него заказывает новый. Такие подпольные поставки выгодны всем, и они будут работать до тех пор, пока за это не карают. Хотя это несерьёзно: всё равно Москве в итоге придётся импортозамещать компоненты и услуги, над которыми сейчас совместно работает весь мир.
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    11 апреля 2024 09:32
    Выживут ли российские авиакомпании

    Хотели рынок. Получили рынок.
    Говорили рынок сам всё разрулит.
    Разрулил?
    Когда страной правят Чубайсы, Авены, Набиулины, .... по другому и быть не могло.
    А "чубайсов" у нас как гуталину........
    1. +2
      11 апреля 2024 21:01
      Да и не было у нас никогда никакого рынка. Один сговор, взяточничество и безмерная жадность.
  2. +3
    11 апреля 2024 10:03
    Что бы появлялись свои самолеты надо убирать менеджеров в этой сфере неумеющих что то делать, кроме участия в дележке бабла. ИМ до дела - дела нет. Они отчеты напишут, что мы уже видели: до выборов: самолеты и двигатели к выпуску готовы, а сразу после - извините нет ни того, ни другого. И куча запоздалых оправданий. К сожалению ВВП нравятся красивые отчеты , а правда это или нет - его интересует не всегда. Если систему и такие кадры не менять - мы много чего потеряем .
  3. Короче говоря, Россия вернулась к ситуации столетней давности. И такое происходит не только в области гражданской авиации и гражданского авиастроения, но и во всех других областях жизни.
  4. +6
    11 апреля 2024 11:50
    Радиоэлектронной промышленности нет, уничтожена под корень. Выпуск подшипников, в сравнении с 1991 годом упал в 21 раз. Качество стали низкое, хорошую покупают в КНР, нержавейка в дефиците. Станкостроение компрадорская власть обнулила. Инструмент, посмотрите в магазинах, весь импортный, гвозди, шурупы, лопаты, топоры и т.д. везут из КНР. Автомобилестроение обнулили, пошлины сделали космическими. Сейчас восстановить производство жигули - классику не смогут, понадобится лет 5. В РФ нет народного автомобиля. Ельцин со своей семьёй начал уничтожать Россию, её птенцы продолжают, они вешают лапшу на уши русскому народу, как завтра капитализм станет народным и все хорошо будут жить. Если говорить про российские авиакомпании и аэропорты, надо сначала написать, кто являются владельцами, а а владельцы за бугром. Так кому правительство РФ выделило $12 млрд ???
  5. +3
    11 апреля 2024 13:47
    А что мешало ТУ выпускать?
  6. -3
    11 апреля 2024 15:34
    Так авиаотрасли везде испытывают проблемы и у нас и за рубежами нашей родины. Весь мир стал меньше летать.А взаимные санкции и западу не доставили выгоды. Сплошные убытки .До трети линий и там закрылось .
    Кстати , рынок здесь не при чём , если действуют запретами со стороны . Это уже не рынок а произвол властей по запрету конкурентов своих компаний или исходя из проводимой политики по отношению к другим странам .
    1. 0
      11 апреля 2024 20:49
      Вообще то идет война. А россияне и, прежде всего москвичи, привыкли отдыхать за границей. Ну, боингов и не хватает. Ну, и чёрт с ними. Пусть стоят на земле. Нечего в военное время купаться на Средиземном или Красном морях. Потерпите 2-3 года. Правительство должно было разобраться с ситуацией, а не кидаться триллионом рублей куда попало. Поддержка внутренних линий другое дело, а многочисленные международные подсократить, хотя НАТОвские страны их и так сократили.
  7. +3
    11 апреля 2024 19:02
    НИкакие санкции не будут действовать, если самолеты будут строиться из наших материалов, нашими технологиями. Ведь некоторые самолеты нужно только совершенствовать. ЯК-40 чем не машина для малых перевозок. Да и Ил-18,если его осовременить подошел бы вполне. Затраты горючего? Сколько мы вбухиваем в другие страны энергоносителей, стыдно говорить о таких мелочах. Просто надо захотеть.И в первую очередь вспомнить, что мы были мировой авиационной державой. Но мы предполагаем,а бизнес располагает.
  8. -3
    11 апреля 2024 20:43
    Дядя Вася в сарае заместит импортные электронные узлы и сертифицирует ! fellow
  9. +3
    11 апреля 2024 20:54
    Авиастроение это лакмусовая бумажка технических возможностей страны. Пока мир делял две компании Аэрбас и Боинг. На подходе китайские борты..
    А Россия в ворохе проблем ! Это отсутствие электроники, электротехники, процессорной техники, отсталое приборостроение, двигателя слишком прожорливые, слаба ремонтная и обслуживающая сеть по миру, материаловедение и сервис ...
    Все законсервировать и сказать - Внутри страны и так сойдет ???
    Ездили же на Жугулях руля по рейке крутили, глохли в ревущих авиа бортах, стояли в очередях...?
  10. +2
    12 апреля 2024 14:41
    если б только самолёты(( а суда? а автомобили? вроде и проще, ан нет если копнуть
  11. +1
    12 апреля 2024 16:33
    Стоимость авиабилета с Юга России на Север равняется 22 тысячам рублей. И столько же на обратный билет. Эта сумма превышает среднюю зарплату по области.
  12. 0
    16 апреля 2024 11:20
    Пожелание - не ныть. Заводы и КБ есть и строят .Пускай пока по не многу .Но нарастят. Так что будем летать на своей авиации. Мгновенно ничего не бывает и просто надо подождать.
  13. 0
    17 апреля 2024 17:46
    Цитата: svoroponov
    Пожелание - не ныть. Заводы и КБ есть и строят .Пускай пока по не многу .Но нарастят. Так что будем летать на своей авиации. Мгновенно ничего не бывает и просто надо подождать.

    Это любимая пестня - там за горизонтом, там за горизонтом там в 30-36 или 50 году..?