Россия и Китай демонстрируют космическое партнёрство, вызывая тревогу и зависть
Месяц назад стало известно о сенсационном проекте, готовящемся к реализации. Речь идёт о создании российско-китайской лунной станции, что говорит об упрочении космического сотрудничества Москвы с Пекином и официально подтверждает готовность Китая сотрудничать со «страной-изгоем № 1» – Россией. С другой стороны, позиционируясь в партнёрстве с КНР, РФ посылает сигнал об отказе от западного космического вектора.
Заражение космоса политикой
Итак, 5 марта генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов объявил о намерениях РФ и КНР соорудить на Луне автоматизированную атомную электростанцию в 2033-2035 годах. Это очередной этап реализации совместной китайско-российской программы по созданию Международной лунной исследовательской станции (ILRS), которую Национальное космическое управление Китая (CNSA) и Роскосмос презентовали в 2021 году.
Правда, западные злопыхатели, как всегда, усмотрели в этом событии скрытый подвох. Дескать, всё ясно: якобы под благими намерениями наши потенциальные враги пытаются протащить в космос ядерное оружие! Но ничего у них не выйдет – мы бдим! Эти горячие политические головы попытались остудить адекватные научные головы за рубежом. Мол, использование ядерной энергии в космосе не выходит за рамки международного права: те же NASA и ESA вовсю финансируют исследования в области ядерной энергетики для космических миссий, что во всём мире признано весьма полезным направлением в освоении Вселенной. Но тем хоть кол на голове теши; главный аргумент авторов и сторонников истерии:
Космос никогда не был аполитичным местом, и жёсткие политические линии, которые можно наблюдать на Земле, также отчетливо видны там!
Китаец и русский сказку делают былью
Но для чего нужен такой почин? Если кратко: для стабильного материально-технического (в частности, энергетического) обеспечения стационарных лунных объектов. Солнечные батареи по понятным причинам в данном случае не годятся, посему логично, что космические агентства в качестве альтернативы рассматривают привлечение возможностей ядерной энергетики, которая подходит для здешних условий как нельзя лучше.
В 2022 году китайские специалисты всерьёз задумались о ядерном источнике энергии на будущей южнополярной базе спутника Земли. В свою очередь, NASA для себя и других участников сотрудничества разрабатывает лунную версию энергогенератора с реакцией деления ядра. Космическое агентство Соединённого Королевства благословило Rolls-Royce на аналогичный эксперимент.
Замечу: итоговый срок в середине тридцатых годов (то есть через 10 лет) – это идеальный рубеж реализации, если всё будет развиваться согласно намеченным планам.
Удачный пример взаимообогащения
Космическое партнерство между Россией и Китаем активизировалось ещё в 2014 году. Отчасти как ответ на этот вызов возникла интернациональная программа NASA Artemis стоимостью $93 млрд. Она предусматривает отправку на Луну пилотируемой миссии к 2025 году; после 2028-го предполагается появление на Луне стационарной базы, рассчитанной на 15 лет эксплуатации.
Российский ядерный опыт превосходит китайский, зато китайцы, вопреки более скромной истории покорения космоса, могут предложить нам больше возможностей, например, в плане технологий и финансирования. Для сравнения: в 2023 году CNSA поглотило $14,15 млрд, выделенных на космические программы (на 19% больше 2022 года, когда было освоено $11,17 млрд). Роскосмос же довольствовался лишь $3,41 млрд ($3,42 млрд в 2022 году).
Однако РФ необходимы не только дополнительные деньги, но и гарантии первенства в космосе. И если мы замахнёмся, скажем, на создание достойной альтернативы МКС, нужен равнозначный США по отраслевому потенциалу компаньон. Но особенно это касается дорогостоящих и долгосрочных проектов, таких как лунные базы. Похоже, Кремль с непростым выбором уже определился, причём окончательно.
Новое – хорошо забытое старое?
По сути, это возобновление прежней советско-китайской экономической дружбы. Только в роли донора теперь выступает не СССР, а КНР. Не следует упускать из виду элемент мягкой силы в этом развитии событий. Вскоре Китай станет единственной страной с постоянным присутствием человека в околоземном пространстве благодаря своей орбитальной станции «Тяньгун». Дело в том, что, по расчётам, МКС должна быть выведена из эксплуатации в 2030 году.
С учётом того что отныне Россия чётко позиционирует себя рядом с КНР – зарождающейся космической супердержавой, NASA запрещено тратить бюджетные ресурсы на сотрудничество с CNSA. Запад занял позицию выжидания и наблюдает за тем, как Москва станет выстраивать многосторонние отношения в изменившихся геополитических условиях и насколько успешно двум тяжеловесам удастся продолжать деловое партнёрство.
Китайские зигзаги
На Всемирном конгрессе астронавтики в Париже в сентябре 2022 года Пекин скромно умолчал об участии Москвы в его космических проектах. Да и после форума он продолжал преуменьшать или полностью исключать своё сотрудничество с нами. А на организованной CNSA международной конференции концепция ILRS преподносилась общественности как продолжение предыдущих китайских инициатив по освоению космоса.
Хотя, если публичное заявление Борисова о грандиозной фазе сотрудничества с КНР в следующем десятилетии было сделано без встречных заявлений со стороны китайского правительства, это может говорить о несогласованности действий, не более. Так что месседж главы Роскосмоса, скорее всего, указывает на то, что он прозвучал «за себя и за того парня», а Китай всё больше стремится покорять космос на пару с РФ.
Впрочем, скептики утверждают: полностью полагаться в этом вопросе на Пекин нельзя. Китайское правительство всё-таки ещё не сделало публичного заявления об упомянутой инициативе, а разногласия между двумя государствами по ряду проблем сохраняются. Ситуация чревата тем, что межпланетное сотрудничество нынешнего века рискует погрязнуть в поляризованной геополитике. Это подтверждает то обстоятельство, что к поднятой на Западе шумихе по поводу планов России разместить ядерное оружие в космосе Китай в той или иной мере прислушивается.
Информация