Частные российские проекты рвутся в космос
Когда-то космос был уделом исключительно государства. Но времена меняются, и современные страны все больше акцентируют внимание на земных проблемах, которых полным-полно. Холодная война осталась в прошлом, так что теперь русским и американцам уже не нужно доказывать друг другу, что они лучше, чем есть на самом деле.
К счастью, космические технологии не пропали даром. Теперь они попали в руки к амбициозным миллионерам и миллиардерам, которые хотят, как минимум, оставить свой след в истории. Как максимум — построить космические мега-корпорации, которые будут приносить большую прибыль.
Сделать это сложно: самих ракет не нужно очень много и заказчикам вполне хватает тех, что есть. Однако трудности не пугают таких людей как Илон Маск, которые доказали, что при правильном подходе, можно оставить конкурентов далеко позади, даже начиная свое дело с чистого листа, условно. Сейчас ракета Falcon 9 — самый востребованный носитель на рынке запусков. А недавно SpaceX успешно отправила в космос первую ступень носителя, которую уже дважды использовали для космических стартов. Огромный успех.
В принципе, его можно было спрогнозировать, ведь частники лучше других считают деньги. А значит, выступают наиболее эффективными собственниками, которые не будут вкладываться в совершенно разорительные проекты в надежде урвать кусок от пирога (хотя к Starship есть серьезные вопросы). В общем и целом, сейчас технологическими лидерами на рынке ракетных запусков видятся SpaceX и Blue Origin: обе частные. Еще есть Virgin Galactic, которая намерена диктовать свои правила на рынке суборбитальных полетов. Но это если у нее все получится так, как планирует основатель Ричард Брэнсон. Мы же постараемся сейчас понять, какие российские частные проекты могут «выстрелить» в обозримом будущем.
«Морской старт»
Это, конечно, весьма субъективная оценка, которая, во многом, базируется на «хайпе» вокруг компании S7 Space (дочка S7 Group), владеющей космодромом. Но нужно отдать должное основателю «семерки» Владиславу Филеву. Благодаря его стараниям о российской частной космической индустрии хотя бы начали говорить. Если кто не знает, то S7 Space планирует запускать с плавучего космодрома ракеты: сначала украинские «Зениты», а потом и перспективные российские «Союз-7». Самое интересное: недавно генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института Кирилл Сыпало рассказал, что S7 хочет реализовать многоразовую концепцию на «Союз-7» по примеру Falcon 9. То есть, носитель хотят сажать ракетодинамическим способом.
В теории все выглядит очень хорошо, и такой подход позволит по максимуму сэкономить на запусках. А расположение космодрома на экваторе, где имеются наилучшие условия для старта (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли) позволяет говорить о возможном прорыве. Впрочем, для этого нужно максимально тесное сотрудничество между S7 Space и РКК «Энергия», которая создает ракету «Иртыш», выбранную в качестве основы для нового «Союза». И здесь могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с бюрократией и желанием «Роскосмоса» сохранять монополию в своей стране. Могут возникнуть и «политические» проблемы с поставками уже упомянутых выше «Зенитов». Так что пусть каждый для себя решает — верить или нет в успех S7 Space. Вариантов для российского ракетостроения, в общем-то, не много.
Сверхлегкая ракета «Таймыр»
Россию не обошла стороной микроракетная лихорадка. Здесь нужно пояснить: современная электроника позволяет создавать очень маленькие спутники микро- и наноклассов. Для их доставки в космос не нужны ракеты тяжелого и даже среднего классов. Достаточно легкой и относительно дешевой ракеты.
Так возник проект «Таймыр», который разрабатывает частная компания «Лин Индастриал». После финансовых трудностей 2017 года она вошла в группу компаний «Галактика». Предполагается, что ракета «Таймыр» сможет выводить полезную нагрузку массой до 180 килограмм на низкую околоземную орбиту. Причем речь идет о целом семействе ракет с разными возможностями. Управлять носителем хотят с помощью газовых сопел и решетчатых воздушных рулей. На сайте «Лин Индастриал» указано, что в качестве горючего хотят использовать керосин, а в качестве окислителя — концентрированную перекись водорода. Важно сказать, что данному топливу не нужно оборудование, выдерживающее сверхнизкие температуры и оно не ядовито.
Проблемой для проекта может стать высокая конкуренция на рынке запусков. Вспомнить хотя бы сверхлегкий новозеландский «Электрон», который уже вовсю летает. И вокруг которого очень много шума в СМИ.
Многоразовый корабль от фирмы «КосмоКурс»
Еще одним весьма амбициозным российским частным космическим проектом является многоразовый космический корабль от «КосмоКурса». Это компания, основанная в 2014 году в рамках фонда «Сколково». Ее основное назначение — космический туризм. Пока что известно не очень много. Сообщалось, что корабль сможет брать на борт до шести туристов, которые проведут пятнадцать минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю.
Стартовая масса ракеты составит до 80 тонн, масса корабля с людьми — 7 тонн. Основными компонентами топлива для ракеты станут кислород и спирт, а азот будет сопутствующим компонентом. Первый испытательный пуск запланирован на 2021 год. Стоимость билетов должна составить 200 — 250 тысяч долларов. Ранее также сообщалось, что компания «Космокурс» анализирует реактивную посадку капсулы корабля за счет своих двигателей, без применения парашюта. Подобный подход, вне всякого сомнения, потребует дополнительных испытаний, которые рискуют поднять цену проекта до небес.
Спутники Dauria Aerospace
Из всего нашего списка российская частная компания Dauria Aerospace занимается наиболее «приземленными» вещами, а именно — разработкой маленьких спутников и продажей комплектующих для них. Однако фирму отличает то, что это один из очень немногих российских частников, кто может похвастаться реальными результатами. Напомним, что два спутника в 2015 году компания продала Aquila Space из США, получив первый доход от своей деятельности. Еще раньше, в июне 2014 года, компания при помощи ракеты «Днепр» запустила спутники Perseus-M1 и Perseus-M2 — микроспутники группировки Perseus для зондирования нашей планеты. Они созданы на основе новой спутниковой платформы Perseus.
В июле 2014 года Dauria Aerospace с помощью ракеты «Союз» доставила в космос экспериментальный спутник для отработки технологий DX1. Впрочем, из-за технического сбоя, другой аппарат — МКА-Н — не вышел на связь. Сейчас компания работает над спутниками нового поколения Auriga массой до 50 килограммов, а также космической платформой Atom, которая предназначена для спутникового оборудования массой до одной тонны. Это важные и перспективные направления, которые в теории могут заставить говорить о российских спутниках весь мир.
Спутники от компании «Спутникс»
Есть еще одна частная компания, которая также заставила говорить о себе. 19 июня 2014 года разработанный «Спутникс» аппарат «Таблетсат-Аврора» массой 26 кг был выведен на низкую околоземную орбиту. Его считают первым российским частным микроспутником. Сейчас компания активно работает с молодежью. Так, ее специалисты придумали настольный конструктор, который позволит построить микроспутник даже ребенку. Вовлечение подрастающего поколения в космическую индустрию — однозначно важный шаг в контексте популяризации космоса и науки в целом.
К счастью, космические технологии не пропали даром. Теперь они попали в руки к амбициозным миллионерам и миллиардерам, которые хотят, как минимум, оставить свой след в истории. Как максимум — построить космические мега-корпорации, которые будут приносить большую прибыль.
Сделать это сложно: самих ракет не нужно очень много и заказчикам вполне хватает тех, что есть. Однако трудности не пугают таких людей как Илон Маск, которые доказали, что при правильном подходе, можно оставить конкурентов далеко позади, даже начиная свое дело с чистого листа, условно. Сейчас ракета Falcon 9 — самый востребованный носитель на рынке запусков. А недавно SpaceX успешно отправила в космос первую ступень носителя, которую уже дважды использовали для космических стартов. Огромный успех.
В принципе, его можно было спрогнозировать, ведь частники лучше других считают деньги. А значит, выступают наиболее эффективными собственниками, которые не будут вкладываться в совершенно разорительные проекты в надежде урвать кусок от пирога (хотя к Starship есть серьезные вопросы). В общем и целом, сейчас технологическими лидерами на рынке ракетных запусков видятся SpaceX и Blue Origin: обе частные. Еще есть Virgin Galactic, которая намерена диктовать свои правила на рынке суборбитальных полетов. Но это если у нее все получится так, как планирует основатель Ричард Брэнсон. Мы же постараемся сейчас понять, какие российские частные проекты могут «выстрелить» в обозримом будущем.
«Морской старт»
Это, конечно, весьма субъективная оценка, которая, во многом, базируется на «хайпе» вокруг компании S7 Space (дочка S7 Group), владеющей космодромом. Но нужно отдать должное основателю «семерки» Владиславу Филеву. Благодаря его стараниям о российской частной космической индустрии хотя бы начали говорить. Если кто не знает, то S7 Space планирует запускать с плавучего космодрома ракеты: сначала украинские «Зениты», а потом и перспективные российские «Союз-7». Самое интересное: недавно генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института Кирилл Сыпало рассказал, что S7 хочет реализовать многоразовую концепцию на «Союз-7» по примеру Falcon 9. То есть, носитель хотят сажать ракетодинамическим способом.
В теории все выглядит очень хорошо, и такой подход позволит по максимуму сэкономить на запусках. А расположение космодрома на экваторе, где имеются наилучшие условия для старта (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли) позволяет говорить о возможном прорыве. Впрочем, для этого нужно максимально тесное сотрудничество между S7 Space и РКК «Энергия», которая создает ракету «Иртыш», выбранную в качестве основы для нового «Союза». И здесь могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с бюрократией и желанием «Роскосмоса» сохранять монополию в своей стране. Могут возникнуть и «политические» проблемы с поставками уже упомянутых выше «Зенитов». Так что пусть каждый для себя решает — верить или нет в успех S7 Space. Вариантов для российского ракетостроения, в общем-то, не много.
Сверхлегкая ракета «Таймыр»
Россию не обошла стороной микроракетная лихорадка. Здесь нужно пояснить: современная электроника позволяет создавать очень маленькие спутники микро- и наноклассов. Для их доставки в космос не нужны ракеты тяжелого и даже среднего классов. Достаточно легкой и относительно дешевой ракеты.
Так возник проект «Таймыр», который разрабатывает частная компания «Лин Индастриал». После финансовых трудностей 2017 года она вошла в группу компаний «Галактика». Предполагается, что ракета «Таймыр» сможет выводить полезную нагрузку массой до 180 килограмм на низкую околоземную орбиту. Причем речь идет о целом семействе ракет с разными возможностями. Управлять носителем хотят с помощью газовых сопел и решетчатых воздушных рулей. На сайте «Лин Индастриал» указано, что в качестве горючего хотят использовать керосин, а в качестве окислителя — концентрированную перекись водорода. Важно сказать, что данному топливу не нужно оборудование, выдерживающее сверхнизкие температуры и оно не ядовито.
Проблемой для проекта может стать высокая конкуренция на рынке запусков. Вспомнить хотя бы сверхлегкий новозеландский «Электрон», который уже вовсю летает. И вокруг которого очень много шума в СМИ.
Многоразовый корабль от фирмы «КосмоКурс»
Еще одним весьма амбициозным российским частным космическим проектом является многоразовый космический корабль от «КосмоКурса». Это компания, основанная в 2014 году в рамках фонда «Сколково». Ее основное назначение — космический туризм. Пока что известно не очень много. Сообщалось, что корабль сможет брать на борт до шести туристов, которые проведут пятнадцать минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю.
Стартовая масса ракеты составит до 80 тонн, масса корабля с людьми — 7 тонн. Основными компонентами топлива для ракеты станут кислород и спирт, а азот будет сопутствующим компонентом. Первый испытательный пуск запланирован на 2021 год. Стоимость билетов должна составить 200 — 250 тысяч долларов. Ранее также сообщалось, что компания «Космокурс» анализирует реактивную посадку капсулы корабля за счет своих двигателей, без применения парашюта. Подобный подход, вне всякого сомнения, потребует дополнительных испытаний, которые рискуют поднять цену проекта до небес.
Спутники Dauria Aerospace
Из всего нашего списка российская частная компания Dauria Aerospace занимается наиболее «приземленными» вещами, а именно — разработкой маленьких спутников и продажей комплектующих для них. Однако фирму отличает то, что это один из очень немногих российских частников, кто может похвастаться реальными результатами. Напомним, что два спутника в 2015 году компания продала Aquila Space из США, получив первый доход от своей деятельности. Еще раньше, в июне 2014 года, компания при помощи ракеты «Днепр» запустила спутники Perseus-M1 и Perseus-M2 — микроспутники группировки Perseus для зондирования нашей планеты. Они созданы на основе новой спутниковой платформы Perseus.
В июле 2014 года Dauria Aerospace с помощью ракеты «Союз» доставила в космос экспериментальный спутник для отработки технологий DX1. Впрочем, из-за технического сбоя, другой аппарат — МКА-Н — не вышел на связь. Сейчас компания работает над спутниками нового поколения Auriga массой до 50 килограммов, а также космической платформой Atom, которая предназначена для спутникового оборудования массой до одной тонны. Это важные и перспективные направления, которые в теории могут заставить говорить о российских спутниках весь мир.
Спутники от компании «Спутникс»
Есть еще одна частная компания, которая также заставила говорить о себе. 19 июня 2014 года разработанный «Спутникс» аппарат «Таблетсат-Аврора» массой 26 кг был выведен на низкую околоземную орбиту. Его считают первым российским частным микроспутником. Сейчас компания активно работает с молодежью. Так, ее специалисты придумали настольный конструктор, который позволит построить микроспутник даже ребенку. Вовлечение подрастающего поколения в космическую индустрию — однозначно важный шаг в контексте популяризации космоса и науки в целом.
Информация