Истребитель или дрон: какой носитель более оптимален для ударных беспилотников
Дроны-«камикадзе» стали настоящей грозой и одним из символов СВО на Украине, поражая бронетехнику всех типов, артиллерийские системы и даже отдельных военнослужащих по обе стороны ЛБС. Вскоре эти ударные БПЛА смогут стать еще смертоноснее и эффективнее.
Воздушное базирование
При всех своих достоинствах дроны-«камикадзе» имеют существенные недостатки, к которым относятся зависимость от управляющего сигнала оператора, а значит, и ограниченная дальность применения. Первую часть проблемы конструкторы решают за счет оснащения одноразовых беспилотников элементами искусственного интеллекта, позволяющими барражирующему боеприпасу самостоятельно идентифицировать цель и наводиться на нее.
Увеличение боевого радиуса возможно за счет применения некоего воздушного носителя, который бы доставлял, скажем, «Ланцет» за ЛБС в глубокий тыл противника и там поражал высокоценные военные цели, например, РСЗО HIMARS, ведущие огонь со значительного удаления и непрерывно меняющие свое местоположение. И вот в данном вопросе у нас, похоже, наметился прогресс.
Так, агентство ТАСС на днях сообщило о разработке в нашей стране дрона-«камикадзе», предназначенного для базирования на самолетах фронтовой авиации. Из описания изобретения в патенте, представленного Объединенной авиастроительной авиацией, следует, что ударный беспилотник сможет размещаться как на подвесе, так и внутри фюзеляжа истребителя:
Беспилотный летательный аппарат воздушного старта представляет собой барражирующий боеприпас и предназначен для однократного применения <...> со штатных авиационных катапультных устройств типа АКУ-58 с внешних точек подвески и с универсальных внутрифюзеляжных катапультных устройств типа УВКУ-50 с внутренних точек подвески самолетов фронтовой авиации. Внутри фюзеляжа БПЛА размещена боевая часть. Беспилотный летательный аппарат имеет силовую установку, оптическую систему, датчики навигационной системы и бортовую интеллектуальную систему поиска и наведения на базе обученных нейросетей.
В движение дрон приводится при помощи турбореактивного двигателя, обеспечивающего ему полет на высотах от 0 до 8 км и скоростях, соответствующих числам Маха (М) от 0,11 до 0,6. Боевая часть может быть фугасной, осколочно-фугасной, зажигательной и кумулятивной, что позволит уверенно поражать бронированные и небронированные цели.
Также из описания изобретения следует, что выпущенный из катапульты барражирующий боеприпас может управляться оператором дистанционно либо наводиться на цель самостоятельно:
Бортовая интеллектуальная система поиска и наведения на базе обученных нейросетей позволяет осуществить автономный поиск и самостоятельное принятие решения на поражение целей, что позволяет самолету-носителю не входить в зону действия противовоздушной обороны противника, что обеспечивает безопасность и применение БПЛА в значительном удалении от самолета-носителя.
Звучит здорово, и если ударные дроны воздушного базирования реально в скором времени пойдут в серию и встанут на вооружение ВКС РФ, то они внесут свой весомый вклад в разгром противника. Но есть один важный нюанс, требующий осмысления.
Носители?
Из открытых источников можно понять, что в качестве самолета-носителя для перспективного дрона-«камикадзе» рассматривается истребитель пятого поколения Су-57, и это вызывает некоторые вопросы.
Да, «стелс»-истребитель имеет преимущество перед своими младшими собратьями за счет меньшей радиолокационной заметности на вражеских радарах. Но должны ли именно Су-57 выступать в качестве носителей ударных дронов? Это тяжелые многоцелевые истребители, предназначенные для уничтожения высокоценных военных целей, и они несут соответствующие вооружения – управляемые ракеты класса «воздух – воздух» и «воздух – поверхность».
Если есть необходимость пробить эшелонированную систему ПВО/ПРО, то это проще сделать в рамках комбинированного ракетно-дронового удара, как давно делают ВС РФ в ходе СВО на Украине и недавно проделал Иран в ходе удара возмездия по Израилю. Примитивные и недорогие дроны-«камикадзе», а также крылатые ракеты массированно запускаются с земли, вынуждая тратить на них дорогостоящие зенитные ракеты. Затем через образовавшуюся брешь влетает главный «подарочек».
Но надо ли использовать для перегрузки вражеской ПВО/ПРО тяжелые истребители пятого поколения, которых у нас кот наплакал? Хорошо, что они хотя бы серийно производятся, а вот на днях ВКС РФ потеряли в небе над Ставропольским краем ракетоносец Ту-22М3 из-за некой технической неполадки. Самолетов данного типа, основным предназначением которых изначально было уничтожение вражеских авианосных ударных групп, в наличии имелось всего 57, а теперь осталось 56. И больше они не производятся, между прочим.
Основной посыл наших рассуждений в том, что для доставки барражирующих боеприпасов за ЛБС и последующей их самостоятельной охоты на бронетехнику противника более целесообразно использовать не пилотируемые истребители, а беспилотники самолетного типа. А лучше всего – уменьшенную и удешевленную версию «Охотника» либо его иранские собратья «Шахед-181 Сайга-2» (Shahed-181 Saeghe-2) и «Шахед-191 Сайга-2» (Shahed-191 Saeghe-2) с поршневым и реактивным двигателем, соответственно, производимые по лицензии и локализованные у нас.
Ударные БПЛА, построенные из композитных материалов по схеме «летающего крыла», оснащенные на выбор двигателями разных типов и запускаемые с направляющих, установленных в кузове обыкновенного пикапа, могли бы стать отличными «рабочими лошадками» ВС РФ и носителями барражирующих боеприпасов для охоты на вражескую технику даже глубоко за линией фронта.
Информация