Ленский мост: 40 лет в тени других проектов

26

Совсем недавно президент Российской Федерации Владимир Путин вновь затронул тему строительства моста на Сахалин, произошло это в ходе его онлайн-встречи с главой Сахалинской области Валерием Лимаренко. Все это послужило поводом для того, чтобы вспомнить еще один крупный проект, реализация которого гораздо меньше освещается в медийном пространстве. Речь идет о новом мостовом переходе через реку Лена в районе Якутска. Данное сооружение позволит связать Восточную Сибирь с портами Охотского моря.

Первые планы по возведению совмещенного моста (для железнодорожного и автомобильного транспорта) через Лену появились еще в 80-х годах прошлого века, связаны они были с начавшимся строительством Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ). К сожалению, тем планам не суждено было сбыться, помешала перестройка и последующий за ней распад Советского Союза. Уже в XXI веке было принято решение отказаться от железнодорожной части мостового перехода, так как Якутск, располагающийся на западном берегу Лены, все равно оказался бы тупиковой станцией, а АЯМ в перспективе должна будет продлеваться на восток в сторону Магадана.



В 2014 году было ощущение, что дело может сдвинуться с мертвой точки, были даже подписаны первые документы о грядущем строительстве автомобильного моста в районе Якутска. Однако строительство мостового перехода в очередной раз было перенесено, а уже выделенные деньги были перенаправлены на сооружение Крымского моста, возведение которого в геополитических условиях тех лет руководство Российской Федерации посчитало приоритетным.

В 2020 году Правительству Республики Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания» (входит в Группу «ВИС») все-таки удалось заключить долгожданное концессионное соглашение, предполагающее проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильного моста через Лену. Добавим, что в том соглашении также принимала участие государственная корпорация «Ростех», специально для этого вступив в консорциум все с той же Группой «ВИС». Предполагалось, что строительство нового автомобильного соединения будет завершено уже к 2025 году. Только из внебюджетных средств планировалось привлечь порядка 30 миллиардов рублей, точную же стоимость строительства нового объекта специалисты собирались озвучить после прохождения проектом всех необходимых экспертиз.

На тот момент велись лишь изыскательные работы, все заинтересованные в реализации данного проекта активно взаимодействовали между собой, решая вопросы, связанные с финансированием и подготовкой к государственной экспертизе.

Классический для таких крупных проектов поворот сюжета произошел уже в 2023 году. В феврале глава Якутии Айсен Николаев в своем интервью «Известиям» заявил, что окончание строительства моста стоит ожидать не ранее конца 2027 года. Необходимо также отметить, что в той же беседе он отмечал, что такой вариант развития событий носит оптимистичный характер. К концу 2023 года стало понятно, что одним оптимизмом сыт не будешь, такой вывод можно сделать из того, что министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев в интервью «ФедералПресс» озвучил новую дату окончания работ – 2028 год.

К тому времени стала известна и стоимость нового мостового сооружения. Так, согласно проектно-сметной документации, возведение самого моста и правобережного подхода к нему обойдутся в 122 миллиарда рублей. Учитывая высокую стоимость объекта, глава Якутии Айсен Николаев обратился с просьбой к Владимиру Путину, предложив покрыть из федеральных источников более половины стоимости данного проекта (не менее 65 миллиардов рублей).

На данный момент Якутск продолжает оставаться единственным в Российской Федерации крупным городом, который не имеет постоянного автомобильного сообщения с дальнейшим его выходом к магистралям федерального значения. Кроме того, фактически разорванной в этом плане ощущает себя и вся Якутия, так как в период осеннего и весеннего ледохода отсутствует стабильное наземное сообщение между западной и восточной частями региона. Новый мост позволит решить эти проблемы, соединив между собой три федеральные и пять региональных автомобильных дорог, железнодорожную магистраль, городской аэропорт и речной порт.

Если же более подробно рассматривать технические характеристики нового сооружения, то стоит обратить внимание на то, что длина основной части моста составит 2,49 километра, а с учетом подъездных участков – 4,6 километра. Сам мостовой переход будет представлять собой трехпилонную вантовую систему с балочными эстакадами на подходах с двумя полосами для движения.

Новый мост, по мнению как федеральных, так и региональных властей, позволит решить целый комплекс социально-экономических проблем, который на данный момент существует в регионе. Так, его появление повлечет за собой снижение стоимости потребительских товаров и услуг в Якутии. Уменьшатся и ежегодные траты на все мероприятия, осуществляемые в рамках «Северного завоза». Кроме того, гораздо привлекательнее с инвестиционной точки зрения станут полезные месторождения, располагающиеся в западной части региона.

В заключение хочется добавить, что проект строительства Ленского моста имеет довольно сложную судьбу, как и большинство инфраструктурных проектов такого масштаба в нашей стране. Радует то, что на данный момент уже стартовали реальные подготовительные работы, а Владимир Путин четко озвучил сроки окончания строительства – конец 2028 года. Хочется верить, что больше никакого переноса сроков не произойдет, и новый мост будет радовать жителей Якутии.

Добавим, что с переносом сроков окончания строительства Ленского моста связана одна забавная ситуация. Еще в 2019 году в своем интервью изданию «Якутск вечерний» глава региона Айсен Николаев предложил интервьюеру пари. Его условия были просты, если до конца 2025 года нового мостового перехода не будет, то руководителю Якутии придется съесть собственный галстук. Конечно, до окончания спора еще больше года, иногда чудеса случаются, но успеть завершить такой проект на три года раньше запланированного будет довольно проблематично. Получается, что Айсен Николаев попал в крайне нелепую ситуацию, интересно было бы узнать, помнит ли он вообще о своем обещании? И разрешат ли вспомнить об этом пари в конце 2024 года местным журналистам?
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    20 апреля 2024 11:35
    Мост через Лену у Якутска по всему более необходим, нежели мост на Сахалин. Приступать к строительству моста нужно сегодня, ибо это и металл, и прочие производства,- пойдут на пользу экономики РФ, не говоря о развитии целого региона. Для А.Николаева проблему решить не сложно, изготовить галстук из съестного (соломки из риса или прочих морских ламинарий) и исполнить обещание.
  2. 0
    20 апреля 2024 14:34
    Мост даже строить ещё не начали, о каком чуде к 25 году может идти речь?! Сморозил якут глупость для отчётности, вот пусть и расхлебывает. Да он по недалёкости легко о своём обещании забудет!
    Но такую махину через великую Лену у нас не то, что к 28 году, к 30-му не построят. Если вообще начнут строить!
    Это же не политически-стратегически важный мост, как Крымский, может и ещё 40 лет подождать!
    1. +3
      20 апреля 2024 15:33
      Есть понятие: военые, политические, экономические, коррупционные и прочие интересы строительства, в том числе и мостов.. Крымский мост, образец военно-политических да и экономических, Ленский мост, как военно-экономических интересов. Сахалинский мост,- не дотягивает до политико-экономических значений. Главным, увязывать все строительства по ощероссийскому плановому развитию государства. Вот строительство отдельной скоростной ЖД магистрали Москва-С.Птербург, яркий пример ущербных показушных и коррупционных интересов, копируя чужие решения, не свойственные сегодняшним российским проблемам.
  3. -1
    20 апреля 2024 16:19
    Много чего надо строить. Если выбирать значимость, где сперва строить, я бы выбрал Сахалин, т.к. здесь присутствуют кроме экономических, ещё вопросы политические и обороны России.
    1. +1
      20 апреля 2024 16:34
      Реплика. Сейсмика Сахалина сложная, плюс при первых военных действиях на тихоокеанском театре , данный мост будет уничтожен, чему поспособствуют первенйшим японцы. Экономиченские интересы не дотягивают для строительства такого моста, при 500 т. населения острова. Есть более значимые места для первейшего строительства больших мостов..
      1. 0
        20 апреля 2024 17:03
        Вы лично были в тех местах? Вы являетесь специалистом в области строительства мостов, в сейсмологии, гидрологии? Сейсмическая активность определяется цифрами, временем, фазами. Прогнозируемая вами война между Японией и Россией, в ближайшие 100 лет, это из области фантастики. Развивать ДВ надо обязательно, т.к. главный и первый тормоз развития ДВ является оторванность от центра. Самолёт летит без посадки 9 часов, из Владивостока в Москву скорый поезд идёт 7 суток, на машине вы будете ехать 2 недели. Билеты дорогие и есть дефицит. Почему народ массово уезжает с ДВ в центр, надеюсь вы догадываетесь. На территории восточнее Читы, по меридиану, проживает 5 млн чел. Посмотрите на карте размеры этой территории. Южный Сахалин и Южное приморье неплохие места для проживания, там даже арбузы растут. Владивосток находится на широте Геленджика, рядом КНР, КНДР, Корея, через море Япония. Все эти страны к жителям ДВ относились хорошо. Проще и дешевле смотаться в Китай, чем лететь в Москву или на Чёрное море. Вот поэтому я выбрал мост на Сахалин, потому что везде там был.
        1. +2
          20 апреля 2024 19:30
          Мост не исправит ситуацию, а деньги огромнейшие. Для моста нужны и сотни километров новых путей, что станет в дополнительно не менее цены моста. Лучше их потратит на инфраструктуру острова, это будет более результативно. Жители и так путешествуют самолётом из-за расстояний, создать льготы на эти деньги и тд.. Проблемы нужно решать реальные, а один дорогущий мост станет памятником экономической и социальной неграмотности.
  4. 0
    20 апреля 2024 19:19
    Сидя на Русской равнине легко рассуждать: Лена, Сахалин... Разве не понятно, что у России нет людей для освоения Сибири. Особенно, таких романтиков, кои покинут обустроенную Московию-Ставропольщину и поедут "за запахом тайги". При царе и Иосифе Виссарионовиче нашлось решение- ссылка, каторга. Потом при социализме стали завлекать "длинным рублём". Сейчас ничего этого нет. Так что останется Сибирь-матушка незагаженной полностью ещё лет пятьсот. И ЭТО ХОРОШО!
    1. 0
      20 апреля 2024 19:46
      Что вам мешает, ради познания, хотя бы один раз в жизни, взять отпуск и слетать вначале августа в г. Владивосток. Посмотрите город. Рыбалка, подводная охота, будете купаться на островах в чистой морской воде. В районе полуострова Гамова видимость под водой, в хорошую погоду, около 30 метров. Если Россия не будет осваивать ДВ, то его освоит и загадит Китай. Поезжайте и вы всё увидите своими глазами.
  5. -1
    21 апреля 2024 09:09
    Автомобильный мост? Не железнодорожный? не совмещенный?
    т.е. много не привезкешь, не увезешь, оборудование на заводы не поставишь, и т.п.
    Народ на авто вряд ли будет массого ездить. Но пиар при открытие, да освоение денег.. (Цена строительства 20 лет назад, причем совмещенного, со всеми подъездами, рассчитывалась 15-16 миллиарда рублей, в 10 раз меньше)
    Интересно ,трассу сделают платной? или наоптимизируются на строительстве, и не будут?
    1. 0
      21 апреля 2024 09:13
      А, простите, зачем туда железную дорогу пихать, если на западном берегу в этом месте никаких железных дорог больше нет?
      Для чего она там, с чем её соединять?
      Пока говорят, что платный проезд будет установлен только для большегрузов.
      1. -1
        21 апреля 2024 15:17
        Когда поинтересовался ,просмотрел инфу - первый проект был с ЖД.
        И както не думали "Для чего она там, с чем её соединять?"
        Т.К. жд - ЭТО РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ .
        А авто - это товары населению возить, по сути.

        И вроде ,ЖД к якутску на другом берегу ведут.. и она уже якобы миновала будущий мост...(по новостям в инете), но...

        И одновременное строительство жд и авто моста явно дешевле , чем 2 моста по отдельности.
        В инете ,кстати , многие тоже недоумевают...
        1. 0
          21 апреля 2024 20:31
          Я так и не понял, а зачем железнодорожная ветка на левый берег?
          На правом берегу тянут, да, планируют до Магадана дотянуть.
          Если частные инвесторы готовы будут что-то на левом берегу железнодорожное строить (от месторождений до Якутска), тогда, да.
          А пока зачем, мост в никуда?
          На перспективу?
          Этот бы построили, на него хотя бы спрос есть, а для железнодорожного транспорта там пока ни необходимого грузопотока, ни, тем более, пассажиропотока.
          А люди всегда недоумевают, чем еще в интернете заниматься.
          1. 0
            22 апреля 2024 00:27
            Тогда логично... сырье- на магадан.
            а люди пускай на авто на другой берег катаются ,к станции за покупками.
            30 км бешеному автомобилю не крюк.
            Можно сказать ,вы правы, убедили.

            Сырье - в магадан. Промышленность.... фиг с ней с промышленностью...
            1. 0
              22 апреля 2024 10:04
              С какой промышленностью?
              Там промышленности кот наплакал.
              1. 0
                22 апреля 2024 15:18
                Именно. Фиг с ней, с промышленностью, которой кот наплакал.)))
                Логика понятна.
                1. 0
                  22 апреля 2024 15:30
                  Именно, а то с вашей логикой можно далеко зайти. Начать железные дороги строить в поселки на севере, где местная лесопилка две доски в год изготавливает.
                  А рентабельно это или нет, да какая разница.
                  Хватит нам одной Воркуты, пусть она остается образцом тотальной экономической безграмотности, которой так славился "Союз развалился Республик свободных".
                  1. 0
                    22 апреля 2024 15:39
                    А Воркута... родина русского страха....)))
                    А так все логично и рентабельно, согласен.
                    На логистику вывоза - деньги нужнее.
                    а на новую индустриализацию.... да где она, индустриализация то?
                    так что верно пишите.

                    Да и стоимоссть то взлетела бы ого. Она и так взлетела раз в 10, а с жд будет раз в 20. Никакого бюджета на "оптимизацию" не хватит
                    1. 0
                      22 апреля 2024 16:44
                      Новая индустриализация в Якутии? В ее западной части? До туда еще старая индустриализация не добралась.
                      Да и вообще, надо цифровизацией, сферой услуг, четвертичным сектором экономики заниматься, а у нас индустриализация на уме.
                      1. 0
                        22 апреля 2024 17:55
                        Да. Верно. Как вспомнишь дикое количество парикмахерских в Одессе при румынах в ВОВ,(писали), так понимешь - без сферы услуг, цифровизации, и четвертичной сферы - ну никак.)))
                        В любом случае выбора нет.
                      2. 0
                        22 апреля 2024 21:54
                        Так и правда же никак.
                        Вы в своем городе спокойно проживете без полимерного завода, а вот без продуктового магазина, кинотеатра и парикмахерской, вряд ли.
                      3. 0
                        29 апреля 2024 20:37
                        Верно. Верно.
                        Аптек и магазинов в поселке несколько...
                        А на работу... битком автобусы кудато в центры идут.
                        ну никак без кучи аптек, никак....
    2. 0
      29 апреля 2024 16:34
      Привет из Якутска hi
      Жд давно уже довели Нижнего Бестяха - это поселок напротив Якутска на другом берегу Лены, там и жд вокзал, смысла заводить железку в Якутск нет никакого, промышленность в городе только местная. Этот мост нужен не только Якутску, севернее его больше половины Республики, а это 20-25 Сахалинов по площади, по населению считать надо, по полезным ископаемым Якутия свободно заткнет за пояс далеко не один Сахалин, да и сахалинский мост явно дороже в разы.
      Как то так, если кратко
      1. 0
        16 мая 2024 21:40
        Вы правы но после ленского нужен сахалинский
  6. 0
    16 мая 2024 21:39
    СВО идет и все средства на нее и Николаев не виноват пусть галстук есть зеленый а вот на сахалин мост нужен как и ленский.
  7. 0
    22 мая 2024 10:37
    Жд мост нафиг там не нужен! нет грузов. вообще дешевле якутск на другой берег переселить чем мост строить