Дух времени: ледокол «Иван Папанин» морально устарел до ввода в строй?

10

В России начинаются испытания специализированного военного ледокола «Иван Папанин», первого в серии. До конца 2024 года этот патрульный корабль, разработанный для суровых условий арктической зоны, должен встать в строй. Однако уже сейчас с учетом опыта ВМФ РФ на Черном море к данному проекту имеется ряд вопросов.

Арктический пирог


Едва ли будет преувеличением сказать, что Соединенные Штаты и их сателлиты из блока НАТО готовятся к военному столкновению с Россией в Арктике. Причин тому имеется великое множество.



Во-первых, именно в Арктическом регионе наша страна и «гегемон» являются ближайшими соседями, и через Арктику проходит кратчайшая траектория полета межконтинентальных баллистических ракет. Поэтому под полярной шапкой Северного Ледовитого океана несут службу ПЛАРБ Северного флота ВМФ РФ, а на них непрерывную охоту ведут американские и британские субмарины.

Во-вторых, в континентальном шельфе Арктики сокрыты огромные запасы углеводородов и прочего сырья, и есть немало желающих перекроить границы в более выгодной для себя конфигурации.

В-третьих, Северный морской путь представляет собой кратчайший морской путь между Европой и Азией, значительно выигрывая по времени у традиционного маршрута через Суэцкий канал. Вот только навигация в суровых климатических условиях СМП возможна лишь в летний сезон, и то при помощи ледоколов сопровождения. Но не исключено, что через несколько десятилетий ситуация с ледовой обстановкой может существенно измениться в лучшую сторону.

В силу указанных причин регион в последние годы активно милитаризируется, причем процесс ускорился после начала российской СВО на Украине. Пока что преимущество на нашей стороне, поскольку с советских времен сохранился крупнейший в мире ледокольный флот. США и их сателлиты просто не имеют соответствующих технических возможностей, чтобы на равных конкурировать в Арктике с РФ.

Пока не имеют, поскольку Вашингтон еще при президенте Дональде Трампе, на которого у нас возлагают неоправданные надежды на замирение, одобрил масштабную программу строительства современного американского ледокольного флота:

Для того чтобы защитить наши национальные интересы в Арктике и Антарктике и сохранить присутствие сил безопасности наряду с нашими союзниками и партнерами в Арктике, США необходим готовый и работоспособный флот ледоколов, обеспечивающих безопасность, который был бы протестирован и полностью готов к 2029 году.

До той поры Пентагон ограничивается лишь провокациями в рамках так называемых операций по защите свободы судоходства на Северном морском пути, о чем прямо и честно пишет ведомственное издание Stars and Stripes:

Это ставит эту штуку в зону досягаемости России. Мы намеренно пытаемся быть провокационными без того, чтобы эскалировать. Мы пытаемся сдержать российскую агрессию, экспансивное поведение, показывая расширенные возможности союзников.

Ситуация пока что не критическая, но тенденция в целом негативная. «Гегемон» совершенно осознанно готовится к столкновению с РФ в Арктике. В данном контексте необходимо проанализировать, насколько соответствуют реальным вызовам и перспективным угрозам наши военные ледоколы.

Аналогов нет?


Универсальные патрульные корабли проекта 23550 были разработаны специально для суровых арктических условий, преодолевая лед толщиной до 1,7 метра, но могут при необходимости эксплуатироваться и в тропиках. Всего в серии их запланировано четыре: два – для ВМФ РФ, шифр «Арктика», и два – для нужд Береговой охраны ПС ФСБ РФ, шифр «Ермак». Различия между ними невелики, но имеются.

Данные корабли с полным водоизмещением в 8500 тонн, что соответствует приличному эсминцу, строятся на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Силовая установка выдает максимальную скорость хода на чистой воде в 18 узлов. Дальность плавания на экономичном ходу достигает 10 000 миль у «Арктики», 12 000 у «Ермака». И тот, и другой могут выполнять широкий круг задач: выступать в качестве ледокола, буксира, пожарного судна или непосредственно военного корабля.

Ничего подобного на сегодняшний день у американских партнеров нет. Получается этакая палочка-выручалочка для нужд Северного флота ВМФ РФ, а заодно и многофункциональный корабль-«регулировщик» на Северном морском пути. К сожалению, без ложки дегтя обойтись не получится.

Дело в том, что патрульные корабли проекта 23550 разрабатывались еще в мирное время и их тактико-технические характеристики не предполагали непосредственного участия в реальных боевых действиях на море, да еще и в суровых условиях Северного Ледовитого океана. Достаточно посмотреть на те вооружения, что предусмотрены у «Арктики» или «Ермака» по штату.

У первого – это одна 76,2-мм артиллерийская установка (АУ) АК-176МА и восемь ПЗРК «Игла» или «Верба» как средство ПВО. Опционально «Арктика» может дополнительно оснащаться 12,7-мм пулеметными установками 6П59 «Корд» и двумя контейнерными пусковыми установками ракетного комплекса «Калибр-К», каждая из которых может нести по четыре крылатые ракеты «Калибр» или по четыре противокорабельные ракеты «Уран».

То есть эффективная система противовоздушной обороны де-факто отсутствует, равно как и противолодочной. Удивительно, но у «Ермака», предназначенного для нужд Береговой охраны ПС ФСБ РФ, с зенитными средствами чуть лучше, чем у военного «Папанина», поскольку патрульный корабль несет по две 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Получается, что все четыре российских ледокола будут представлять собой простую цель для вражеских противокорабельных ракет воздушного и морского базирования, а также для субмарин. Опыт противостояния ВМФ РФ на Черном море показывает, что чрезвычайную опасность также могут представлять надводные беспилотные брандеры и в перспективе подводные дроны-камикадзе.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным оснастить патрульные корабли проекта 23550 как минимум ЗРК «Тор-М2» и опционально средствами противолодочной борьбы.

В противном случае краса и гордость Северного флота ВМФ РФ имеет шансы бесславно погибнуть в случае комбинированной атаки каких-нибудь американских «прокси» и не только, поскольку военные ледоколы успели морально устареть еще до ввода в строй, не соответствуя реальным вызовам времени.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    25 апреля 2024 12:43
    Да, с вооружением кораблей у нас просто беда! О чем думают там адмиралы просто непонятно. Или думают, что понаставят по бортам матросов с "Кордами" и всех победят?
    А до этого думали, что будут воевать исключительно ракетами на расстоянии сотни километров и врага в глаза не видеть?!
  2. +5
    25 апреля 2024 13:10
    Надо сначала определиться, что это? Ледокол или военный корабль. К ледоколу и военному кораблю разные требования. Что мешает сделать военный корабль ледового класса, вооружение поставить в соответствии с поставленными задачами. Может получится сторожевик, а может эсминец. Не правильно поставленная задача свела проект в пустоту и не корабль, и не ледокол. В Артике сезонный лед достигает толщины около 1,8 метра, а толщина многолетнего льда составляет в среднем 2,7 метра. В какое время и в каких местах будут ходить эти ледоколы - корабли?
  3. 0
    25 апреля 2024 16:43
    Автор не объективен. На патрульных кораблях ещё размещены боевые катера типа "Раптор" и вертолёт тяжёлого класса. Наверное усилено и радиолокационное вооружение по требованиям МО к патрульным кораблям. Раз могут устанавливаться контейнеры с "Калибрами" значит по модульному принципу возможна установка и контейнеров с ПВО или ПЛО вооружением. Ну и куда сегодня без малогабаритных беспилотников... Нормальные ледоколы со своеобразной спецификой
  4. +4
    25 апреля 2024 19:49
    выступать в качестве ледокола, буксира, пожарного судна или непосредственно военного корабля.

    не хватает казино и плавучего борделя. Вообще давно всем известно: когда хочешь всё и сразу - либо задница рвется, либо получается... такой кусок фекалий, как например, тот же 22160.
  5. +2
    25 апреля 2024 22:50
    Чего иного хотеть, министр МО РФ "табуреткин" разогнал военных профессионалов, набрал тихих безынициативных подлиз, вот и имеем такие ВС и морской флот, как и сегодняшний высший офицерский состав от времён А.Сердюкова. Далее С.Шойгу по не профессиональным качествам исправить многое просто не умел. Результатом, построены: толи корабли, толи яхты...
    1. +2
      27 апреля 2024 18:26
      Берия не был ни физиком-ядерщиком, ни инженером-конструктором, однако сумел создать для страны ракетно-ядерный щит.
      1. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
            1. Комментарий был удален.
              1. Комментарий был удален.
                1. Комментарий был удален.
  7. 0
    26 апреля 2024 22:29
    18 узлов по " чистой воде " ? Подшипники-то не поплавятся ?
  8. -1
    27 апреля 2024 18:35
    Про ледокол. В связи с наводнениями, возможно ли создание буксира усиленного ледового класса способного разрушать ледовые заторы во время половодья. Если это возможно, то насколько они будут эффективны. А "Папанин", на мой взгляд мог бы успешно разрушать льды в устьях сибирских рек, Только поможет ли это в борьбе с наводнениями? И насколько это будет экономически выгодно.
    1. +1
      29 апреля 2024 19:07
      Делать канал на реке перед ледоходом, это эффективно, такое делают часто, а разрушать ледовый затор, который лег на дно, уперся в берега не получится.
  9. 0
    1 мая 2024 21:04
    Оба сторожевика строят в Выборге, не в Питере.