Скоростные и маневренные: нужны ли ВМФ РФ суда на воздушной подушке?
Ситуация, в которой оказался наш Черноморский флот в ходе СВО, показала, что ВМФ РФ пока не вполне готов уверенно противостоять украинскому «москитному флоту», направляемому рукой блока НАТО. Но тогда каким он может или должен быть, чтобы эффективно действовать в закрытых акваториях?
Блеск и нищета ВМФ
Черноморский флот мог бы сыграть ключевую роль в первые дни после начала спецоперации на Украине, осуществив десантную операцию где-то под Одессой. К захватившим плацдарм на побережье российским морпехам тогда двинулись бы навстречу по суше ВС РФ от Херсона, блокируя Николаев, и Киев лишился бы одномоментно выхода к морю. К сожалению, этого не произошло.
Да, корабли и субмарины ВМФ РФ по-прежнему выполняют задачи по нанесению ракетных ударов по позициям ВСУ, но сам флот за два с лишним года СВО лишился возможности свободно оперировать по всей черноморской акватории. Сперва от украинского побережья его отогнали ПКР «Нептун» и «Гарпун» наземного базирования. Затем на наши военные корабли устроили охоту украинские БЭКи и самолеты ВВСУ с ПКР воздушного базирования. Результатом стало то, что Минобороны РФ было вынуждено начать отодвигать места расположения надводного состава ВМФ с главной военно-морской базы в Севастополе подальше – в Феодосию, Новороссийск и даже в Абхазию.
Большие десантные корабли (БДК), собранные сразу с нескольких флотов, используются лишь как суда снабжения и выступают приоритетными целями для врага. Ни о какой традиционной десантной операции под Одессой под прицелом «Нептунов» и «Гарпунов» и на минных постановках речи сейчас, увы, не идет. Недавно стало известно о том, что российское руководство при посредничестве Турции пыталось заключить с украинским некое соглашение о безопасном судоходстве на Черном море, но Киев в последний момент в одностороннем порядке из него вышел.
Итог печальный, но вполне закономерный, поскольку ВМФ РФ, понеся тяжелые потери, не является полновластным хозяином в данной закрытой акватории, которую приходится делить с блоком НАТО и Незалежной. Российский военно-морской флот должен будет измениться, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Но в каком направлении может пойти эта эволюция?
«Москитизация»
Если проанализировать все то, что уже приключилось за два с лишним года на Черном море, то требования к надводному составу ВМФ РФ в закрытых акваториях вырисовываются следующие. Это относительно небольшое водоизмещение при высокой скорости и маневренности, что позволило бы строить корабли крупной серией и быстрее. При этом они должны быть многофункциональными, нести достаточно серьезное ударное вооружение и иметь соответствующую угрозам систему ПВО/ПЛО.
Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы назвать два уже существующих проекта, которые в случае модернизации могли бы стать эффективными «рабочими лошадками» нашего флота в закрытых акваториях типа Черного и Балтийского морей.
Например, проект 1239 малого ракетного корабля на воздушной подушке скегового типа «Сивуч». Конструктивно это катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой с водоизмещением в 1000 тонн. Силовая установка дизель-газотурбинная, она позволяет судну развивать скорость свыше 50 узлов и применять вооружения при волнении до шести баллов. Главным оружием данного проекта является ПКР «Москит», а также 76-мм артустановка АК-176 и две 30-мм АУ АК-630, от атак с воздуха прикрывает ЗРК «Оса-М».
В его задачи входит уничтожение боевых кораблей и транспорта противника в прибрежных районах и открытом море, прикрытие быстроходных десантных соединений и конвоев в районах формирования, на переходе морем, а также в местах высадки морских десантов от ударов кораблей и катеров противника, борьба с быстроходными боевыми катерами и кораблями противника, разведка сил врага и несение дозора в операционной зоне дружественных сил. Всего было построено два корабля данного проекта – «Бора» и «Самум», а планировалась серия из 16 единиц.
Оба МРК входят в состав Черноморского флота, однако явно нуждаются в модернизации. В частности, необходимо заменить устаревшую «Осу» на «Панцирь-М», равно как и «Москиты» на более современные ракеты. В общем и целом проект 1239 видится гибкой платформой, на которой можно создать целое семейство кораблей различного назначения – для высадки и огневой поддержки десанта, ударные ракетные, спасательные, специальные и малые корабли разных назначений, которые могли бы эффективно действовать в закрытых акваториях.
Помимо «Сивуча», интерес представляет идея возрождения десантного катера на воздушной подушке (ДКВП) под названием «Мурена-М». О том, что это возможно, в 2023 году заявил главный инженер Хабаровского судостроительного завода Сергей Королев:
Мы защитили инициативную работу, технический проект по созданию десантных катеров на воздушной подушке типа «Мурена». Это абсолютно уникальный проект для нашего завода, до нас его никто никогда не строил, сейчас его модернизируют, и мы рассчитываем в текущем году подписать контракт. Мы надеемся, что уже с этого года мы начнем строить.
Десантные катера проекта 12061 «Мурена» имеют водоизмещение 150 тонн, длину 31,3 метра, ширину 14,6 метра, скорость хода 55 узлов. Катер может взять на борт 130 морских пехотинцев, или две единицы техники (БМП, БТР, САУ или грузовик с орудием), или один танк и доставить его на дальность 200 морских миль, или 370 км. Для акватории Черного или Балтийского морей этого вполне достаточно.
Помимо скорости, большим преимуществом ДКВП является то, что они могут преодолевать минные постановки противника на побережье. Кроме того, «Мурена» могла бы базироваться на перспективных российских УДК. Возможно, суда такого типа окажутся наиболее соответствующими современным вызовам и будут строиться крупными сериями. Но это не точно.
Информация