Всеобъемлющее партнерство: Казахстан превращается в британскую колонию?

38

На днях было подписано соглашение о стратегическом партнерстве между Великобританией и Казахстаном. Учитывая, что первая активнейшим образом поддерживает Украину в войне против России, а второй является союзником по ОДКБ и партнером по ЕАЭС, подобное сближение вызывает массу вопросов.

«Большая игра-2»


Подписание данного соглашения главами МИД Казахстана Муратом Нуртлеу и МИД Великобритании Дэвидом Кэмероном пресс-служба посольства Его Величества в РК прокомментировала следующим образом:



Министр иностранных дел Великобритании и министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу подписали всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве, торговле и сотрудничестве. Этот документ послужит правовой основой для развития двустороннего сотрудничества в еще более широком спектре областей, включая образование, критически важные минералы, изменение климата, финансы и деловую среду, оборону и безопасность, науку и технологии, культуру, а также связи между людьми.

Звучит и правда всеобъемлюще. Напомним, что столь масштабному дипломатическому успеху Лондона в южном подбрюшье России предшествовали два президентских визита.

Первым был Эмманюэль Макрон, цель визита которого в западной прессе прямо формулировалась как «сдвинуть бывшие советские республики за пределы их зависимости от России». Следом за ним в столицу Казахстана прилетел президент Путин, чтобы показать, что все под контролем и опасаться нечего. Но лучше всего укрепиться на постсоветском пространстве по факту получилось именно у англичан.

Расширение британского присутствия в Центральной Азии и переход его от экономического к «всеобъемлющему» вызывает серьезнейшие опасения, и вот почему.

Республика на распродажу


Наш южный сосед чрезвычайно богат многими природными ресурсами, которые давно осваиваются с широким участием иностранных компаний.

Например, 75% акций «Тенгизшевройл», крупнейшей нефтедобывающей компании в стране, принадлежат двум американским корпорациям – Chevron и ExxonMobil. Они же участвуют в добыче нефти на Карачаганакском месторождении и в Северо-Каспийском шельфовом проекте наряду с британскими BG Group, Shell, итальянской «Эни С.П.А.», французской TotalEnergies, GDF Suez, японской NPEX и китайской CNCP. Помимо западных корпораций, в Казахстане активно реализуют свои нефтегазовые проекты китайцы, имея там два нефтепровода, 1 НПЗ и два газопровода.

Казахстан является лидером по экспорту урана, обладая богатейшими его запасами. Из разведанных 56 месторождений пока разрабатываются только 14 при участии компаний из России, Китая, Канады, Японии и Франции. После проблем с африканскими колониями Париж сделал ставку на расширение своего присутствия в Центральной Азии с целью диверсификации поставок уранового сырья для работы своих АЭС. Помимо нефти, газа и урана, есть в республике и иные природные ресурсы, которые теперь принадлежат иностранцам.

В частности, контрольный пакет «Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината» находится в собственности бельгийской компании Speciality Metals Holding Company и ряда сингапурских и швейцарских инвесторов. Германские компании «Knauf Gruppe», «GP Gunter Papenburg AG», «Roxtec», а также Немецкий институт лития (ITEL) создали консорциум по разработке в Казахстане лития. Немецкая компания HMS Bergbau AG приобрела контрольный пакет акций компании Creada Corporation, ведущей разработку двух месторождений лития, а канадская Condor Energies Inc. получила лицензию на самостоятельную его добычу в Казахстане.

Кроме полезных ископаемых, в собственность иностранных инвесторов перешли и ключевые промышленные предприятия республики. Американская Wabtec владеет 100% акций производителя локомотивов ЛКЗ. Chevron принадлежит Атырауский завод полиэтиленовых труб. Турецкая YDA Group приобрела 85% акций Уральского завода «Зенит», производящего кораблестроительную продукцию. На продажу выставлен «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова», производитель торпед с тепловым двигателем.

Вслед за заводами, в управление иностранных партнеров власти Казахстана готовы отдать существующую транспортную инфраструктуру. Аэропорты Астаны и Алматы уже находятся под управлением компании Terminals Holding из ОАЭ и турецкого холдинга TAV Airports Holding, соответственно.

Теперь их примеру могут последовать еще 22 аэропорта республики, заявил в Брюсселе министр транспорта республики Марат Карабаев:

Мы готовы передать оставшиеся 22 аэропорта Казахстана в частный сектор под управление европейских инвесторов. Существует большой потенциал для становления транзитным хабом между Азией и Европой.

Обсуждается вопрос передачи портов Актау и Курык в доверительное управление на условиях ship-or-pay компаниям из Евросоюза. Это на побережье Каспия, к слову.

Британская империя


По открытым данным, на сегодняшний день в Казахстане в сфере технологий, торговли, науки, финансов, производства работает свыше 550 компаний из Великобритании. Особое внимание Лондона приковано в диверсификации поставок 18 «критических минералов», в отношении которых в 2023 году была принята соответствующая стратегия. В связи с этим заслуживают упоминания названия компаний Ferro-Alloy Resources, Rio Tinto, Anglo Rem Exploration Mining Central Asia (Aremca), Astra Mining Kazakhstan Limited и Pensana.

Казалось бы, это все чисто коммерческие отношения хозяйствующих субъектов, в которые нам нечего совать свои любопытные носы. Однако вместе с чисто экономическим проектам идут и образовательные, формирующие новую казахстанскую «элиту», которой в самом обозримом будущем придется как-то выстраивать отношения с соседними Россией и Китаем.

Так, Лондон утраивает объемы финансирования образовательных проектов в странах Центральной Азии и удваивает финансирование стипендий Chevening для уроженцев Казахстана для «бесплатного обучения на магистерских программах в британских университетах мирового класса».

Благодаря подписанию Birsoz Initiative при Оксфордском университете меморандума о взаимопонимании с Институтом языкознания им. Ахмета Байтурсынова, центром образовательных программ «Болашак» и Центром казахского языка «Тiл-Казына» последние смогут преподавать казахский язык британцам в Оксфорде, а британцы будут проводить педагогическую подготовку казахстанских учителей английского, которые смогут «претендовать на исследовательские стипендии, а также сотрудничать с британскими коллегами в области методологии преподавания языка».

Готовить правильных педагогов будут в будущем кампусе «Университет Ковентри Казахстан». Также в Казахстане будет учрежден филиал Университета Королевы Белфаста. Принято решение разработать три программы двойных дипломов в области бизнеса и экономики для будущей казахстанской элиты.

Чем все это закончится на горизонте ближайших 10-20 лет, догадаться нетрудно.
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 апреля 2024 11:51
    Линейка нацистов пополняется? Укронацисты, армянонацисты, казахонацисты...
  2. 0
    29 апреля 2024 12:41
    Вот смотришь на эту рожу на фото и мысль приходит, неужели этот дядя такой баран, чтобы думать что он равноправный партнер среди этой стаи гиен. Или ему настолько nasraть на свою страну, что он готов отдать все до последнего камушка. Надеется что после разграбления его страны, когда западным "партнерам" он станет не нужен Россия опять возьмет его под свое теплое крылышко, накормит, обогреет и приласкает... до следующего раза когда можно будет снова плюнуть ей в лицо?
    1. 0
      30 апреля 2024 04:58
      Ему его страна не нужна, у него всё уже на западе.
  3. +1
    29 апреля 2024 12:45
    В случае обострения ситуации в Казахстане по украинскому сценарию, что вполне возможно, России придётся вернуть свои территории северного Казахстана под свою юрисдикцию
    1. 0
      30 апреля 2024 10:07
      От слишком широкого шага могут порваться штаны (китайское руководство прямо гарантировало территориальную целостность Казахстана, увы)...
      1. 0
        30 апреля 2024 11:34
        китайское руководство прямо гарантировало территориальную целостность Казахстана

        Такого просто не может быть. Никаких военных договоров с целью гарантировать кому бы то ни было «территориальную целостность» Китай не заключает. Есть такой договор только с КНДР, оставшийся в наследство из 60-х, не факт что Китай его бросится выполнять. У Китая самого есть территориальные претензии к Казахстану на уровне историков. Земли до озера Балхаш когда-то входили в состав Поднебесной, но на официальном уровне эти претензии не поддерживаются, возможно именно это было «прямо» сказано руководству Казахстана. Но учитывая что свои недра казахи стараются передать в пользование англосаксам (не Китаю), Казахстан побаивается китайской экспансии, даже экономической
  4. 0
    29 апреля 2024 14:16
    к сожалению никто не учится на чужих ошибках, значит будут на своих, но тогда будет поздно как сейчас на окраине
  5. +2
    29 апреля 2024 14:34
    Э... Сми уже преврашали Казахстан и в Китайскую колонию ,и в Амеровскую, и в французскую...
    Теперь и в Английскую?

    А ведь совсем недавно там была операция против "20 000 боевиков, спустившихся с гор"
    Выходит ,Лавров, Шойгу и К опять все профуфукали? будут потом озабоченными?
    хорошо живут , однако. все с рук сходит.
  6. Voo
    +2
    29 апреля 2024 15:35
    Собака, без хозяина, ищет себе хозяина.
  7. +5
    29 апреля 2024 18:36
    Скажу всем, чем то здесь не довольным : свято место пусто не бывает! Если у Кремля не хватило ни ума ни средств завладеть инициативой в Казахстане, то за него это сделали другие. Вот и весь сказ. А казахи всю жизнь были жадными до денег. Работать не любили, а деньги о-о-очень любили. А сейчас ещё больше любят.

    И если бы наши политики ( в ГД, в СФ) тоже не были бы жадными до денег и хоть раз бы подумали не о благополучии своего кармана, а о безопастности страны, то сообразили бы, как можно было бы перехватить инициативу у западных инвесторов. Да и в Кремле только и умеют, что *проявлять озабоченность* и называть всех из бывших Республик СССР братьями и сёстрами.
  8. +4
    29 апреля 2024 18:44
    Цитата: Полковник Кудасов
    В случае обострения ситуации в Казахстане по украинскому сценарию, что вполне возможно, России придётся вернуть свои территории северного Казахстана под свою юрисдикцию

    Хороший вариант! Сколько там ещё отделившихся в 91-ом? Если с каждым воевать, то на ближайшие лет 30-40 в России будет увлекательная жизнь. Сначало одних мужичков поубивают, потом вырастут другие и их отправят умирать за какие то там непонятные идеалы. Потом, пока будет подрастать третье поколение *воинов света* на защиту России пойдут бабы.

    Ну чем не веселуха, правда?
    1. Voo
      0
      30 апреля 2024 11:36
      Брать вокзалы, телеграфы и госучреждения не пробовали?
      В Афгане попробовали. Успешно. Другое дело, что взамен никого толкового не привели. И ничего лучше не придумали как ввести армию. А ведь армия приучена бить врага, а не выстраивать мирную жизнь. И враг, для неё нарисовался, и занялась армия своим любимимым делом - бить врага. Плохо или хорошо теперь сказать трудно. Но армия по другому не может. Так, что украина как опыт прошлого с известным финалом. Приведи достойную замену взамен прежнего деятеля и всё могло выглядеть более привлекательно. Но её нет. В этом вся проблема.
  9. -1
    29 апреля 2024 19:21
    так под следующую СВО и подводят ситуацию (англосаксы играют в долгую) через 10-20 лет.
    вернее под очередную...
  10. +2
    29 апреля 2024 19:58
    Повторю то, что писал давно. Солженицына не люблю, но согласен с ним в том, что Северный Казахстан и казачьи земли это Россия. С учётом того что Солженицын мог довести своё мнение до первых лиц, наше мнение ничего не изменит, да и сейчас нужно закончить другое важное дело. Распылятся мы не можем. Стране нужен военный договор с КНР, КНДР, и Ираном, тогда мы будем в безопасности, а к сильному блоку подтянутся и другие.
    1. +1
      30 апреля 2024 10:43
      КНР никогда не вступит в военный блок с РФ. Зачем им это? У КНР нет друзей - только партнёры и ситуативные союзники.
      А вот военный блок России с Северной Кореей и Ираном вполне возможная перспектива. У стран схожие интересы и схожие позиции в мировой геополитике.
      1. 0
        30 апреля 2024 13:33
        Военные, да и не только военные блоки создаются не только из друзей пример Турция и Греция. Никогда, не говори никогда, Это актуально и в наше время.
        1. +1
          30 апреля 2024 15:42
          Китай не станет входить в блок, где он сразу встанет в зависимость от партнёров. Неужели Вы этого не понимаете? Он очень осторожен и не в военных конфликтах ищет своей выгоды. Это вообще противоречит его философии - тем более воевать за кого то, вопреки собственным интересам. А военный союз подразумевает именно это. Иначе это не союз.
          1. 0
            30 апреля 2024 17:00
            США в блоке НАТО, и что? В США не обращают внимания на проблемы ЕВРОПЫ. США не замечает противоречий, даже военного столкновения между Турцией и Грецией из-за Кипра. Наконец почему Вы считаете что КНР будет зависеть от партнёров ? Скорее наоборот, партнёры будут слушать, что скажет Пекин. Союз возможен, разумеется в определённых условиях, КНР нуждается в союзниках. В любом случае противоречия есть и среди союзников по НАТО, и как то уживаются. У союзников Китая врагов будет, даже есть сейчас, много, но желающих испытать Китай на прочность нет.
            1. +1
              30 апреля 2024 19:51
              То есть Вы считаете, что в этом гипотетическом блоке, аналоге Альянса, у Китая будет роль США, а у России? Роль Германии? Ну, не знаю..Устроит ли ВВП такой расклад..да и вообще - нужен ли он в таком формате России..В экономике и так уже сырьевой придаток Китая - (посмотрите на структуру товарооборота), а теперь ещё и в военном смысле сыграть роль сателлита...Хотя..черт его знает..может, уже решили и протекторатом просто стать..
              1. 0
                1 мая 2024 15:26
                Памятуя о том как происходил развал соцлагеря нужно быть большим оптимистом при заключении договора с РФ, или если ты поставлен в такие условия, что тебе необходим доступ к нефти, газу, металлу ко всему, без чего вести войну невозможно. Практически всё необходимое, для построения замкнутой экономики в России имеется, а наличие сухопутного пути доставки делает обмен стратегическим сырьём более безопасным. США считают КНР более опасным противником, чем Россию. Да и у КНР гораздо больше высокотехнологической продукции, если речь будет стоять о выживании государства, выбора нет.
                1. 0
                  1 мая 2024 16:12
                  А у какого государства стоит вопрос о выживании?
    2. Voo
      0
      1 мая 2024 13:53
      Солженицына не люблю, но согласен с ним в том, что Северный Казахстан и казачьи земли это Россия.

      Ну это мы и без него знаем.
      Но, судя по рассказам наиглавнешего краеведа, про украину, байки про казахстан ещё впереди.
  11. +2
    29 апреля 2024 20:43
    Здесь весь вопрос в том,как нам себя противопоставить Великобритании.Аналитики этой страны часто занимаются тем,что играют в сражения,которые произошли века назад.Вроде шахматной игры.Все эти люди имеют ученые степени по истории.Мы часто говорим "англичанка гадит". А ведь это все произошло внутри самой Англии.Где самым хитрым способом убирались премьеры,короли. Таким образом против нашей силы выступает интеллект. Вот этот самый интеллект надо поднимать и нам. Тогда мы меньше будем проливать крови.Ведь мы Украину потеряли лишь по своему невежеству.
  12. +1
    30 апреля 2024 07:01
    Я понимаю, автор бы очень хотел, чтоб Казахстан не развивался, чтоб в страну не шли иностранные инвестиции, чтоб не повышался уровень образования и бесплатное образование за рубежом было бы недоступно для казахов. Причины такой ненависти автора к Казахстану мне неизвестны. Но , с моей точки зрения Казахстан и казахи имеют право на развитие - как любой народ. И неправильно их осуждать за попытки получить инвестиции, повысить уровень жизни общества, улучшить его образованность.
    1. 0
      30 апреля 2024 09:44
      сергей фонов

      Солженицына не люблю, но согласен с ним в том, что Северный Казахстан и казачьи земли это Россия.
      1. 0
        30 апреля 2024 10:09
        Снявши голову, по волосам не плачут...
    2. 0
      30 апреля 2024 13:43
      Беда не в том что Казахстан проводит самостоятельную политику, это ожидаемо, а в том что политика России по отношению к Казахстану не отвечает интересам России. Автор пишет не о ненависти к Казахстану, а о том что в первую очередь нужно учитывать национальные интересы.
      1. +1
        30 апреля 2024 15:55
        Запад готов вкладывать в Казахстан деньги, строить и реконструировать производства, передавать технологии. Давайте откровенно - Россия рассматривает Казахстан исключительно, как поставщика сырья и не хочет инвестировать в казахстанское машиностроение, транспортную инфраструктуру и передавать те же атомные технологии - по производству топливных сборок, к примеру. А та же Франция не против часть топливных элементов изготавливать прямо в Казахстане. Западные страны готовы вкладывать деньги в аэропорты Казахстана, а Россия - не готова. Сименс готов вложиться в казахские локомотивы, а российские компании - нет. Западные компании готовы строить мощности по переработке сырья прямо в Казахстане, а Россия предлагает сырье вывозить для переработки в Россию. Китай и Запад готовы спонсировать строительство транспортной инфраструктуры в Казахстане, а РЖД и РосАвтоДор не хотят давать денег. Запад, Турция и Китай готовы оплачивать образование казахов в своих университетах, а российские ВУЗы требуют плату за обучение. И кто кому злобный Буратино?
        1. -1
          30 апреля 2024 17:18
          Запад был готов и реально вкладывал деньги в Россию, после того как с них стали требовать вкладывать деньги в развитие производства желание сошло почти на нет. В Казахстане для них нет конкурентов, деньги бизнеса в Западных странах являются гарантией. Население думает, заграница нам поможет. Нужен ли нам Казахстан на их условиях, думаю он нужен нам на наших условиях.Много ли казахов работают в дальнем зарубежье, и сколько в России. Сколько стран Запад сделал счастливыми?
          1. +2
            30 апреля 2024 17:43
            Да ладно. Всю пищевую промышленность отстроил нам Запад, всё сельское хозяйство - от птицефабрик до комбайнов - на западных технологиях и инвестициях, вся нефтедобыча и нефтепереработка обновлена, заводы СПГ на их технологиях на нашей земле, весь автопром был ими отстроен, скоростной подвижной желдорсостав, оборудование для ТЭС и ТЭЦ - на реконструированных Западом заводах, связь и телекоммуникации развивали..И это Вы называете - не вкладывали деньги в развитие промышленности? Давайте будем честны перед собой хотя бы - вкладывали. Вот Китай сейчас не вкладывает. Предпочитает нам продавать готовое..
            А Запад готов вкладывать сейчас в Казахстан. А Россия - не готова и не хочет. Почему Казахстан должен быть против западных инвестиций?? В конце концов он всегда может "кинуть" западных партнёров, как и Россия.
            1. 0
              1 мая 2024 15:34
              С учётом того, что Запад многие предприятия скупил в 90 годы, он вкладывался в развитие своего производства, делал логистику более дешёвой. Несколько лет назад был сюжет, Германия запрещала продавать лекарства в России, Фармозаводу расположенному на территории РФ.
              1. 0
                1 мая 2024 16:23
                Какая разница - чьего производства? Вы знаете, что такое акционерные общества? Китай, к примеру, волнует, что на его территории заводы принадлежат иностранным производителям? Инвесторы вкладывают деньги в производство на чьей территории? Их вообще волнует, где сидят программисты Гугла, разработчики ИИ, производители фармы, авто и другой техники? Государство волнует, чтоб на его территории работал прибыльный бизнес, обеспечивающий хорошо оплачиваемые рабочие места, рост производства с высокой добавленной стоимостью и с большой налогооблагаемой базой для выполнения этим государством общественно-социальных функций. Казахстану, как государству, глубоко наплевать, инвесторы из какой страны готовы строить на его территории такие бизнесы. Или он должен, если не хотят бизнесмены/госкорпорации из РФ вкладываться в его экономику , другим инвесторам отказывать просто из принципа? Или Россия, или никто? А нафига это ему? Прозябать в нищете самому, лишь бы помочь соседу? Ну, странная логика.. Вот вы бы сам то так бы поступили на месте Токаева?
                1. +1
                  1 мая 2024 18:47
                  Любой бизнес вкладывает деньги туда, где будет отдача и прибыль. Государство предоставляя льготы иностранным компаниям исходит из интересов страны, и надежды на то что получит новые технологии, в виде современных заводов. Не всегда ожидания оправдываются. В постсоветских странах интересы государства, чиновников и олигархов зачастую не совпадают. Логика Токаева простая, дружить лучше с сильными, у сильных нужно хранить в их банках капитал, и покупать там жильё. Насколько известно лишь Лукашенко строился в Сочи, а для остальных стран, как говорится, весь мир на ладони. Правда когда имеешь деньги в другой стране, определять круг твоих друзей будут другие. Развитие бизнеса в стране где многое не работает, это идеальное условие. При замене технологических линий на западе, старое, но рабочее можно использовать в стране с низкими социальными гарантиями. Дёшево и выгодно.
    3. 0
      18 мая 2024 18:23
      Весь вопрос какой ценой народ Казахстана получает от «Западных партнеров» это самое повышение уровня жизни и образования, поездки зарубеж на стажировки. Задайтесь вопросом, а стоят-ли эти красивые обещания того, что вся нефтяная промышленность Казахстана находится во владении транснациональных Западных компаний, энергетика, добыча полезных ископаемых и редкоземельных металлов - все это тоже контролируют «Западные партнеры». Народу Казахстана подвесили «морковку» с обещаниями светлого будущего, а тем временем вычищают карманы шустрыми движениями тренированных рук. Ничего нового, за условные «бусы» и обещания , из страны вывозится все полезное и нужное для безбедного существования «Западных партнеров».
  13. +2
    1 мая 2024 09:46
    Глядя на то, что творится сегодня в Казахстане, в голову приходит мысль, что мы до сих пор в полной мере ещё не способны осознать, что мы потеряли с развалом Советского Союза.
    1. +1
      2 мая 2024 01:37
      Почему все вечно сводится к Союзу? Только у нас до сих пор эти фантомные боли и если поездить по СНГ-странам, это очень заметно - у всех уже давно свои праздники, свои новости, повестка дня, своя жизнь, СССР там - просто какая-то давняя часть истории.
      Выше правильно отметили - страны отпочковываются не только из-за западной/китайской экспансии, у всех как бы тоже свои национальные интересы, заключающиеся в первую очередь в повышении уровня жизни граждан (а не наши геостратегии на 30 лет вперед аля затянем пояса во имя многополярного мира), ориентироваться на того кто сам толком не может заявить чего он хочет не практично.
      К слову, на апрель 2024 г, по данным ВБ, ВВП Казахстана на душу уже больше чем у нас, и что их должно напрягать в текущей политике?)
  14. 0
    6 мая 2024 19:27
    Пусть идут лесом. Цацкаются в Кремле со всеми этими. Воспринимается как слабость. А надо хоть одного.. показательно, мордой об стол.
  15. 0
    24 мая 2024 20:29
    Страну уничтожить им много ума не надо, кто за это за всё отвечать будет?