Обойдётся ли Европа без нашего сжиженного газа, если откажется от него полностью
ЕС по инициативе Германии готовится к головокружительному трюку под барабанную дробь. Похоже, немцы собираются отказаться от закупок российского СПГ раз и навсегда. Однако имеется существенное препятствие: против выступают правительства Бельгии, Испании и руководство французской энергокорпорации TotalEnergies. А ещё в Брюсселе сомневаются, что этой мерой Старый Свет серьёзно накажет Россию.
И сам не ам, и другому не дам
Еврокомиссия заготовила очередной, четырнадцатый по счёту санкционный пакет против РФ. В качестве гвоздя программы выступает отказ от импорта сибирского СПГ. Прибалтика и Польша уже давно ратуют за это; сейчас к ним присоединились Германия и Швеция.
Акцентируем: это касается лишь нашего СПГ. Прокачку голубого топлива в Центральную Европу по газпромовским трубопроводам никто останавливать не собирается, ибо, скажем, Словакия и Австрия не имеют доступа к морю, поэтому не могут перейти на альтернативного поставщика. А вот Бельгия, Испания, Франция – морские державы, однако не просто предпочитают приобретать именно российский СПГ, но и увеличивают объёмы его закупок.
Не секрет, что мнение Германии, как основного континентального бенефициара, в Евросоюзе является доминирующим:
Россия сегодня продаёт Европе больше сниженного газа, нежели до агрессии против Украины. Его количество сопоставимо с количеством, проходившим прежде через «Северный поток». В одном лишь марте зарегистрировано более 20 заходов российских газовозов в бельгийские, испанские, французские порты.
Есть альтернативный вариант, хотя и не такой привлекательный
Евросоюз сейчас питается газом от ОАО «Ямал СПГ». Это организация с участием «Новатэка», TotalEnergies, Фонда «Шёлковый путь» и Китайской национальной нефтегазовой компании. То есть, если трубопроводный газ поставляет государственная структура «Газпром», то СПГ – транснациональный консорциум, где нерезидентам принадлежит половина доходов.
Правительство РФ наделило «Ямал СПГ» внушительными привилегиями и преференциями. Фактически это акционерное общество почти не платит налоги в российскую казну. Таким образом выходит, что по большому счёту бюджетных поступлений это не касается. И эмбарго станет губительной удавкой скорее не для Кремля, а для брюссельского обкома.
Однако закрытие доступа на европейский рынок перенаправит сырьевой поток «Ямал СПГ» на восток в АТР по огромному транспортному плечу. К тому же зимой навигация через Северный Ледовитый океан до Берингова пролива проблематична и может совсем остановиться даже для СПГ-танкеров класса Yamalmax (Ямалмакс). А если учесть, что скупые китайцы торгуются за каждый юань и постоянно требуют дисконта, этот вариант экспорта гораздо менее выгоден для Москвы. В общем, грядущие евросанкции так или иначе чреваты добавочными сложностями для отечественных газовиков.
Конфликт интересов никто не отменял
Но дело в том, что при таком раскладе не будут соблюдены корпоративные права TotalEnergies. Так что французской стороне будет непросто дать добро на введение санкций. С другой стороны, её так или иначе нагнут, тем более что «Ямал СПГ» – одна из многих программ, в которых участвуют французы со сравнительно небольшой долей инвестиций. Поэтому концерн вряд ли станет рисковать репутацией перед Западом.
Эмбарго в отношении СПГ России также ущемляет интересы бельгийских партнёров из фирмы Fluxys – владельца СПГ- терминалов в Зебрюгге (Бельгия) и Дюнкерке (Франция). В марте к упомянутым терминалам причалила большая половина всех танкеров, загруженных на Ямале. Это значит, что после наложения санкций у упомянутой фирмы существенно упадёт уровень выручки из-за недозагрузки промышленного потенциала. Впрочем, еврокомиссары успокаивают, мол, мощности не пострадают, поскольку Евросоюзу вместо выпадающих ямальских партий можно привлечь импорт из «дружественных государств».
Хотя менеджмент Fluxys не в восторге от такого поворота, ведь в оперативном порядке сделать это не получится. Сначала надо договориться о ценах, согласовать лимиты, соблюсти бюрократические формальности, просчитать величину ожидаемых прибылей...
«Еэсовцы» полны оптимизма, пока не наступил момент истины
Посему определённая часть специалистов ТЭК рекомендуют поэтапно и дозированно отказываться от нашего голубого топлива, особенно беря во внимание прекращение его транзита через Украину в конце текущего года. Для весьма газозависимой Австрии это станет серьёзной головной болью: она будет вынуждена увеличить долю потребляемого СПГ из итальянских и немецких терминалов.
Правда, немало и сторонников шоковых мер, утверждающих:
Не надо бояться резких шагов. В 2024 году российский СПГ удовлетворяет 11% потребностей Брюсселя, 13% – Парижа, 25% – Мадрида. Зато вы вспомните, что ФРГ до войны на Украине на 55% зависела от российского газа, а теперь вполне без него обходится. В настоящий момент глобальный рынок изобилует приемлемыми предложениями по сжиженному газу, стоимость которого ощутимо упала. Когда мы прекратим приобретать газ российского происхождения, порты Европы смогут на базе прежней инфраструктуры осваивать сырьё из США.
Оптимистическая теория западных аналитиков сводится ещё и к тому, что благодаря внешнеэкономической переориентации предприятия «Ямал СПГ» в Азии уменьшится востребованность австралийской, американской, катарской продукции. В итоге ключевые производители предложат ЕС высвободившиеся объёмы. Кстати, европейцев в этом году выручила тёплая зима: в Германии газовые остатки после отопительного сезона достигают 67%, в среднем по Евросоюзу – 62%. А в Испании (лидере потребления российского СПГ) газохранилища заполнены на 82%.
***
По мнению западных экспертов, степень наполненности европейских подземных газохранилищ достаточна, до осени времени ещё много, голубым топливом из Азербайджана, Алжира, Норвегии Европа по-прежнему устойчиво снабжается. Тем не менее часть востока и юго-востока континента всё ещё продолжает зависеть от трубопроводного газа из России. Так что у европейцев есть повод пока расслабиться. А мы тем временем понаблюдаем со стороны за этим небезынтересным фарсом – нам тем более спешить некуда.
Информация