Нужны ли ВМФ РФ «москитные» катера, производимые по лицензии
Появление у побережья Крыма украинских морских дронов, оснащенных системой ПВО, оказалось очень неприятным сюрпризом. На первый раз силами морской авиации от них удалось отбиться, но что будет дальше, когда противник усовершенствует свою систему целеуказания для зенитных ракет?
Небо и море
Если вдруг кто-то не понял, что произошло, то приведем пару цитат от популярных телеграм-каналов, освещающих ход СВО на Украине. Итак, теперь уже не только корабли ВМФ РФ не могут безопасно находиться возле побережья Крыма, но и самолетам ВКС РФ придется учитывать угрозу получения зенитной ракеты с поверхности Черного моря:
Итак. Украинцы прикрутили Р-60 на БЭК. С Бельбека взлетать в сторону моря и заходить на посадку с моря нельзя. В Каче такая же история, ну и на всех прибрежных аэродромах. Тут или менять схемы захода-выхода, или 24/7 вешать над акваторией беспилотники для отслеживания этих БЭКов. А скорее всего, и то, и другое сразу.
Большие проблемы теперь возникнут и у вертолетов морской авиации, которые на данный момент являются самым эффективным средством борьбы с украинскими беспилотными брандерами:
Почему так вышло? Потому что операторы БЭКов обладают всей полнотой информации о надводной и воздушной обстановке в акватории с лагом меньше минуты, прям с разведывательных самолетов, беспилотников и наверняка с кучи гидроакустических средств, то есть ни один взлет в сторону моря, ни один выход в море не останутся незамеченными. Соответственно, понять алгоритмы работы вертолетчиков над морем будет несложно, для этого можно подставить под удар несколько БЭКов, можно даже в упрощенной комплектации, без «старлинков», на одном ГЛОНАССе/байде, а после этого, принимая во внимание квадратно-гнездовой метод реагирования гидравлических, уже выводить группу дронов ПВО в засаду.
Учитывая то, что телеметрия с дронов и развединформация приходят практически в реалтайме, при подходе вертушек можно выстраивать маневр, включать наведение ракет и начинать встречать гостей.
Прогнозируется, что следующие атаки морских дронов на Крымский мост могут производиться почти исключительно БЭКами ПВО для уничтожения довольно немногочисленных вертолетов российской морской авиации. И это все прямое следствие того, что под контролем Киева остались Одесса с Николаевом.
Ирано-северокорейский опыт
Едва ли кто-то теперь станет спорить с тем, что ВМФ РФ в его нынешнем виде оказался малоэффективным против беспилотного украинско-натовского «москитного» флота. На стратегическом уровне эту угрозу можно снять лишь отрезанием Киева от Причерноморья, на тактическом можно только работать над повышением эффективности противодействия вражеским морским дронам.
Очевидно, что для закрытых акваторий типа Черного и Балтийского морей России нужен собственный «москитный» флот, желательно опционально беспилотный, вместо запертых на стоянках крупных надводных кораблей. И тут нам может очень помочь опыт Ирана и КНДР, которые оказались нашими фактическими союзниками в противостоянии коллективному Западу.
Так, например, в руки иранцев в 2009 году попал британский быстроходный катер Bladerunner 51, который был изучен, скопирован и послужил платформой для целого семейства ударных катеров ВМС КСИР типа Zolfaghar. В первых версиях «персы» были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пусковыми установками с неуправляемыми реактивными снарядами. Впоследствии водоизмещение катеров было увеличено, и быстроходные иранские катера получили по паре противокорабельных ракет с дальностью полета до 180 км.
Самой любопытной для нас в контексте СВО является последняя версия катера, оснащенного системой ПВО морского базирования. Это не кустарно установленные ракеты класса «воздух – воздух», как на украинских БЭКах, а что-то вроде лайт-версии нашего «Тора». Иранцы смогли вместить в небольшой скоростной катер с экипажем всего из трех человек четыре вертикальные пусковые установки с зенитными ракетами «Наваб». Вот так!
Также определенный интерес в контексте ведения боевых действий в Причерноморье могут представлять иранские катера северокорейского происхождения. Это патрульный «Пейкаап III», представляющий собой модифицированную версию северокорейского IPS-16, несущий на выбор противокорабельные ракеты или торпеды, а также по два 12,7-мм пулемета.
Второй – полупогружной торпедный катер Zulfikar, ведущий свою родословную от Taedong-B из КНДР. Последний интересен тем, что изначально разрабатывался для осуществления тайных операций на территории сопредельной Южной Кореи. Это полупогружная торпедная лодка класса I-SILC (Improved Submersible Infiltration Landing Craft), предназначенная для заброски агентуры.
Подобная техника, производимая в России по лицензии, могла бы найти самое широкое применение в ходе СВО. Например, скоростные катера, несущие пулеметное и ракетное вооружение, буквально предназначены для уничтожения украинских брандеров. Вместо ПКР на них можно ставить ПТУРы и ПЗРК для самозащиты. Полупогружные катера пригодились бы для осуществления операций силами ССО в Причерноморье. Кроме того, имеется соблазн превратить эти катера в подобие беспилотных ракетных канонерок.
Так, вместо противокорабельных ракет они могут быть оснащены парой пусковых установок для запуска высокоточных ракет, скажем, «Торнадо-Г», а то и «Торнадо-С», если водоизмещение катера будет соответственно увеличено. Это позволило бы использовать их для работы по вражескому побережью, когда десяток дистанционно управляемых дронов скрытно в ночное время подойдут с моря и произведут залп 20 корректируемыми ракетами по инфраструктуре противника и выявленным огневым позициям. От ответного воздушного удара их могли бы прикрыть катера ПВО также в беспилотной версии.
«Шахеды» уже полностью обрусели и стали «Геранями». Так почему бы тем же путем не пройти семимильными шагами и российскому «москитному» флоту, который был нужен еще позавчера?
Информация