Нужны ли ВМФ РФ «москитные» катера, производимые по лицензии

9

Появление у побережья Крыма украинских морских дронов, оснащенных системой ПВО, оказалось очень неприятным сюрпризом. На первый раз силами морской авиации от них удалось отбиться, но что будет дальше, когда противник усовершенствует свою систему целеуказания для зенитных ракет?

Небо и море


Если вдруг кто-то не понял, что произошло, то приведем пару цитат от популярных телеграм-каналов, освещающих ход СВО на Украине. Итак, теперь уже не только корабли ВМФ РФ не могут безопасно находиться возле побережья Крыма, но и самолетам ВКС РФ придется учитывать угрозу получения зенитной ракеты с поверхности Черного моря:



Итак. Украинцы прикрутили Р-60 на БЭК. С Бельбека взлетать в сторону моря и заходить на посадку с моря нельзя. В Каче такая же история, ну и на всех прибрежных аэродромах. Тут или менять схемы захода-выхода, или 24/7 вешать над акваторией беспилотники для отслеживания этих БЭКов. А скорее всего, и то, и другое сразу.

Большие проблемы теперь возникнут и у вертолетов морской авиации, которые на данный момент являются самым эффективным средством борьбы с украинскими беспилотными брандерами:

Почему так вышло? Потому что операторы БЭКов обладают всей полнотой информации о надводной и воздушной обстановке в акватории с лагом меньше минуты, прям с разведывательных самолетов, беспилотников и наверняка с кучи гидроакустических средств, то есть ни один взлет в сторону моря, ни один выход в море не останутся незамеченными. Соответственно, понять алгоритмы работы вертолетчиков над морем будет несложно, для этого можно подставить под удар несколько БЭКов, можно даже в упрощенной комплектации, без «старлинков», на одном ГЛОНАССе/байде, а после этого, принимая во внимание квадратно-гнездовой метод реагирования гидравлических, уже выводить группу дронов ПВО в засаду.

Учитывая то, что телеметрия с дронов и развединформация приходят практически в реалтайме, при подходе вертушек можно выстраивать маневр, включать наведение ракет и начинать встречать гостей.

Прогнозируется, что следующие атаки морских дронов на Крымский мост могут производиться почти исключительно БЭКами ПВО для уничтожения довольно немногочисленных вертолетов российской морской авиации. И это все прямое следствие того, что под контролем Киева остались Одесса с Николаевом.

Ирано-северокорейский опыт


Едва ли кто-то теперь станет спорить с тем, что ВМФ РФ в его нынешнем виде оказался малоэффективным против беспилотного украинско-натовского «москитного» флота. На стратегическом уровне эту угрозу можно снять лишь отрезанием Киева от Причерноморья, на тактическом можно только работать над повышением эффективности противодействия вражеским морским дронам.

Очевидно, что для закрытых акваторий типа Черного и Балтийского морей России нужен собственный «москитный» флот, желательно опционально беспилотный, вместо запертых на стоянках крупных надводных кораблей. И тут нам может очень помочь опыт Ирана и КНДР, которые оказались нашими фактическими союзниками в противостоянии коллективному Западу.


Так, например, в руки иранцев в 2009 году попал британский быстроходный катер Bladerunner 51, который был изучен, скопирован и послужил платформой для целого семейства ударных катеров ВМС КСИР типа Zolfaghar. В первых версиях «персы» были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пусковыми установками с неуправляемыми реактивными снарядами. Впоследствии водоизмещение катеров было увеличено, и быстроходные иранские катера получили по паре противокорабельных ракет с дальностью полета до 180 км.


Самой любопытной для нас в контексте СВО является последняя версия катера, оснащенного системой ПВО морского базирования. Это не кустарно установленные ракеты класса «воздух – воздух», как на украинских БЭКах, а что-то вроде лайт-версии нашего «Тора». Иранцы смогли вместить в небольшой скоростной катер с экипажем всего из трех человек четыре вертикальные пусковые установки с зенитными ракетами «Наваб». Вот так!


Также определенный интерес в контексте ведения боевых действий в Причерноморье могут представлять иранские катера северокорейского происхождения. Это патрульный «Пейкаап III», представляющий собой модифицированную версию северокорейского IPS-16, несущий на выбор противокорабельные ракеты или торпеды, а также по два 12,7-мм пулемета.

Второй – полупогружной торпедный катер Zulfikar, ведущий свою родословную от Taedong-B из КНДР. Последний интересен тем, что изначально разрабатывался для осуществления тайных операций на территории сопредельной Южной Кореи. Это полупогружная торпедная лодка класса I-SILC (Improved Submersible Infiltration Landing Craft), предназначенная для заброски агентуры.

Подобная техника, производимая в России по лицензии, могла бы найти самое широкое применение в ходе СВО. Например, скоростные катера, несущие пулеметное и ракетное вооружение, буквально предназначены для уничтожения украинских брандеров. Вместо ПКР на них можно ставить ПТУРы и ПЗРК для самозащиты. Полупогружные катера пригодились бы для осуществления операций силами ССО в Причерноморье. Кроме того, имеется соблазн превратить эти катера в подобие беспилотных ракетных канонерок.

Так, вместо противокорабельных ракет они могут быть оснащены парой пусковых установок для запуска высокоточных ракет, скажем, «Торнадо-Г», а то и «Торнадо-С», если водоизмещение катера будет соответственно увеличено. Это позволило бы использовать их для работы по вражескому побережью, когда десяток дистанционно управляемых дронов скрытно в ночное время подойдут с моря и произведут залп 20 корректируемыми ракетами по инфраструктуре противника и выявленным огневым позициям. От ответного воздушного удара их могли бы прикрыть катера ПВО также в беспилотной версии.

«Шахеды» уже полностью обрусели и стали «Геранями». Так почему бы тем же путем не пройти семимильными шагами и российскому «москитному» флоту, который был нужен еще позавчера?
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    8 мая 2024 11:47
    Надо контролировать море, хотя бы в прибрежной зоне. Для этого нужны сплошное радиолокационное поле. Были разговоры про дирижабли. Наверняка их можно делать относительно небольшими и дистанционно управляемыми. Не знаю, можно ли на них "прикрутить" какую-нибудь небольшую РЛС?
    И контроль за подводным пространством. Наверное какие-то датчики на дне море. По примеру Фарерского рубежа.
    И конечно же нужны малые катера, типа МО (морских охотников) времен Второй Мировой. При невыразительных ТТХ, они оказались наиболее востребованными. В нынешних реалиях это могут быть катера с экипажем 5-6 человек, наводимых на цель с берегового пункта управления. То есть на них ставить ПВО и ПЛО нет острой необходимости. Только крупнокалиберные пулеметы и что-то вроде нескольких глубинных бомб. Для надежного патрулирования их должно быть не 2-3, а несколько десятков.

    Это все опять-таки взгляд с дивана. Современные средства борьбы мне неизвестны. Может адмиралы смогут предложить что-то получше.

    Отклонение от темы. СВО показала, что единичные образцы даже с выдающимися ТТХ не делают погоды на поле боя. Нужны массовые системы вооружения. Дешевые в производстве. По этой причине, например танк Т-14 "Армата", наверняка выдающаяся машина, но на поле боя ей делать нечего, пока есть Т-72, Т-80 и Т-90 разных модификаций. Поэтому выпуск "чудо-оружия" надо производить в опытных экземплярах, обкатывать их в войсках, добиваться снижения себестоимости и готовить производство под их выпуск.
  2. +3
    8 мая 2024 12:20
    Никаких лицензий! Если нужны надо покупать готовые,ведь нужны архисрочно, а как в России строят корабли так и война закончится, а ещё ничего не построят.
  3. +1
    8 мая 2024 12:38
    Россия ведёт военный конфликт высокой степени интенсивности.
    Какова сейчас востребованность в «москитных» катерах?
    Практически никакая.
    Как участвует Черноморский флот? Фактически прячется подальше от конфликта, чтобы не достали.
    Так каких катеров вам не хватает?!
    То, что МРК запускают "Калибры", вполне можно было бы заместить ПКР воздушного базирования. Обойдётся дешевле и решается оперативнее.
    В своей морской зоне все задачи решаются береговыми средствами. На океанскую никто не претендует.
    В случае более интенсивной войны и тем более ядерной, значение "москитного" флота вообще никакое.
    А для того, чтобы браконьеров гонять хватит и пограничных катеров.
    1. 0
      8 мая 2024 13:36
      В своей морской зоне все задачи решаются береговыми средствами. На океанскую никто не претендует.

      В Черном море нет океанской зоны. А в своей морской зоне береговые средства против БЭК бесполезны.

      В случае более интенсивной войны и тем более ядерной, значение "москитного" флота вообще никакое.

      В случае ядерной войны значение "москитного флота" огромное. Но я его называю корабли "ближней морской зоны". И он (москитный флот) очень нужен именно на Северном и Тихоокеанском флотах.
      1. +1
        8 мая 2024 14:16
        Разговор о СВО и черноморских делах. Проблема новая и подход должен быть комплексный , одними катерами не решить. Всё должно работать в единой системе. Выстраивается алгоритм: Первый уровень:.
        1. Дальняя разведка (воздушная, наземная, агентурная) обнаружение средств противника базирования, изготовления и тд. (БЭК и пр.)
        2. Уничтожение дальними средствами обнаруженные цели дальней разведкой.-
        Второй уровень:
        1. Постоянная патрульная разведка акваторий моря (воздушная и надводная) и засекание выхода в море БЭК и прочих противника. .
        2. Дежурные воздушные и надводные средства поражают на выходе и пути вражеские средства до атак. Третий уровень: самозащита подвергшихся нападению средств,- ударные БПЛА, высокоточные средства, типа ПТРК, огневые средства, -от пулемётов до орудий. Важным средством по обнаружению являются приборы: тепловизоры, прицелы ночного виденья , радиолокационные, акустические и пр. Пока системных действий по проблеме не видно, раз метания по разным быстроходным катерам и прочие поиски.
        1. 0
          8 мая 2024 14:26
          Трудно судить, есть метания или нет. Все, что Вы перечислили, требует времени и ресурсов. Если ресурсы найти можно, то время неподвластно нашим пожеланиям. И я думаю, что работа ведётся. Не может не вестись.
          Нужно правильно расставлять приоритеты. Если помните, какое-то время назад на этом сайте велись дискуссии по авианосцам и прочим УДК. Думаю, СВО расставило приоритеты.
          1. +1
            8 мая 2024 15:34
            Реплика. Время,- дело относительное, особенно по военным обстоятельствам. Вспоминая руководство И.Сталина, там время ужималось десятикратно , и задачи выполнялись. Весь вопрос в стимулах и требованиях. На сегодня многое происходит с преступной медлительностью для военного времени,- раз жёсткого спроса нет, так и по-всякому можно. СВО показало, что во многих местах жёсткого спроса нет, так и проблемы не решались месяцами, а то и годами.
            1. 0
              8 мая 2024 15:52
              Не согласен. Но у каждого свое видение ситуации. Два года войны для кого-то медленно, для кого-то быстро. Ошибки были допущены на первом этапе и перед началом СВО. Начало исправления я отношу к лету-осени 2022 года. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Но если она изменилась к лучшему на поле боя, то в политическом отношении ситуация не очень хороша. Боюсь, что времени не так много. Нужен решительный перелом на фронте максимум до конца лета. Желательно ещё раньше.
  4. 0
    10 июня 2024 16:48
    Способен ли будет катер отбить массированную атаку БЭКов, он ведь их уничтожать должен. А не геройски гибнуть.