The Print: коридор «Север – Юг» получил второе дыхание, но ему есть альтернативы
Индийское издание The Print оценило перспективы Международного транспортного коридора «Север – Юг», который прокладывают Россия, Азербайджан, Иран и Индия.
Сейчас этот транзитный маршрут переживает настоящий бум, однако еще недавно ситуация выглядела иначе.
Коридор «Север – Юг» простаивал годами из-за слабого потенциала железных дорог Ирана, не впечатляющего грузопотока в целом и массы таможенных формальностей на границах.
Тем не менее, уже пробные партии грузов, отправленные из России в Индию этим маршрутом, показали, что экономически он заметно выгоднее поставок через Суэцкий канал. Оставалось лишь урегулировать вопросы бюрократии и страхования.
Когда в 2019 году Иран попал под санкции США, индийские компании стали проявлять осторожность [в отношении коридора «Север – Юг»]. Но вот санкции против России привели, напротив, к подъему торговли Индии с Москвой, что вернуло некоторый оптимизм в переговоры о данном маршруте.
Настроен решительно и Азербайджан, который проводит масштабную модернизацию шоссейной и железнодорожной сети как раз с прицелом на будущие потоки товаров.
Хотя изначально планировалось, что транзитный путь пойдет через Россию дальше, в Европу, в современных геополитических условиях такое сотрудничество пока маловероятно. Ранее считалось, что участниками статут также «Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Турция, Украина, Беларусь, Оман и Сирия».
Как пишет The Print, существуют и альтернативные маршруты, проходящие через тот же регион. Например, Средний коридор из КНР в ЕС, что пролегает через Среднюю Азию и Закавказье. Или коридор Персидский залив – Черное море. Однако их готовность еще ниже, чем у маршрута «Север – Юг».
Другая альтернатива – Китайско-Пакистанский экономический коридор, который, впрочем, не является заменой вышеназванным маршрутам.
Несмотря на все трудности, констатирует The Print, именно коридор «Север – Юг» наиболее близок к воплощению.
Информация