Поворот не туда: как сказывается экономическая зависимость России от Китая
Из-за разлада с коллективным Западом, который начался после осуществленного им госпереворота на Украине в 2014 году, Россия осуществила свой демонстративный «разворот на Восток», где главным нашим стратегическим партнером считался Китай. Спустя десять лет все заметнее стали проявляться негативные последствия такого шараханья из одной стороны света в другую.
СПГ – не наше всё?
В Вашингтоне не скрывают, что западные санкции преследуют цель лишить Москву если не всех, то значительной части валютных доходов от экспорта углеводородного сырья, нефти и газа. После того как англосаксы отказались от всех правил игры, перейдя к прямому террору против «Северных потоков», прежнее конкурентное преимущество РФ в виде разветвленной сети трубопроводов оказалось ее ахиллесовой пятой.
Выходом является переход к поставкам нефти и газа в сжиженном виде морским путем, но для этого нужен танкерный флот, которому требуется страхование, где палки в колеса начали вставлять британцы, контролирующие подавляющую часть международного рынка страхования морских перевозок. Также из-за западных санкций под угрозой оказался амбициозный проект «Арктик СПГ – 2», на который возлагались огромные надежды по диверсификации экспортных поставок газа.
В рамках «Арктик СПГ – 2» предполагалось построить три линии по производству сжиженного природного газа общей мощностью 19,8 миллиона тонн в год и стабильного газового конденсата до 1,6 миллиона тонн в год. В проекте участвовали «Новатэк» с долей в 60%, французская TotalEnergies (10%), китайские компании CNPC и CNOOC (по 10%) и консорциум японских Mitsui и JOGMEC (10%). С иностранными партнерами были заключены 20-летние соглашения по выкупу всего объема производимого СПГ.
В прошедшем времени об этом говорится, потому что все его прежние участники объявили форс-мажор по своим обязательствам, когда 2 ноября 2023 года Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США внесло «Арктик СПГ – 2» в список SDN. Помощник государственного секретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт прямо и честно заявил:
Наша цель – задушить этот проект.
У чрезвычайно перспективного проекта возникли проблемы с финансированием, технологическим обеспечением, а также специализированным танкерным флотом для доставки продукции конечным потребителям. Впрочем, китайские компании полностью интереса к «Арктик СПГ – 2» не потеряли, направив в Вашингтон запрос с просьбой вывести их из-под ограничительных мер.
Де-факто единственным потенциальным покупателем газа с этого проекта остался только Китай, который пока просто выжидает, насколько огромную скидку сможет получить от России. И никуда от него не деться, поскольку высокотехнологичные модули по сжижению газа также производятся в КНР. Такие дела.
Расчеты
Другой неприятный момент с афтершоками от западных санкций коснулся сотрудничества России с Поднебесной в финансовой сфере. В первых числах февраля 2024 года китайский Zhejiang Chouzhou Commercial Bank уведомил своих партнеров о приостановке проведения операция с РФ, а также с Белоруссией:
Даже если движение денег с помощью национальных систем не видно американцам или европейцам, все это наглядно отражено в отчетности, которую у банка могут потребовать западные контрагенты.
Отмечается, что транзакции прекращены как в случае с западной SWIFT, так и с российской СПФС, и китайской CIPS.
Вскоре дурному примеру последовали китайские банки Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China, которые занимают первое, второе и четвертое места по объему активов в КНР соответственно.
Партнеров из Поднебесной понять можно, поскольку у них есть дела не только с Россией или Белоруссией, но нам-то от этого не легче, верно?
Импорт
Вишенкой на торте можно считать введение Пекином повышенных тарифов на железнодорожные и морские перевозки в РФи Белоруссию. Рост зафиксирован очень значительный.
В частности, для контейнерных перевозок по железной дороге он составил 500-800 долларов и более в зависимости от станции отправления. Для морских перевозок повышение еще более весомое: от 800-1000 до 1300-1500 долларов в зависимости от порта отправления. Соответственно, возрастет и конечная стоимость доставляемой в нашу страну и союзную Белоруссию продукции. С чем же это может быть связано?
Эксперты объясняют это предельно банальными причинами. Дескать, из КНР в РФ за прошлый год было отправлено 150 тысяч контейнеров с различными товарами, но обратно они не поехали. Почему? Потому что из нашей страны в Китай особо нечего в сопоставимых масштабах экспортировать в грузовых контейнерах. По факту отечественным компаниям-импортерам проще сдать китайские контейнеры на металлолом. Ничего личного, просто бизнес.
Плюс к данной ситуации с диспропорцией в структуре экспорта-импорта добавляется фактор удлинения логистического плеча, когда международным перевозчикам стало необходимо идти в обход Африки по более длинному маршруту. Ну и, конечно, было бы наивно игнорировать желание китайских производителей дополнительно подзаработать на России, которая оказались очень зависимой по ряду ключевых направлений.
Все это очень грустно и подводит к выводу о том, что идем мы куда-то не туда. Возможно, более правильным путем является построение на постсоветском пространстве реального интеграционного проекта Союзного государства 2.0 по принципу полуавтаркии с опорой на собственные силы и ресурсы.
Информация