Почему выбор преемника Шойгу был сделан в пользу Андрея Белоусова

19

Одна из самых неожиданных новостей последнего времени – это даже не уход теперь уже бывшего министра обороны РФ Сергея Шойгу с его поста, а то, кто стал его преемником. Наше оборонное ведомство на третьем году СВО, превратившейся в затяжную тяжелейшую войну, возглавил абсолютно гражданский человек, экономист по образованию, Андрей Белоусов. Насколько оправданным можно считать такой выбор?

Эпоха Шойгу


Информация о том, что Сергей Шойгу не был переназначен на пост министра обороны РФ в новом правительстве Михаила Мишустина, а получил иную должность в Совбезе РФ, вызвала оживление в патриотически настроенной части общества. О необходимости перемен в высшем руководстве военного ведомства говорилось уже давно, что даже стало формальным поводом для так называемого «марша справедливости», устроенного ЧВК «Вагнер» 23-24 июня 2023 года.



Какие же конкретно претензии предъявлялись Сергею Кужугетовичу в бытность его пребывания на этом посту?

Первое, что сразу же приходит на ум – это то, почему российская армия подошла к спецоперации на Украине не в самой своей лучшей форме, мягко говоря. Не исключено, что СВО пошла бы по совершенно иному сценарию, если бы войска были введены еще весной 2014 года, когда на то имелось выданное Советом Федерации разрешение.

Впоследствии президент Путин, комментируя откровения экс-канцлера ФРГ Меркель об истинном предназначении Минских соглашений, посетовал об упущенном историческом шансе:

Как оказалось, смысл заключался только в том, чтобы накачать Украину оружием и подготовить к боевым действиям… Видимо, мы поздно сориентировались, возможно, надо было раньше начинать. Но мы все-таки рассчитывали, что сможем договориться в рамках этих Минских соглашений.

А ведь еще в марте 2014-го, когда ВСУ были малочисленны и небоеспособны, ВС РФ стояли на украинской границе, но тогда политическая установка была на деэскалацию, пояснил журналистам представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби:

Шойгу сказал, что войска, которые находятся вдоль границы, находятся там только для проведения учений и не имеют намерения перейти границу на территорию Украины, а также что они не будут предпринимать никаких агрессивных действий.

После этого до февраля 2022 года было целых восемь лет на то, чтобы подготовить армию к противостоянию конвенциональными методами с таким потенциальным противником, как ВСУ. Например, подготовить инфраструктуру к мобилизационным мероприятиям, восстановить кадрированные части и т.д.

Но, как мы знаем, ВС РФ пришлось уже после начала активных боевых действий буквально на ходу реформировать, возвращаясь обратно к советской системе с ее дивизиями, армиями и корпусами.

Второе – это проблемы со снабжением. Слова про «полтора миллиона комплектов военной формы для мобилизованных» уже стали каким-то мемом. Ко всему прочему, много вопросов вызвал арест замминистра обороны РФ Тимура Иванова, результаты хозяйственной деятельности которого на его посту поражают воображение.

Критической была нехватка в войсках разведывательных беспилотников, которая на первом этапе СВО стоила болезненных потерь, а также средств защищенной связи и прочего. В настоящее время у нас проблема с БПЛА считается как бы решенной, однако уже новый министр обороны РФ Белоусов на докладе Верховному главнокомандующему рассказал про реальную долю импортных и локализованных компонентов в этих летательных аппаратах, соотношение которых удручает.

Третье – это печально знаменитый конфликт между руководством Минобороны РФ и топ-менеджментом ЧВК «Вагнер», который был из кулуарного переведен в публичную плоскость, а после привел к мятежу частной военной компании и ее «походу на Москву», стоившему жизней нескольким российским военным летчикам.

В конечном итоге Сергей Кужугетович планово и без скандала перешел на другую высокопоставленную должность. Однако ж фигура его преемника вызвала еще больше вопросов.

Если не Белоусов, то кто?


Информация о назначении министром обороны в воюющей стране чисто гражданского человека, экономиста по профильному образованию, вызвала весьма неоднозначную реакцию. Да, экс-министр обороны Сердюков хотя бы отслужил срочную и прошел 3-месячные курсы для введения его в круг дел. Нынешний экс-министр обороны Шойгу хотя бы закончил военную кафедру в гражданском вузе.

А вот Андрей Белоусов абсолютно гражданский специалист, имеющий огромный опыт в области экономики и государственного управления. Мнения по этому поводу разделились.

Одни считают, что в воюющей третий год стране главой оборонного ведомства должен быть военный профессионал с реальным боевым опытом. Например, неплохим министром явно мог бы стать Герой России Юнус-Бек Евкуров, ранее занимавший должность замминистра, или кто-то еще из представителей высшего военного руководства. Другие же считают, что фигура министра обороны в нашей стране, скорее, политическая и одновременно хозяйственная.

От него не требуется непосредственно руководить войсками и рисовать стрелочки на карте, это прерогатива профессионалов из Генштаба ВС РФ. Министр должен быть опытным организатором, создать команду из военных профессионалов и руководствоваться их рекомендациями. Победа на войне куется в тылу, что констатировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя назначение Андрея Белоусова на новый пост:

Сегодня на поле боя побеждает тот, кто больше открыт для инноваций, больше открыт для максимально оперативного внедренчества. Поэтому на нынешнем этапе президент принял решение о том, чтобы Министерство обороны возглавил гражданский человек.

Явную обеспокоенность Кремля составляет рост военных расходов, который с 3% от ВВП приблизился к 6,7% ВВП:

Это вместе со всеми силовыми ведомствами, среди которых министерство обороны, понятно, занимает ключевые позиции, так как именно министерство обороны отвечает за размещение всех заказов в промышленности.

То ли еще будет. Поэтому на фоне скандала с Тимуром Ивановым стремление навести порядок в военном хозяйстве, сделав экономику войны более экономной, можно только поприветствовать. Предыдущий опыт Андрея Белоусова свидетельствует о том, что это человек, стоящий на позициях не либерала, но государственника.

Время покажет, было ли это кадровое назначение действительно верным решением.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 мая 2024 18:33
    Не исключено, что СВО пошла бы по совершенно иному сценарию, если бы войска были введены еще весной 2014 года, когда на то имелось выданное Советом Федерации разрешение

    Вообще-то, это вопрос не к Шойгу.
    1. +7
      13 мая 2024 19:15
      Вообще-то, это вопрос не к Шойгу.

      А разве к нему этот вопрос был? К нему вопросы по подготовке армии к войне после 2014 по 2022.

      1. -1
        13 мая 2024 20:59
        Статью читал?
      2. +1
        13 мая 2024 21:48
        Бейдодыр, боевые действия в Сирии были "подготовкой армии к войне".
        Белоусов – профессиональный экономист, имеющий знания и опыт управленческой работы в правительстве РФ и на других государственных должностях. С его назначением российская экономика, вклчая ВПК, станут по-настоящему мобилизационными, а средства будут тратиться на военные нужды страны рационально и эффективно.
  2. +5
    13 мая 2024 18:54
    Сейчас когда СВО приняла ярко выраженную форму «войны на истощение» во главе военного ведомства нужен хозяйственник, согласен в автором. Ведь несмотря на СВО в России действует обычная рыночная, а не мобилизационная экономика. Вот если придётся ввести военное положение (надеюсь до этого не дойдёт) то тогда понабятся управленцы времён ВОВ, которым Белоусов вряд ли соответствует
    ЗЫ. Неужели Шойгу «духом не ведал» что творил его зам? С трудом в это верится и тем не менее Шойгу не направили послом в дружественную страну, а фактически повысили в должности
    1. +1
      14 мая 2024 07:50
      Цитата: Полковник Кудасов
      Сейчас когда СВО приняла ярко выраженную форму «войны на истощение» во главе военного ведомства нужен хозяйственник, согласен в автором. Ведь несмотря на СВО в России действует обычная рыночная, а не мобилизационная экономика. Вот если придётся ввести военное положение (надеюсь до этого не дойдёт) то тогда понабятся управленцы времён ВОВ, которым Белоусов вряд ли соответствует
      ЗЫ. Неужели Шойгу «духом не ведал» что творил его зам? С трудом в это верится и тем не менее Шойгу не направили послом в дружественную страну, а фактически повысили в должности

      Ворон другу глаз не выклюет
    2. 0
      14 мая 2024 10:11
      Зам не брал деньгами а брал услугами за подряды. Собственность он мог как бы приобретать не на себя а по разным , в том числе и легальным, схемам. На пример : Кто то как бы приобретает или строит собственность на или для себя или своего родственника . А далее ,дарственная через какое то время, цепочка может состоять из нескольких человек. . Могли оформлять на стариков за долю малую на доживание или лечение и после их смерти ,по завещаниям, получать.

      Так что Шойгу и не знал что и как. Тут вопрос в другом. А что делали ответственные в ФСБ , которые по службе должны проверять что и как в звеньях в том числе и аппарата МО?По чему они не докладывали это министру, о том что кто то из его подчинённых живёт не посредствам. ? Или там тоже ,,прикормленные,, были?
      Хотя было сообщение , что разработка преступной цепочки длилась несколько лет. Возможно Шойгу знал но не препятствовал работе следствия.
      Вывод , чтобы кого то обвинять , надо иметь полные данные что и как .Если не знаете , то голословно обвинять кого то не стоит , иначе уже вы смотритесь не достойно.
  3. +5
    13 мая 2024 18:59
    В современном мире Министр Обороны должен не только разбираться в военном деле,но и хорошо знать военную экономику. Карт-бланш на военные действия отданы начальнику штаба МО. Сейчас на военные действия тратятся огромные средства. И как бывает в каждую войну, к этим средствам присосались посторонние дельцы. Необходимо выправить это положение.Смущает другое. Какими бы не были передовыми современные экономисты,но у них в крови все сводить на технократию.А там,где технократия,там обязательно оптимизация.Даже не желая этого,они все равно идут по проторенному пути.
  4. +2
    13 мая 2024 19:12
    Ну как это быть организатором который руководствуется советами и предложениями профессионалов? Вполне возможно что новый кандидат порядочный и умный человек, но если выпускника филфака поставить руководить физико-механическим предприятием или обыкновенной больницей то результат будет предсказуем. Кадры решают все. А если кадры на уровне министра не имеют опыта и представлений об участке работы то как то стремная тема получается.
  5. +3
    13 мая 2024 21:13
    А ведь положительный опыт был. Председатель ГКО - народный комиссар обороны по совместительству всю войну с 19.04.1941. Был у него один яркий, своеобразный, впоследствии оболганный Зам,он же с 1944 г.начальник Оперативного бюро ГКО, реально понимавший глубинные вопросы хозяйствования и решавший сложнейшие организационные вопросы по почти всем направлениям военной промышленности и транспорта в кратчайшие сроки ,плюс по направлениям безопасности и стратегической разведки. Начиная с 1942 г.появление Ивановых в том же НКО было невозможно( да,осенью 1941- начале 1942 кое кого израсходовали,ведь тов. Буденный, Ворошиловы, Тимошенко, всякие Мехлисы далеко не всегда кристально честных людей садили перед ВОВ в НКО( но зато лично преданных им).Так что если из Белоусова получится хотя бы что то отдаленно похожее на тов., Лаврентия, то да,победа будет за нами. А вот создание ГКО( его можно и по другому называть) не просто нужно,оно просто перезрело.
  6. Voo
    +2
    14 мая 2024 01:32
    Первое, что сразу же приходит на ум – это то, почему российская армия подошла к спецоперации на Украине не в самой своей лучшей форме, мягко говоря. Не исключено, что СВО пошла бы по совершенно иному сценарию, если бы войска были введены еще весной 2014 года, когда на то имелось выданное Советом Федерации разрешение.

    Сценарий пошёл бы по другому, если бы кто то не решил затеять переговоры, без конкретного закрепления результатов начальной операции. Расстроив, таким образом, координацию и взаимодействие. Цели были не ясны и туманны.
    Рокировочку для того и затеяли, что бы электорат не вспоминал бездарность стратега. Даже в том состоянии армия могла достичь успехов, но, конечно, не благодаря шойгу.
  7. 0
    14 мая 2024 05:20
    под СВО на военнку идут приличные асигнования.... а они не на военные заводы идут а в карманы чиновникам! вот в чем вопрос .. ВОРУЮТ собаки эти! безсовестно! у Нас в томске, знакомый мыло военное продавал, хотя уже шло СВО.. ну как спрашивается мыло для военных можно продавать.. ? только воруя!
  8. +1
    14 мая 2024 09:01
    Предают не рядовые, предают генералы...
    В Москве задержали начальника Главного управления кадров Минобороны России Юрия Кузнецова.
    Ряд российских телеграм-каналов сообщил о проведении следственных действий в отношении генерал-лейтенанта!!!!!!!! Юрия Кузнецова.

    Главу управления кадров МО РФ действительно задержали. Это нам подтверждают несколько источников»
    «Следственные мероприятия в отношении Юрия Кузнецова, экс-главы 8-й службы (защита гостайны), ныне возглавляющего Главное управление кадров МО РФ, подтверждаем: на рабочем месте сегодня Кузнецова уже не было», — пишет «Рыбарь».
    По информации телеграм-канала, «под внимание следствия попала деятельность Кузнецова как раз таки на посту главы службы защиты гостайны, а не его кадровые дела

    Официальной информации о задержании Кузнецова не поступало.
  9. +1
    14 мая 2024 12:45
    Когда появился в политике Мишустин, то никто его не знал, но именно этот технократ сделал с нуля всю налоговую России. Может, и новый министр МО порядок в финансах и их расходовании наведёт? Неужели Песков что-то дельное в кои-то веки сказал?
  10. +1
    14 мая 2024 20:49
    Посмотрите как обстоят дела с остальными министрами. Завалила медицину поставим на другое министерство. Не можешь наладить работу . Ничего иди снова министром. Главное чем Путин руководствуется при назначении министров это судя по всему личная преданность. А деловые качества. Интересы страны. Это все ерунда. Страна вытерпит . Куда мы денемся. Поэтому ничего новый министр не изменит. Как воровали генералы. Так и будут воровать. А простые солдаты за это гибнуть.
  11. G N
    +1
    15 мая 2024 06:03
    Путин вывел Шойгу из под удара следственных органов и возможной « длительной командировки» в Сибирь! Понижение или повышение это для Шойгу? Конечно это повышение! Да еще какое! В место изолятора в «Матроское тишине» кабинет и декоративная должность!! Да в России для хороших людей в Кремле должности придумывают как из рога изобилия!! Вот и Шойгу с Патрушевым( старшим ) для этого вообще должность из воздуха сделали!!( Заместитель Самого по кораблестроению и еще чего-то там, но еще не придумали чего!! Точь в точь как с Медведем! Всех главных « героев» в совет безопасности берут. Зато про вырастающее поколение тоже подумали! Всех своих чад пристроили!
  12. 0
    17 мая 2024 23:05
    Назначение нужно приветствовать, но не сможет Белоусов навести порядок в тылу и на фронте. Пишут что он фигура хозяйственная, а военные вопросы ГШ МО решит. Может и так, но спрос всё равно с Министра. В ВОВ эти вопросы решал Берия, у которого были на это полномочия, но Сталин конечно отвечал за всё. Не знаю какие будут полномочия у Белоусова, но сопротивление отдельных лиц со стороны аппарата, привыкшего к другой жизни явно стоит ожидать. Кадровые назначения покажут чего ждут от Белоусова на новой должности. Все понимают что Шойгу заменили не от хорошей жизни.
  13. +1
    18 мая 2024 08:55
    Вот интересно: когда некомпетентность предыдущего МО была уже всём очевидна, патриотическая общественность, депутаты обосновывали отказ от его замены пресловутым тезисом "коней на переправе не меняют". Когда замена Шойгу состоялась, все сразу принялись восхвалять гениальность этого решения. Общественность - ладно, но какой смысл в наличии Госдумы, Совета Федерации, если весь их функционал сводится к тому, чтобы петь дифирамбы решениям одного единственного должностного лица, даже если эти решения прямо противоположны друг другу?
    1. Voo
      +1
      22 мая 2024 06:04
      Так, это ведь "свита" голого короля, которая сама из себя ничего не представляет, и все их успехи в "трудовой деятельности" зависят исключительно от взора объекта их поклонения.