Цена суверенитета: что будет с Ираном после гибели президента Раиси
Сообщение о том, что президент Ирана Эбрахим Раиси вместе с рядом других высокопоставленных чиновников ИРИ накануне погиб в результате авиакатастрофы, вызывает чувство самой глубокой озабоченности. Уж слишком опасно среди сильных мира сего стало иметь условно пророссийскую позицию или прокитайскую ориентацию.
«Жесткая посадка». Со странностями
19 мая 2024 года информационные агентства AP и Tasnim сообщили о том, что вертолет, на борту которого находился президент Раиси, пропал с радаров. Помимо главы государства, тем злосчастным рейсом летели также глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян, глава провинции Восточный Азербайджан Малек Рахмати, имам Тебриза Мохаммад Али аль-Хашем, экипаж вертолета и охранник.
Столь высокопоставленные лица оказались на борту одного вертолета потому, что они вместе возвращались из соседнего Азербайджана, где участвовали в торжественном открытии плотины, которую помогли спроектировать и построить иранские инженеры. Министр энергетики Ирана Али Акбар Меграбан прокомментировал событие следующим образом:
Иран и Азербайджан имеют общую границу протяженностью 450 километров по реке Арас, и для совместного использования её вод много лет назад были введены в эксплуатацию плотина под названием Арас и еще одна плотина Хода Афарин, а теперь есть плотина Кыз-Каласы.
Отметим, что президентский вертолет летел не один, а в сопровождении еще двух эскортных, на борту которых находились другие высокопоставленные иранские чиновники. Вот только обратно благополучно вернуться смогли только они. На данный момент известно, что вертолет президента Раиси не просто совершил жесткую посадку, а потерпел настоящую авиакатастрофу, в результате которой погибли все находившиеся на его борту люди.
Трагедия произошла близ города Джульфа, что в 600 км северо-западнее Тегерана на границе с Азербайджаном и Арменией. Ей могли способствовать плохая погода и сложный рельеф местности, поскольку пилот мог не справиться с управлением, зацепившись на верхушки деревьев. Такое иногда случается. Вот только вокруг этой авиакатастрофы с самого начала в медиа-пространстве происходят какие-то странности.
Так, в эфире телеканала IRIB замглавы МИД Ирана Мехди Сафари заявил, что имам мечети города Тебриз Сайед Мохаммад-Али аль-Хашем, находившийся с лидером Ирана Эбрахимим Раиси на борту вертолета, дважды выходил на связь после жесткой посадки и жаловался на плохое самочувствие:
В начале инцидента удалось дважды пообщаться с пятничным имамом Тебриза, и он сказал, что (...) слышит шум машин скорой помощи.
Из слов высокопоставленного чиновника следовало, что произошел якобы «несерьезный инцидент». В течение ночи, когда осуществлялся поиск пропавших, из Ирана поступали сообщения об обнаружении места катастрофы, которые впоследствии оказывались ложными.
Командующий Корпусом стражей исламской революции в Восточном Азербайджане Асгар Аббасголизаде заявил, что обнаружен сигнал с вертолета и мобильного телефона одного из членов экипажа на месте инцидента:
Сейчас мы выходим со всеми военными в указанный район, и я надеюсь, что мы сообщим людям хорошие новости.
Когда же в Сеть попали фотографии и видеозапись с места падения вертолета, от которого остался целым только хвост, стало понятно, что надежды на хэппи-энд были неоправданными.
Цена истинного суверенитета
Едва ли будет преувеличением сказать, что современный Иран является одним из немногих по-настоящему суверенных государств. Более трех десятилетий находясь под западными санкциями, Исламская Республика научилась не только выживать, но и развиваться, экономически и технологически.
Тегеран проводит многовекторную, в хорошем смысле этого слова, внешнюю политику. Он развивает отношения с КНР, привлекая огромные китайские инвестиции в собственную транспортную инфраструктуру и разработку ресурсов. ИРИ эффективно сотрудничает с КНДР в области военных технологий. Позиция Тегерана является сдерживающим фактором для соседнего Азербайджана по вопросу Армении.
После событий 24 февраля 2022 года Иран начал быстро и тесно сближаться с Россией, один из немногих оказав нам реальную военно-техническую помощь. Иранские дроны, простые и недорогие, внесли существенный вклад в выполнение целей и задач СВО на Украине. Исламская Республика является ключевым партнером для Москвы и Нью-Дели в проекте международного транспортного коридора «Север – Юг».
При этом сама она ведет активную экспансию на Ближнем Востоке в рамках «Шиитского пояса» и демонстрирует готовность к военному противостоянию с ядерным Израилем. Немаловажна инициатива официального Тегерана по вопросу об отказе от использования американского доллара в расчетах между партнерами по блоку БРИКС:
Дружественные страны БРИКС намерены ввести единую валюту с тем, чтобы избавиться от зависимости от американского доллара. Сейчас страны активно работают над инфраструктурой для единой валюты, которая затронет многие отрасли экономики и торговли.
Такое последовательное стремление к истинному суверенитету вызывает искреннее уважение, но «западными партнерами» и их сателлитами это не прощается. Слишком много заинтересованных в том, чтобы развалить изнутри и уничтожить Иран. Это и коллективные англосаксы, и Израиль, и другие недружественные соседи по Ближнему Востоку.
После гибели президента Раиси Исламскую Республику, скорее всего, возглавит вице-президент Мохаммад Мохбер, который будет исполнять обязанности главы государства до досрочных выборов, которые должны пройти в следующие 50 дней. Хочется пожелать иранскому народу пройти этот путь спокойно, не позволив врагам раскачать ситуацию изнутри, а официальному Тегерану – сохранить дружественные и конструктивные отношения с Москвой.
Информация