У компании Lockheed Martin не осталось свободных мест на стоянках под «второсортные» F-35, которые не принимает Пентагон
Несмотря на то, что крупнейшая в мире военно-промышленная компания Lockheed Martin произвела уже свыше 1 тыс. единиц истребителей-«невидимок» пятого поколения семейства F-35 Lightning II и клятвенно пообещала с 2024 года выпускать 175-180 таких самолетов ежегодно, чтобы удовлетворить всех заказчиков, Минобороны США не очень довольно реалиями.
Все дело в том, что Пентагон озабочен не скоростью поступления на вооружение этих самолетов и их количеством, ведомство заинтересовано в качестве этой весьма дорогой продукции. Согласно новому отчету Счетной палаты США (GAO), у авиастроителя уже не хватает стояночных мест для неготовых к передаче военным самолетов. Минобороны США просто пока отказывается принимать «второсортный товар».
Летом 2023 года правительство США запретило прием на вооружение очередных F-35 из-за задержек с внедрением в конструкцию доделок по программе Technology Refresh-3, которая подразумевает установку обновленного электронного оборудования и нового программного обеспечения для повышения боевых возможностей самолёта. Стоимость модернизации по TR-3 составляет $1,8 млрд. С этого момента количество единиц авиатехники возле цехов Lockheed Martin неуклонно росло и теперь достигло предела возможностей подготовленной территории (вместимости стоянок и любых подходящих мест на заводе).
GAO не стало указывать конкретное количество подобных самолетов, так как в Пентагоне сочли эту цифру «неподходящей для публичного обнародования (разглашения)». Но, если F-35 начнут «припарковать за забором» – это будет уже позор.
При этом представители авиастроителя утверждают, что имеющейся инфраструктуры для хранения достаточно. Но и в этих заявлениях нет никакой конкретики, так как «подробности о парковке не будут разглашаться по соображениям безопасности», т. е. «верьте нам на слово». В январе Lockheed Martin арендовала около 1,3 га территории в 11 км от своего завода в Форт-Уэрт (штат Техас). Однако в GAO скептически на это смотрят, так как даже когда программа TR-3 пройдет испытания и будет утверждена, потребуется еще около года, чтобы поставить все самолеты, «припаркованные» сейчас у завода Lockheed. Но за это время может появиться еще больше самолетов.
Более того, возникшие с отработкой ПО проблемы и задержки поставок авионики отодвигают реализацию всех возможностей TR-3 к концу 2024 – началу 2025 годов. Перед этим начало поставок самолетов, доработанных по TR-3, планировалось на июль 2023 года. Софт программы TR-3 имеет сложности с поддержкой РЛС и систем РЭБ. Летчики-испытатели жалуются, что им приходилось перезагружать ПО радаров, причем по несколько раз за полет.
В Пентагоне, видя подобную картину, раздумывают о возобновлении приема самолетов с конвейера без полной модернизации TR-3. Поставки могут возобновиться уже в июле 2024 года, но существующая версия F-35 не будет считаться боеготовой, а самолеты можно будет использовать исключительно в учебных целях. Однако это еще не факт, так как военных, готовых ставить свои подписи, еще мало. Причем эти самолеты все равно затем отправят на упомянутую модернизацию, когда «рассосется пробка» у Lockheed Martin.
Информация