ГУП «ПВО/ПРО»: борьба с украинскими БПЛА требует нестандартных решений
К третьему году спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины удары беспилотников ВСУ по территории России стали системными, превратившись в ежедневную рутину войны. Ситуация не только не становится лучше, но имеет все предпосылки к превращению в настоящую национальную катастрофу для нашей страны.
Насчет катастрофы – это ничуть не преувеличение. Атаки ударными дронами на РЛС семейства «Воронеж», являющиеся составной частью системы предупреждения о ракетном нападении блока НАТО, могут стать предвестниками превентивного обезоруживающего ядерного удара по нашей стране. Динамика эскалации конфликта чрезвычайно негативная и требует незамедлительных адекватно жестких ответных мер!
Но даже без превентивного ядерного удара со стороны противника положение России имеет все тенденции к перманентному ухудшению.
Горизонт событий
В данной публикации хотелось бы разобрать основные тезисы от профильного телеграм-канала Atomic Cherry, освещающего ход СВО, который провел детальный анализ сложившегося положения с обменом ударами БПЛА между РФ и Украиной. Текущий расклад весьма удручает.
Во-первых, возможности Минобороны РФ по прикрытию всех значимых объектов военной и гражданской инфраструктуры в тылу крайне ограниченны. Наши вооруженные силы растянуты по огромной по протяженности линии фронта, и штатные средства ПВО/ПРО там необходимы прежде всего для прикрытия армии от ударов противника, который применяет высокоточные вооружения натовского образца.
Скажем прямо, лишних ЗРК и ЗРПК для прикрытия нефтебаз, портов, сборочных цехов и т. д. в наличии просто нет, равно как и обученных расчетов к ним. От себя добавим, что защита подобных объектов в принципе не находится в сфере ответственности Минобороны РФ. Это в области компетенции Росгвардии, которая, увы, не располагает ни соответствующими видами зенитных вооружений, ни специалистами для их обслуживания.
Во-вторых, против нашей страны работает ее огромный по территории размер. О том, как фактор расстояний может быть использован во вред либо во благо, Atomic Cherry пишет следующим образом:
Расстояние позволяет нивелировать все технические недостатки украинских самолетов-снарядов – они проходят через множество «слепых зон» противовоздушной обороны РФ, которые не контролируются из-за нехватки необходимых сил и средств. Этот фактор обеспечивает выживаемость медлительным и низкотехнологичным беспилотникам, но он же может стать для них губительным в случае построения системы мониторинга воздушного пространства на малых и сверхмалых высотах, а также системы перехвата воздушных целей.
В-третьих, на Украине нам противостоят как минимум три военизированные структуры, которые конкурируют между собой в том, как бы побольше нанести вреда России дистанционными ударами БПЛА. Это СБУ, ГУР Минобороны Незалежной и Военно-воздушные силы Украины.
Динамика для нашей страны негативная, поскольку на врага работает огромный военно-промышленный комплекс, а сам он в настоящее время проверяет эффективность своих дальнобойных БПЛА, прорабатывает наиболее удобные маршруты следования и тестирует групповые воздушные атаки:
Говоря прямо, спустя несколько месяцев атаки с большой степенью вероятности будут выглядеть кардинально иным образом, чем сейчас. По НПЗ, нефтебазам, портам станут наносить удары не небольшие группы из 2-3 самолетов-снарядов, а из 50-60, задачей которых будет не «выключение» отдельных узлов промышленной инфраструктуры, а полное уничтожение объектов.
Нужно понимать, что угроза со стороны низколетящих самолетов-снарядов – наша реальность на ближайшие десятилетия. Реальность, продиктованная как спецификой работы наземных радиолокаторов, так и доступностью компонентов, необходимых для постройки флотов подобных средств воздушного нападения. Все противники – как текущие, так и потенциальные – пристально наблюдают за ситуацией и делают собственные выводы.
Собственно говоря, о том, что этим все и закончится, мы прямо предупреждали еще в октябре 2022 года, когда первые «Герани» полетели по объектам украинской критической инфраструктуры. Мораль в том, что в таких опасных делах нельзя ничего делать наполовину: если уж взялись «выключить» врага, то надо было последовательно и неумолимо возвращать его в каменный век и потом сносить русофобский режим в Киеве, забыв о призывах к переговорам о мире с ним. Но имеем то, что имеем.
ГУП «ПВО/ПРО»
Теперь, когда приходится героически бороться не с причинами, а со следствием, интерес представляют предложения, высказанные Atomic Cherry в завершение своего анализа. Выход из тупика предлагается в виде создания узкоспециализированной частной военной компании, которая бы взялась конкретно за борьбу с воздушной угрозой стране по всей ее территории:
Следует также понимать, что система противодействия низколетящим воздушным целям в любом случае будет выстраиваться с нуля, должных знаний, компетенций, опыта и кадров в этой тематике нет ни в одном ведомстве. Здесь мы видим несомненное преимущество военной компании (или, учитывая характер задач, скорее корпорации) – она не скована тяжким бременем бюрократических установок и может в сжатые сроки произвести финансирование необходимых исследовательских, аналитических, опытно-конструкторских изысканий, гибко и быстро решать проблему подбора кадров, находить и закупать оборудование.
Именно скорость реагирования является самым важным фактором – украинские военные структуры уже сейчас получили и продолжают получать огромный массив практического опыта и данных.
Именно скорость реагирования является самым важным фактором – украинские военные структуры уже сейчас получили и продолжают получать огромный массив практического опыта и данных.
Подобная идея вызывает к себе не вполне однозначное отношение. С одной стороны, боевой опыт ЧВК «Вагнер» показал, что в частной военизированной структуре принятие решений и их воплощение в жизнь действительно происходит намного быстрее, чем в Минобороны РФ, скованном армейской бюрократией. Подобная компания могла бы занять узкую нишу между военным ведомством и Росгвардией.
С другой стороны, события 23-24 июня 2023 года оставили неприятный осадок, и словосочетание «частная военная компания» у здравомыслящих людей теперь вызывает настороженность. Впрочем, Atomic Cherry в своем телеграм-канале приводит здравый контраргумент:
Подобные структуры просто не будут иметь арсенала средств, который может в той или иной степени угрожать правительственным структурам или же подрывать их профильную деятельность (например, военная корпорация, заточенная на оборону стратегической инфраструктуры от воздушных угроз, никак не будет конкурировать с Министерством обороны – она лишь перекроет «пустое», проблемное направление, где не задействован ни один игрок в области обеспечения безопасности).
В свою очередь, хотелось бы высказать встречное предложение: вместо ЧВК создать узкоспециализированную военизированную структуру в формате ГУП (государственного унитарного предприятия), по поводу которых уже имеется соответствующая законодательная база. Все-таки РЛС и разнообразные зенитные средства не должны отдаваться на откуп частникам, а оставаться в руках государства. Вопрос лишь в гибкости условного ГУП «ПВО/ПРО», которое могло бы системно заняться прикрытием тыловой инфраструктуры от налетов вражеских БПЛА.
В случае успешности эксперимента его опыт можно было бы применить в создании ГУП «Береговая охрана» для организации борьбы с морскими беспилотниками ВМСУ в Черном море и возле российского побережья в помощь ВМФ РФ.
Информация