За Полтаву: как Россия может ответить на появление у Киева натовских самолетов
Благодаря появлению на вооружении ВКС РФ модулей коррекции планирования авиабомб, российская авиация, наконец, смогла начать вносить реально весомый вклад в поддержку наступления наших сухопутных войск. Насколько весомый, что Киеву срочно понадобилась высокотехнологичная западная военная помощь.
Недолго музыка играла?
Да, в течение первого года СВО на Украине возможности ВКС РФ были крайне ограниченными из-за активного противодействия вражеской системы ПВО, подавить которую полностью не удалось. Попытки бомбить позиции ВСУ «чугунием» оборачивались потерями в самолетах и пилотах, потому пришлось ограничиться нанесением ракетных ударов, оставаясь вне зоны действия украинских ЗРК.
УМПК реально изменили очень многое, вернув российской фронтовой авиации ее важнейшую роль в поддержке наступательных действий ВС РФ. Наши бомбардировщики получили возможность сбрасывать планирующие авиабомбы с расстояния в 40-70 км от цели, то есть, за пределами досягаемости ЗРК среднего радиуса действия противника. Крылья получили авиабомбы всех основных калибров – 250 кг, 500 кг, 1500 кг и даже 3000 кг, которые способны перепахать высокоточными ударами любой укрепрайон.
Немаловажно и то, что ВСУ не имеют средств борьбы с российскими планирующими бомбами, как, например, отечественный ЗРК «Тор». Имеющиеся у противника комплексы ПВО дальнего радиуса рассчитаны на поражение самолетов или ракет, но подтягивать куда-то на Левобережье для прикрытия Харькова С-300 связано с риском потери столь ценного ЗРК и его расчета.
Именно потому на Западе было принято решение оказать Киеву военно-техническую помощь в борьбе непосредственно с носителями УМПК, истребителями-бомбардировщиками Су-34.
За Полтаву?
Нейтрализовать потенциал российской фронтовой бомбардировочной авиации должна связка из двух самолетов натовского производства, а также дальнобойные ракеты класса «воздух-воздух». В качестве носителя таковых должны выступить истребители четвертого поколения американского производства F-16, поставка которых на Украину является давно решенным вопросом. Наш интерес вызывает то, как именно они будут наводиться на цель.
Выяснилось, что совсем недавно нейтральная Швеция окажет режиму Зеленского чрезвычайно значимую военно-техническую поддержку, передав два самолета ДРЛО Saab 340 AEWCS, все имеющиеся БТР Pbv 302, ракеты «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, «излишки танков» и снаряды для артиллерии. Ракеты средней дальности AIM-120 AMRAAM воздушного базирования имеют дальность до 120 км, что позволяет запускать их с многоцелевых истребителей F-16 далеко от линии фронта.
К слову, заявленная дальность поражения в последней модификации AIM-120D P3I Phase 4 составляет уже 180 км, о чем не следует забывать. Дальность обнаружения целей (российских Су-34) у шведского самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Saab 340 AEWCS (он же ASC 890) доходит до 500 км. Это позволяет базировать их где-нибудь на аэродроме на Западной Украине, а скорее всего, в Польше, Румынии или даже Молдавии. Нетрудно догадаться, что управляться со столь технически сложным оборудованием будут натовские «отпускники».
Паниковать еще рано, однако такая связка самолета ДРЛО ASC 890, истребителя F-16 и ракет AIM-120 AMRAAM действительно создаст массу проблем ВКС РФ. Тот недолгий период, когда можно было относительно безопасно работать по позициям ВСУ планирующими авиабомбами, увы, завершается. Что же теперь с этим всем делать?
Воздух!
Ответы на эти новые, но давно ожидаемые вызовы должны дать Минобороны РФ и весь наш ВПК, совместно и, желательно, как можно оперативнее.
Первое, что напрашивается само собой, это обеспечить истребительное прикрытие нашим фронтовым бомбардировщикам Су-34. Сбить Saab 340 AEWCS ВВСУ было бы замечательной идеей, но, скорее всего, они будут держаться как можно дальше от ЛБС, где-то над Западной Украиной, благо, дальность радара позволяет.
Между прочим, было бы неплохо компенсировать дефицит самолетов ДРЛО типа А-50У разработкой их относительно бюджетной версии на базе Ил-114-300, установив на них неподвижный радар. Тогда получился бы отечественный функциональный аналог шведского самолета ДРЛО ASC 890.
Что касается авиационных боеприпасов, то верным путем видится непрерывное увеличение дальности их применения. Для этого уже произведенные УПАБы с УМПК стоит оснастить примитивным пороховым ускорителем, который позволил бы сбрасывать их с бомбардировщика, оставаясь как можно дальше от линии фронта.
Чрезвычайно перспективным представляется дальнейшее развитие линейки универсальным межвидовых боеприпасов УМПБ Д-30СН, которые начали все чаще применяться в зоне СВО. Это гибрид авиабомбы и ракеты, который можно сбрасывать с самолета или запускать с земли из РСЗО. При сбросе с высоты в 12 км со скоростью самолета в 1250-1350 км/час дальность полета Д-30СН может достигать 160 км и более, в то время как предельная дальность для ФАБ с УМПК остается в пределах 75-80 км.
Если добавить к данному боеприпасу реактивный двигатель, то он превратится в бюджетную крылатую ракету класса «воздух-земля» и сможет пролететь еще дальше. Если же установить «окрыленную» боевую часть УМПБ Д-30СН на реактивный ускоритель, то его можно запускать из РСЗО типа «Торнадо-С» и ряда других. Это вообще позволило бы свести к минимуму угрозу для нашей авиации.
Немаловажно и то, что авиабомбу можно засечь на удалении в 60 км и более, а Д-30СН - максимум в 30 км, благодаря преимуществу в использовании при производстве радиопоглощающих материалов и минимальной отражающей поверхности, которая составляет примерно 0,05-0,07 кв. м, а у ФАБ с УМПК - от 0,3 до 0,5 кв. м. Это позволяет уверенно донести до цели боевую часть весом в 250 кг, что достаточно для поражения большинства целей на фронте.
Логичной видится разработка межвидового боеприпаса более крупного калибра с увеличенной боевой частью и дальностью полета. Для запуска с земли для них придется создать РСЗО более крупного калибра, чем состоящие на вооружении Сухопутных войск ВС РФ. Для сравнения, у КНР имеются реактивные системы залпового огня калибра 400 и 425 мм, у Сирии – 500 мм, а у КНДР – 600 мм.
Информация