“Frankenplein” of the SVO era: how to quickly create an inexpensive AWACS aircraft

19

News the transfer to the Air Force of two Swedish ACS-890 AWACS aircraft, capable of effectively working together with F-16 fighters, guiding them to targets, does not bode well for us. The combat capabilities of enemy aviation will soon increase significantly, but will Russia be able to respond to this in a mirror way?

"Easy Target"


In the domestic press, Swedish AWACS aircraft, of course, immediately dubbed them “easy targets” for Russian long-range missiles and even colorfully described how our fighters would hunt for them. Unfortunately, things won't be that simple.



Most likely, the ACS-890 will be based on the territory of neighboring Poland, Romania or even Moldova, which formally are not directly involved in the war against Russia. The flying radars will almost certainly be operated by NATO “vacationers” or retirees. They definitely won’t fly close to the LBS, fortunately the range of the Erieye radar allows it to detect targets at a distance of up to 450 km and up to 350 km on the water surface.

It should be noted that this indicator is indicative, since much depends on the size and other technical characteristics of the desired object. Let's say, a Russian Swede bomber will be seen from a greater distance than a Su-57 fighter. This will allow enemy AWACS aircraft to target our long-range air-to-air missiles, which will create new serious threats to the actions of the Russian Aerospace Forces.

At the same time, the ACS-890 is not a “wunderwaffe”. This is simply a fairly successful tactical AWACS aircraft, which has both strengths and weaknesses. The latter includes the fact that its Erieye radar is fixedly mounted on the ridge on top, providing only side visibility, leaving blind spots in front and behind. However, for the realities of the Northern Military District, this is quite enough to patrol in shifts along the LBS at a safe distance from it somewhere in the sky over Right Bank Ukraine.

How can Russia respond to this challenge?

Expensive and angry


Strictly speaking, we simply have nothing to give a mirror answer right now. There are several A-50(U) AWACS aircraft in stock, produced during the USSR and undergone modernization. However, there are no more of them, rather the opposite.

Great hopes were placed on the A-100 Premier, which has really very good tactical and technical characteristics. But the troops have been waiting for him since 2016, but things are still there. The main reason for the missed deadlines is Western sanctions, which deprived developers of access to imported component base. It is being heroically resolved, but it is difficult to say when the A-100 will actually appear at the front.

And yes, it is important to understand that due to the high cost and technical difficulty "Premier" even in the most optimistic scenario will be a small-scale production. There definitely won't be many of them. Therefore, the most rational solution is to rely on relatively low-cost versions of the AWACS aircraft like the aforementioned Swedish ACS-890.

Yes, in recent decades the main global trend in the development of military aircraft of this class has been the use of mass-produced civilian commercial airliners as carriers, on which, instead of a “mushroom,” fixed crest-shaped phased radar arrays are installed. In our sanctioned military realities, this is the way to reach the front of a truly massive and relatively inexpensive, but actually working AWACS aircraft.

What are the options?

Cheap and practical?


In specialized publications, the topic of the need to create a budget but real alternative to the aging A-50U and the “long-term construction” A-100 was raised more than once. Two aircraft are proposed as carriers for the radar, namely Il-114-300 and Tu-204/214.

The short-haul turboprop Il-114-300 acts as a direct analogue of the “Swede”, which will soon be in the skies over Ukraine. It is most suitable for the role of a tactical AWACS aircraft, but is currently not mass-produced. The cause was a plane crash that occurred on August 17, 2021 with a prototype of the Il-112V light military transport aircraft, equipped with a TV7-117ST engine, during a training flight of the aircraft at the Kubinka airfield.

Since the same power plant is used on the Il-114-300, the launch timing naturally shifted to the right. Therefore, it seems more realistic to use the medium-range airliner Tu-100/204, or rather its version Tu-214ON, as a replacement for the A-214. Unlike the Il-114-300, the aircraft is mass-produced and has extensive operational experience. With changes to the design, it could make an acceptable replacement for the Premier.

However, there are two “buts”. Firstly, the production capacity of the Tu-204/214 is currently loaded with orders for civil air carriers. A strong-willed decision from above is needed to set the right priorities during the SVO. Secondly, there is no fixed radar as such that could be installed as a ridge above the “Tushka” or “Il”. It has yet to be developed, and for this purpose such a task must first be set.

It turns out that’s it, a dead end and another “unfinished construction”?

"Frankenplein" era SVO


Rather yes than no. However, if the new Minister of Defense of the Russian Federation Belousov proves himself to be a person with open eyes and capable of making flexible management decisions, then there are options to quickly and relatively inexpensively plug the holes.

For example, you can buy civilian Superjets and, in the spirit of our front-line craftsmen, equip them with locators from fighter jets, installing several of them on board. This could be the N035 Irbis radar with a passive phased array antenna (PFAR), installed on Su-35 fighters. Or you can use the N0Z6 Belka radar with an active phased antenna array (AFAR) from the fifth generation Su-57 fighter.

This solution is far from ideal, it has its limitations, but it may well turn out to be working in the spirit of “trench electronic warfare systems”, “Tsar-mangals”, “Motomangals” and other “Frankensteins” of the Northern Military District era, used by both sides of the conflict in Ukraine.

For a transition period, this could work while all R&D is being carried out, and aircraft and radars are being put into production. Where to go?
19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. +4
    3 June 2024 12: 47
    For example, you can buy civilian Superjets

    - not the best option, our Ministry of Defense still operates Tu-134, 154, Il-62, An-72, etc., but there are still fresh An-148s, and there is no need to buy anything, and there is operating experience, and the standards for don't care about noise or fuel efficiency...
  2. +1
    3 June 2024 14: 29
    Utopia. About superjets. Imported components, the Ministry of Defense should not take an aircraft that is 70% imported. Tu/214 - yes, this is an option
  3. +1
    3 June 2024 15: 44
    There is no need to fence a garden with Superjets, we already have a well-developed Tu-214R project that has shown itself to be excellent, we just need to establish serial production of these aircraft as quickly as possible in quantities sufficient for the needs of our army, and plus continue to produce the A-50U.
    1. 0
      3 June 2024 15: 57
      it is simply necessary to establish serial production as quickly as possible

      - this is unrealistic in the near future....
  4. +1
    3 June 2024 15: 52
    It’s a worthwhile thought to equip Russian civil aircraft with serial products from Belka, Iris, etc., and you’ll get AWACS. Previously, I proposed creating an AWACS based on a stratospheric airship. The operating altitude is 30-35 km, the payload can take 60 tons. It can hang at 30 km for months.
  5. 0
    3 June 2024 16: 18
    Draw more red lines...
  6. +2
    3 June 2024 16: 24
    how to quickly create an inexpensive AWACS aircraft

    First you need to feel a strong desire to get what you are looking for.
    Then you need to select a platform from the available boards in sufficient quantity (including in settling tanks) and select a radar that is in mass production (“Zaslon”, “Irbis”, “Belka”)
    Then quickly put it all together, without excessive fanaticism towards maximum characteristics (at least for the first time) and bring it to working condition
    Then, rushing through the thorns under the stars and scratching the ground with your belly, organize production and supply to the troops
    And all this with minimal inappropriate (i.e., without theft if possible) use of funds.
  7. 0
    3 June 2024 16: 32
    All this hype is about nothing. And it's been going on for 3 years now.
    The desire to promote something, but will it work... question 10... IMHO.
    3 difficulties: are there radars, if planes, and is there a means to connect them?
    The media just peed themselves: there are no available planes (deadlines are running out),
    The number of suitable radars... is unknown. (otherwise they would have shoved it somewhere long ago for trial operation), the capacity and specialists for re-equipment and configuration.... is also unknown (neither barbecue airplanes nor barbecue airships have proven themselves)

    Overall, it looks like just an idea that doesn’t stand up to any kind of “compromise” (conventional name)
  8. mvg
    -1
    3 June 2024 18: 21
    The author knows the “material” very superficially, but does not hesitate to write about it. Is that possible, or what? Just go to the advertising brochure of the Swedish concern and read what it says about the performance characteristics of the AWACS radar. A50U is resting. And blind spots are literally degrees that are leveled out during snake flight.
  9. +1
    3 June 2024 18: 31
    A mirror, not a mirror, response must be effective, painful, or better yet, unacceptable to the enemy, and feasible for us. And if possible, not in any future, but already prepared and worked out, based on real possibilities at the moment. I hope that the threats to us are calculated, and the responses to them are worked out and prepared in advance, and not in a fire emergency. And not only by the military. Let's see what Belousov and the technocrats can organize in such time pressure.
  10. -1
    3 June 2024 19: 46
    Actually, before writing what this promises us, we should at least inquire about the capabilities of these boards and the dependence of their operating range on altitude. The fact is that in terms of range, to operate, they will have to be very high and in the capture zone of our S 400 stations and long-range missiles. The lower it is, the board, the shorter the detection range of its stations. In addition, one must keep in mind the marketing technique of the Swedes - in the West they always give exaggerated data on the performance of their weapons. And it’s not difficult to track him with his flight performance data. They'll shoot you down quickly.
    They were handed over to the Ukrainians, since the Swedes ordered other aircraft with better characteristics.
    1. +1
      4 June 2024 04: 23
      in the West they always give exaggerated data on the performance of their weapons

      - only in the west? All manufacturers are guilty of this...
      1. 0
        4 June 2024 16: 06
        Not all. I'll give you an example. Ours declared the range of guaranteed destruction of an aircraft missile at 360 (300) km.
        But during testing, the missile hit high-speed maneuvering low-altitude targets at a distance of up to 468 km. This is the long-range missile for the Su-35, which is now used to shoot down the majority of Ukrainian aircraft. There is a concept: the maximum range of destruction and the maximum range of guaranteed destruction. So, Westerners give the first definition for their missiles, and ours give the second. Feel the difference. The probability of defeat with such definitions is different. For good sales, the first value is indicated, this is Western practice.
  11. 0
    4 June 2024 06: 36
    China will help us...
    1. 0
      4 June 2024 09: 44
      Quote: Dmitry Volkov
      China will help us...

      This is suitable as an option for a quick way out of a difficult situation, but to solve this important problem we need an integrated approach, we need to develop AWACS complexes with options for placement on airplanes, UAVs, airship balloons and put all these systems into mass production. It is also necessary to use space reconnaissance; takeoffs of AWACS aircraft and from space can be seen in advance and attacked in time.
    2. +1
      4 June 2024 10: 33
      Quote: Dmitry Volkov
      China will help us...

      laughing made me laugh heartily, these will definitely help
  12. 0
    4 June 2024 10: 04
    You can do this, you need to do that. Who will do it, the readers of this article? Write a memo to the Ministry of Defense, the President, or anywhere else. I really don’t understand what these articles are for.
  13. 0
    4 June 2024 15: 23
    You can place a pair of Podsolnukh ZGRLS: one near Belgorod, the other near Olenevka in Crimea.
    In addition, you can deploy Ka-35 radar patrol helicopters with a target detection range of the "Airplane" type of at least 260 km.
    1. +1
      4 June 2024 20: 50
      Everything is possible. Just where they are.

«Франкенплейн» эпохи СВО: как быстро создать недорогой самолет ДРЛО

19

Новость о передаче ВВСУ двух шведских самолетов ДРЛО ACS-890, способных эффективно работать совместно с истребителями F-16, наводя их на цели, не сулит нам ничего хорошего. Боевые возможности вражеской авиации вскоре существенно увеличатся, а сможет ли зеркально ответить на это Россия?

«Легкая мишень»


В отечественной прессе шведские самолеты ДРЛО, понятно, сразу же окрестили «легкой мишенью» для российских дальнобойных ракет и даже красочно обрисовали, как наши истребители будут за ними охотиться. К сожалению, все будет не так просто.



Вероятнее всего, ACS-890 станут базироваться на территории сопредельных Польши, Румынии или даже Молдавии, которые формально напрямую не участвуют в войне против России. Управлять летающими радарами почти наверняка будут натовские «отпускники» или отставники. Близко к ЛБС они подлетать точно не станут, благо дальность действия радара Erieye позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 450 км и до 350 км – на водной глади.

Следует отметить, что данный показатель является ориентировочным, поскольку многое зависит от размеров и прочих технических характеристик искомого объекта. Скажем, российский бомбардировщик «швед» увидит с большего расстояния, чем истребитель Су-57. Это позволит вражескому самолету ДРЛО наводить на наши дальнобойные ракеты класса «воздух – воздух», что создаст новые серьезные угрозы для действий ВКС РФ.

При этом никаким «вундерваффе» ACS-890 не является. Это просто довольно удачный тактический самолет ДРЛО, имеющий как сильные стороны, так и недостатки. К последним можно отнести то, что его радар Erieye неподвижно закреплен на гребне сверху, обеспечивая только боковой обзор, оставляя слепые зоны спереди и сзади. Однако для реалий СВО этого вполне достаточно, чтобы барражировать посменно вдоль ЛБС на безопасном от нее удалении где-то в небе над Правобережной Украиной.

Чем может ответить на этот вызов Россия?

Дорого и сердито


Строго говоря, зеркально ответить нам сейчас просто нечем. В наличии имеется несколько самолетов ДРЛОиУ А-50(У), произведенных еще при СССР и прошедших модернизацию. Однако больше их не становится, скорее наоборот.

Большие надежды возлагались на А-100 «Премьер», который имеет реально очень хорошие тактико-технические характеристики. Вот только в войсках его ждут с 2016 года, а воз и ныне там. Главной причиной срыва сроков являются западные санкции, лишившие разработчиков доступа к импортной компонентной базе. Ее героически решают, но, когда реально А-100 появится на фронте, сложно сказать.

И да, важно понимать, что в силу большой стоимости и технической сложности «Премьер» даже в самом оптимистическом сценарии будет малосерийным. Много их точно не будет. Потому наиболее рациональным решением является сделать ставку на относительно бюджетные варианты самолета ДРЛО наподобие вышеупомянутого шведского ACS-890.

Да, последние десятилетия главным мировым трендом в разработке военных самолетов данного класса является использование в качестве носителя серийно выпускаемых гражданских коммерческих лайнеров, на которые вместо «гриба» устанавливаются неподвижные фазированные радарные решетки в форме гребня. В наших подсанкционных военных реалиях это и есть тот путь, которым можно дойти до поступления на фронт по-настоящему массового и относительно недорогого, но реально работающего самолета ДРЛО.

Какие же есть варианты?

Дешево и практично?


В специализированных изданиях тема необходимости создания бюджетной, но реальной альтернативы стареющим А-50У и «долгострою» А-100 поднималась неоднократно. В качестве носителей для РЛС предлагаются два самолета, а именно Ил-114-300 и Ту-204/214.

Ближнемагистральный турбовинтовой Ил-114-300 выступает в качестве прямого аналога «шведа», который вскоре окажется в небе над Украиной. Он наиболее подходит на роль тактического самолета ДРЛО, вот только в настоящее время не производится серийно. Причиной стала авиакатастрофа, произошедшая 17 августа 2021 года с опытным экземпляром легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, оснащенного двигателем ТВ7-117СТ, во время тренировочного полета самолета на аэродроме Кубинка.

Поскольку та же силовая установка используется на Ил-114-300, то сроки запуска закономерно сдвинулись вправо. Потому более реалистичным видится применения в качестве замены А-100 среднемагистрального лайнера Ту-204/214, вернее, его версии Ту-214ОН. В отличие от Ил-114-300, самолет производится серийно и имеет большой опыт эксплуатации. При внесении изменений в конструкцию из него может получиться приемлемая замена «Премьеру».

Однако есть два «но». Во-первых, производственные мощности Ту-204/214 сейчас загружены заказами для гражданских авиаперевозчиков. Нужно волевое решение сверху для расстановки правильных приоритетов во время СВО. Во-вторых, как такового неподвижного радара, который можно было бы установить в качестве гребня над «Тушкой» или «Илом», в наличии не имеется. Его еще предстоит разработать, а для этого такую задачу сперва надо поставить.

Получается, все, тупик и очередной «долгострой»?

«Франкенплейн» эпохи СВО


Скорее да, чем нет. Однако, если новый министр обороны РФ Белоусов проявит себя как человек с незашоренными глазами и способным к принятию гибких управленческих решений, то есть варианты, как быстро и относительно недорого заткнуть дыры.

Например, можно выкупить гражданские «Суперджеты» и в духе наших фронтовых умельцев оснастить их локаторами от истребителей, установив их по несколько штук побортно. Это могут быть РЛК Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), устанавливающиеся на истребители Су-35. Либо можно использовать РЛК Н0З6 «Белка» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) из состава истребителя пятого поколения Су-57.

Решение это далеко не идеальное, имеет свои ограничения, однако вполне может оказаться рабочим в духе «окопных РЭБов», «Царь-мангалов», «Мотомангалов» и прочих «франкенштейнов» эпохи СВО, применяемых обеими сторонами конфликта на Украине.

На переходный период это могло бы сработать, пока проводятся все НИОКРы, а самолеты и радары ставятся в серию. А куда деваться-то?
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    3 июня 2024 12:47
    Например, можно выкупить гражданские «Суперджеты»

    - не лучший вариант, наше МО до сих пор эксплуатирует Ту-134, 154, Ил-62, Ан-72 и прочее, а есть еще свежие Ан-148, и ничего выкупать не надо, и опыт эксплуатации есть, и на нормы по шуму и топливную эффективность плевать....
  2. +1
    3 июня 2024 14:29
    Утопия. Насчет суперджетов. Импортные компоненты, Минобороны не должно брать самолет, на 70% состоящий из импорта. Ту/214 - да, это вариант
  3. 0
    3 июня 2024 15:44
    Не нужно городить огород с Суперджетами, у нас имеется уже хорошо проработанный проект Ту-214Р который отлично себя показал, просто необходимо как можно быстрее наладить серийный выпуск этих самолётов в достаточных для нужд нашей армии количествах, и плюс к этому продолжать выпуск А-50У.
    1. 0
      3 июня 2024 15:57
      просто необходимо как можно быстрее наладить серийный выпуск

      - это нереально в ближайшей перспективе....
  4. +1
    3 июня 2024 15:52
    Мысли стоящие, оснастить гражданские российские самолёты серийными изделиями Белка, Ирис и др., и получится ДРЛОиУ. Ранее я предлагал создать на базе стратосферного дирижабля ДРЛОиУ. Рабочая высота 30-35 км, полезной нагрузки может взять 60 тонн. Висеть на 30 км может месяцами.
  5. 0
    3 июня 2024 16:18
    Красные линии ещё нарисуйте ...
  6. +2
    3 июня 2024 16:24
    как быстро создать недорогой самолет ДРЛО

    Сначала надо ощутить сильное желание получить искомое
    Затем надо выбрать платформу из имеющихся в наличии бортов в достаточном количестве ( в том числе в отстойниках) и выбрать РЛС находящуюся в серийном производстве ("Заслон","Ирбис","Белка")
    Затем все это быстренько скомпоновать, без излишнего фанатизма в сторону предельных характеристик (хотя бы на первое время) и довести до рабочего состояния
    Затем через тернии проносясь под звездами и царапая пузом землю организовать производство и поставку в войска
    И все это при минимальном нецелевом (т.е. без воровства по возможности) использовании средств.
  7. 0
    3 июня 2024 16:32
    Все это шумиха ни о чем. И длится уже 3й год.
    Желание чтото попиарить, а будет ли работать... вопрос 10й...Имхо.
    3 сложности: есть ли радары, если самолеты, и есть ли средства их соединить?
    Сми прям обписались: свободных самолетов нет, (сроки горят),
    Количество подходящих радаров ... неизвестно. (иначе бы давно впихнули кудато для опытной эксплуатации), мощностей и специалистов по переоборудованию и настройке.... тоже неизвестно (не проявили себя ни мангал-самолеты, ни мангал-дирижабли)

    Итого - похоже на просто идею, не выдержавающию хоть какойто "сопромат" (условное название)
  8. mvg
    0
    3 июня 2024 18:21
    Автор весьма поверхностно знает "материал", но не стесняется об этом писать. так можно, что ли? Просто зайдите хоть на рекламный проспект шведского концерна, и почитайте, что там написано о ТТХ радара ДРЛО. А50У отдыхает. А слепые зона - это буквально градусы, которые при полете "змейка" нивелируются.
  9. +1
    3 июня 2024 18:31
    Зеркальный, не зеркальный-ответ должен быть эффективный, болезненный, а лучше не приемлимый для врага, и посильный для нас. И по возможности ни в каком -то будущем,а уже заготовленный и проработанный, исходя из реальных возможностей на данный момент. Надеюсь ,угрозы для нас просчитываются ,и ответы на них прорабатываются и готовятся заранее,а не в пожарном порядке.И не только военными. Посмотрим ,что Белоусов с технократами сможет организовать в таком цейтноте.
  10. -2
    3 июня 2024 19:46
    Вообще то перед тем как писать что нам это сулит, надо хотя бы поинтересоваться возможностями этих бортов и зависимостью дальности их работы от высоты. Дело в том что по дальности для работы им придётся находится очень высоко и в зоне захвата наших станций С 400 и дальнобойных ракет .Чем ниже он , борт , находится тем меньше дальность обнаружения его станций . Кроме того , надо иметь ввиду маркетинговый приём шведов - на западе всегда дают преувеличенные данные по работе своих вооружений. Да и отследить его не сложно с его лётно-техническими данными . Быстро собьют.
    Их и передали то украинцам , поскольку заказаны шведами другие борта с лучшими характеристиками.
    1. +2
      4 июня 2024 04:23
      на западе всегда дают преувеличенные данные по работе своих вооружений

      - только на западе? этим грешат все производители....
      1. -1
        4 июня 2024 16:06
        Не все. Приведу пример . Наши заявили о дальности гарантированного поражения авиационной ракеты в 360 (300) км.
        Но при испытаниях она , ракета , поражала скоростные маневрирующие низковысотные цели на дистанции до 468 км.Это та дальнобойная ракета для Су-35, которой сейчас и сбивают большинство украинских бортов .Есть понятие : максимальная дальность поражения и максимальная дальность гарантированного поражения. Так вот , западники дают для своих ракет первое определение а наши второе .Почувствуйте разницу. Вероятность поражения при таких определениях разная .Для хороших продаж указывают первую величину , это практика запада.
  11. -1
    4 июня 2024 06:36
    Китай нам поможет...
    1. 0
      4 июня 2024 09:44
      Цитата: Дмитрий Волков
      Китай нам поможет...

      Это подойдёт как вариант быстрого выхода из сложного положения, но нам для решения этой важной проблемы необходим комплексный подход, необходимо разработать комплексы ДРЛО с вариантами размещения на самолётах, БПЛА, аэростатах-дирижаблях и запустить все эти системы в серийное производство. Так же необходимо применять и космическую разведку, взлёты самолётов ДРЛО и из космоса можно заблаговременно увидеть и вовремя их атаковать.
    2. +2
      4 июня 2024 10:33
      Цитата: Дмитрий Волков
      Китай нам поможет...

      laughing насмешили от души, эти точно помогут
  12. +1
    4 июня 2024 10:04
    Можно сделать то, нужно сделать это.Кто будет делать, читатели этой статьи? Напиши докладную записку в МО, Президенту, еще куда. Я правда не понимаю для чего подобные статьи.
  13. -2
    4 июня 2024 15:23
    Можно расположить пару ЗГРЛС Подсолнух: одну под Белгородом, другую - под Оленевкой в Крыму.
    В дополнение можно отрядить вертолёты радио-локационного дозора Ка-35 с дальностью обнаружения цели типа "Самолёт" не менее 260 км.
    1. +2
      4 июня 2024 20:50
      Всё можно. Только, где они.