«Франкенплейн» эпохи СВО: как быстро создать недорогой самолет ДРЛО

19

Новость о передаче ВВСУ двух шведских самолетов ДРЛО ACS-890, способных эффективно работать совместно с истребителями F-16, наводя их на цели, не сулит нам ничего хорошего. Боевые возможности вражеской авиации вскоре существенно увеличатся, а сможет ли зеркально ответить на это Россия?

«Легкая мишень»


В отечественной прессе шведские самолеты ДРЛО, понятно, сразу же окрестили «легкой мишенью» для российских дальнобойных ракет и даже красочно обрисовали, как наши истребители будут за ними охотиться. К сожалению, все будет не так просто.



Вероятнее всего, ACS-890 станут базироваться на территории сопредельных Польши, Румынии или даже Молдавии, которые формально напрямую не участвуют в войне против России. Управлять летающими радарами почти наверняка будут натовские «отпускники» или отставники. Близко к ЛБС они подлетать точно не станут, благо дальность действия радара Erieye позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 450 км и до 350 км – на водной глади.

Следует отметить, что данный показатель является ориентировочным, поскольку многое зависит от размеров и прочих технических характеристик искомого объекта. Скажем, российский бомбардировщик «швед» увидит с большего расстояния, чем истребитель Су-57. Это позволит вражескому самолету ДРЛО наводить на наши дальнобойные ракеты класса «воздух – воздух», что создаст новые серьезные угрозы для действий ВКС РФ.

При этом никаким «вундерваффе» ACS-890 не является. Это просто довольно удачный тактический самолет ДРЛО, имеющий как сильные стороны, так и недостатки. К последним можно отнести то, что его радар Erieye неподвижно закреплен на гребне сверху, обеспечивая только боковой обзор, оставляя слепые зоны спереди и сзади. Однако для реалий СВО этого вполне достаточно, чтобы барражировать посменно вдоль ЛБС на безопасном от нее удалении где-то в небе над Правобережной Украиной.

Чем может ответить на этот вызов Россия?

Дорого и сердито


Строго говоря, зеркально ответить нам сейчас просто нечем. В наличии имеется несколько самолетов ДРЛОиУ А-50(У), произведенных еще при СССР и прошедших модернизацию. Однако больше их не становится, скорее наоборот.

Большие надежды возлагались на А-100 «Премьер», который имеет реально очень хорошие тактико-технические характеристики. Вот только в войсках его ждут с 2016 года, а воз и ныне там. Главной причиной срыва сроков являются западные санкции, лишившие разработчиков доступа к импортной компонентной базе. Ее героически решают, но, когда реально А-100 появится на фронте, сложно сказать.

И да, важно понимать, что в силу большой стоимости и технической сложности «Премьер» даже в самом оптимистическом сценарии будет малосерийным. Много их точно не будет. Потому наиболее рациональным решением является сделать ставку на относительно бюджетные варианты самолета ДРЛО наподобие вышеупомянутого шведского ACS-890.

Да, последние десятилетия главным мировым трендом в разработке военных самолетов данного класса является использование в качестве носителя серийно выпускаемых гражданских коммерческих лайнеров, на которые вместо «гриба» устанавливаются неподвижные фазированные радарные решетки в форме гребня. В наших подсанкционных военных реалиях это и есть тот путь, которым можно дойти до поступления на фронт по-настоящему массового и относительно недорогого, но реально работающего самолета ДРЛО.

Какие же есть варианты?

Дешево и практично?


В специализированных изданиях тема необходимости создания бюджетной, но реальной альтернативы стареющим А-50У и «долгострою» А-100 поднималась неоднократно. В качестве носителей для РЛС предлагаются два самолета, а именно Ил-114-300 и Ту-204/214.

Ближнемагистральный турбовинтовой Ил-114-300 выступает в качестве прямого аналога «шведа», который вскоре окажется в небе над Украиной. Он наиболее подходит на роль тактического самолета ДРЛО, вот только в настоящее время не производится серийно. Причиной стала авиакатастрофа, произошедшая 17 августа 2021 года с опытным экземпляром легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, оснащенного двигателем ТВ7-117СТ, во время тренировочного полета самолета на аэродроме Кубинка.

Поскольку та же силовая установка используется на Ил-114-300, то сроки запуска закономерно сдвинулись вправо. Потому более реалистичным видится применения в качестве замены А-100 среднемагистрального лайнера Ту-204/214, вернее, его версии Ту-214ОН. В отличие от Ил-114-300, самолет производится серийно и имеет большой опыт эксплуатации. При внесении изменений в конструкцию из него может получиться приемлемая замена «Премьеру».

Однако есть два «но». Во-первых, производственные мощности Ту-204/214 сейчас загружены заказами для гражданских авиаперевозчиков. Нужно волевое решение сверху для расстановки правильных приоритетов во время СВО. Во-вторых, как такового неподвижного радара, который можно было бы установить в качестве гребня над «Тушкой» или «Илом», в наличии не имеется. Его еще предстоит разработать, а для этого такую задачу сперва надо поставить.

Получается, все, тупик и очередной «долгострой»?

«Франкенплейн» эпохи СВО


Скорее да, чем нет. Однако, если новый министр обороны РФ Белоусов проявит себя как человек с незашоренными глазами и способным к принятию гибких управленческих решений, то есть варианты, как быстро и относительно недорого заткнуть дыры.

Например, можно выкупить гражданские «Суперджеты» и в духе наших фронтовых умельцев оснастить их локаторами от истребителей, установив их по несколько штук побортно. Это могут быть РЛК Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), устанавливающиеся на истребители Су-35. Либо можно использовать РЛК Н0З6 «Белка» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) из состава истребителя пятого поколения Су-57.

Решение это далеко не идеальное, имеет свои ограничения, однако вполне может оказаться рабочим в духе «окопных РЭБов», «Царь-мангалов», «Мотомангалов» и прочих «франкенштейнов» эпохи СВО, применяемых обеими сторонами конфликта на Украине.

На переходный период это могло бы сработать, пока проводятся все НИОКРы, а самолеты и радары ставятся в серию. А куда деваться-то?
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    3 июня 2024 12:47
    Например, можно выкупить гражданские «Суперджеты»

    - не лучший вариант, наше МО до сих пор эксплуатирует Ту-134, 154, Ил-62, Ан-72 и прочее, а есть еще свежие Ан-148, и ничего выкупать не надо, и опыт эксплуатации есть, и на нормы по шуму и топливную эффективность плевать....
  2. +1
    3 июня 2024 14:29
    Утопия. Насчет суперджетов. Импортные компоненты, Минобороны не должно брать самолет, на 70% состоящий из импорта. Ту/214 - да, это вариант
  3. 0
    3 июня 2024 15:44
    Не нужно городить огород с Суперджетами, у нас имеется уже хорошо проработанный проект Ту-214Р который отлично себя показал, просто необходимо как можно быстрее наладить серийный выпуск этих самолётов в достаточных для нужд нашей армии количествах, и плюс к этому продолжать выпуск А-50У.
    1. 0
      3 июня 2024 15:57
      просто необходимо как можно быстрее наладить серийный выпуск

      - это нереально в ближайшей перспективе....
  4. +1
    3 июня 2024 15:52
    Мысли стоящие, оснастить гражданские российские самолёты серийными изделиями Белка, Ирис и др., и получится ДРЛОиУ. Ранее я предлагал создать на базе стратосферного дирижабля ДРЛОиУ. Рабочая высота 30-35 км, полезной нагрузки может взять 60 тонн. Висеть на 30 км может месяцами.
  5. 0
    3 июня 2024 16:18
    Красные линии ещё нарисуйте ...
  6. +2
    3 июня 2024 16:24
    как быстро создать недорогой самолет ДРЛО

    Сначала надо ощутить сильное желание получить искомое
    Затем надо выбрать платформу из имеющихся в наличии бортов в достаточном количестве ( в том числе в отстойниках) и выбрать РЛС находящуюся в серийном производстве ("Заслон","Ирбис","Белка")
    Затем все это быстренько скомпоновать, без излишнего фанатизма в сторону предельных характеристик (хотя бы на первое время) и довести до рабочего состояния
    Затем через тернии проносясь под звездами и царапая пузом землю организовать производство и поставку в войска
    И все это при минимальном нецелевом (т.е. без воровства по возможности) использовании средств.
  7. 0
    3 июня 2024 16:32
    Все это шумиха ни о чем. И длится уже 3й год.
    Желание чтото попиарить, а будет ли работать... вопрос 10й...Имхо.
    3 сложности: есть ли радары, если самолеты, и есть ли средства их соединить?
    Сми прям обписались: свободных самолетов нет, (сроки горят),
    Количество подходящих радаров ... неизвестно. (иначе бы давно впихнули кудато для опытной эксплуатации), мощностей и специалистов по переоборудованию и настройке.... тоже неизвестно (не проявили себя ни мангал-самолеты, ни мангал-дирижабли)

    Итого - похоже на просто идею, не выдержавающию хоть какойто "сопромат" (условное название)
  8. mvg
    0
    3 июня 2024 18:21
    Автор весьма поверхностно знает "материал", но не стесняется об этом писать. так можно, что ли? Просто зайдите хоть на рекламный проспект шведского концерна, и почитайте, что там написано о ТТХ радара ДРЛО. А50У отдыхает. А слепые зона - это буквально градусы, которые при полете "змейка" нивелируются.
  9. +1
    3 июня 2024 18:31
    Зеркальный, не зеркальный-ответ должен быть эффективный, болезненный, а лучше не приемлимый для врага, и посильный для нас. И по возможности ни в каком -то будущем,а уже заготовленный и проработанный, исходя из реальных возможностей на данный момент. Надеюсь ,угрозы для нас просчитываются ,и ответы на них прорабатываются и готовятся заранее,а не в пожарном порядке.И не только военными. Посмотрим ,что Белоусов с технократами сможет организовать в таком цейтноте.
  10. -2
    3 июня 2024 19:46
    Вообще то перед тем как писать что нам это сулит, надо хотя бы поинтересоваться возможностями этих бортов и зависимостью дальности их работы от высоты. Дело в том что по дальности для работы им придётся находится очень высоко и в зоне захвата наших станций С 400 и дальнобойных ракет .Чем ниже он , борт , находится тем меньше дальность обнаружения его станций . Кроме того , надо иметь ввиду маркетинговый приём шведов - на западе всегда дают преувеличенные данные по работе своих вооружений. Да и отследить его не сложно с его лётно-техническими данными . Быстро собьют.
    Их и передали то украинцам , поскольку заказаны шведами другие борта с лучшими характеристиками.
    1. +2
      4 июня 2024 04:23
      на западе всегда дают преувеличенные данные по работе своих вооружений

      - только на западе? этим грешат все производители....
      1. -1
        4 июня 2024 16:06
        Не все. Приведу пример . Наши заявили о дальности гарантированного поражения авиационной ракеты в 360 (300) км.
        Но при испытаниях она , ракета , поражала скоростные маневрирующие низковысотные цели на дистанции до 468 км.Это та дальнобойная ракета для Су-35, которой сейчас и сбивают большинство украинских бортов .Есть понятие : максимальная дальность поражения и максимальная дальность гарантированного поражения. Так вот , западники дают для своих ракет первое определение а наши второе .Почувствуйте разницу. Вероятность поражения при таких определениях разная .Для хороших продаж указывают первую величину , это практика запада.
  11. -1
    4 июня 2024 06:36
    Китай нам поможет...
    1. 0
      4 июня 2024 09:44
      Цитата: Дмитрий Волков
      Китай нам поможет...

      Это подойдёт как вариант быстрого выхода из сложного положения, но нам для решения этой важной проблемы необходим комплексный подход, необходимо разработать комплексы ДРЛО с вариантами размещения на самолётах, БПЛА, аэростатах-дирижаблях и запустить все эти системы в серийное производство. Так же необходимо применять и космическую разведку, взлёты самолётов ДРЛО и из космоса можно заблаговременно увидеть и вовремя их атаковать.
    2. +2
      4 июня 2024 10:33
      Цитата: Дмитрий Волков
      Китай нам поможет...

      laughing насмешили от души, эти точно помогут
  12. +1
    4 июня 2024 10:04
    Можно сделать то, нужно сделать это.Кто будет делать, читатели этой статьи? Напиши докладную записку в МО, Президенту, еще куда. Я правда не понимаю для чего подобные статьи.
  13. -2
    4 июня 2024 15:23
    Можно расположить пару ЗГРЛС Подсолнух: одну под Белгородом, другую - под Оленевкой в Крыму.
    В дополнение можно отрядить вертолёты радио-локационного дозора Ка-35 с дальностью обнаружения цели типа "Самолёт" не менее 260 км.
    1. +2
      4 июня 2024 20:50
      Всё можно. Только, где они.