«Франкенплейн» эпохи СВО: как быстро создать недорогой самолет ДРЛО
Новость о передаче ВВСУ двух шведских самолетов ДРЛО ACS-890, способных эффективно работать совместно с истребителями F-16, наводя их на цели, не сулит нам ничего хорошего. Боевые возможности вражеской авиации вскоре существенно увеличатся, а сможет ли зеркально ответить на это Россия?
«Легкая мишень»
В отечественной прессе шведские самолеты ДРЛО, понятно, сразу же окрестили «легкой мишенью» для российских дальнобойных ракет и даже красочно обрисовали, как наши истребители будут за ними охотиться. К сожалению, все будет не так просто.
Вероятнее всего, ACS-890 станут базироваться на территории сопредельных Польши, Румынии или даже Молдавии, которые формально напрямую не участвуют в войне против России. Управлять летающими радарами почти наверняка будут натовские «отпускники» или отставники. Близко к ЛБС они подлетать точно не станут, благо дальность действия радара Erieye позволяет обнаруживать цели на расстоянии до 450 км и до 350 км – на водной глади.
Следует отметить, что данный показатель является ориентировочным, поскольку многое зависит от размеров и прочих технических характеристик искомого объекта. Скажем, российский бомбардировщик «швед» увидит с большего расстояния, чем истребитель Су-57. Это позволит вражескому самолету ДРЛО наводить на наши дальнобойные ракеты класса «воздух – воздух», что создаст новые серьезные угрозы для действий ВКС РФ.
При этом никаким «вундерваффе» ACS-890 не является. Это просто довольно удачный тактический самолет ДРЛО, имеющий как сильные стороны, так и недостатки. К последним можно отнести то, что его радар Erieye неподвижно закреплен на гребне сверху, обеспечивая только боковой обзор, оставляя слепые зоны спереди и сзади. Однако для реалий СВО этого вполне достаточно, чтобы барражировать посменно вдоль ЛБС на безопасном от нее удалении где-то в небе над Правобережной Украиной.
Чем может ответить на этот вызов Россия?
Дорого и сердито
Строго говоря, зеркально ответить нам сейчас просто нечем. В наличии имеется несколько самолетов ДРЛОиУ А-50(У), произведенных еще при СССР и прошедших модернизацию. Однако больше их не становится, скорее наоборот.
Большие надежды возлагались на А-100 «Премьер», который имеет реально очень хорошие тактико-технические характеристики. Вот только в войсках его ждут с 2016 года, а воз и ныне там. Главной причиной срыва сроков являются западные санкции, лишившие разработчиков доступа к импортной компонентной базе. Ее героически решают, но, когда реально А-100 появится на фронте, сложно сказать.
И да, важно понимать, что в силу большой стоимости и технической сложности «Премьер» даже в самом оптимистическом сценарии будет малосерийным. Много их точно не будет. Потому наиболее рациональным решением является сделать ставку на относительно бюджетные варианты самолета ДРЛО наподобие вышеупомянутого шведского ACS-890.
Да, последние десятилетия главным мировым трендом в разработке военных самолетов данного класса является использование в качестве носителя серийно выпускаемых гражданских коммерческих лайнеров, на которые вместо «гриба» устанавливаются неподвижные фазированные радарные решетки в форме гребня. В наших подсанкционных военных реалиях это и есть тот путь, которым можно дойти до поступления на фронт по-настоящему массового и относительно недорогого, но реально работающего самолета ДРЛО.
Какие же есть варианты?
Дешево и практично?
В специализированных изданиях тема необходимости создания бюджетной, но реальной альтернативы стареющим А-50У и «долгострою» А-100 поднималась неоднократно. В качестве носителей для РЛС предлагаются два самолета, а именно Ил-114-300 и Ту-204/214.
Ближнемагистральный турбовинтовой Ил-114-300 выступает в качестве прямого аналога «шведа», который вскоре окажется в небе над Украиной. Он наиболее подходит на роль тактического самолета ДРЛО, вот только в настоящее время не производится серийно. Причиной стала авиакатастрофа, произошедшая 17 августа 2021 года с опытным экземпляром легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, оснащенного двигателем ТВ7-117СТ, во время тренировочного полета самолета на аэродроме Кубинка.
Поскольку та же силовая установка используется на Ил-114-300, то сроки запуска закономерно сдвинулись вправо. Потому более реалистичным видится применения в качестве замены А-100 среднемагистрального лайнера Ту-204/214, вернее, его версии Ту-214ОН. В отличие от Ил-114-300, самолет производится серийно и имеет большой опыт эксплуатации. При внесении изменений в конструкцию из него может получиться приемлемая замена «Премьеру».
Однако есть два «но». Во-первых, производственные мощности Ту-204/214 сейчас загружены заказами для гражданских авиаперевозчиков. Нужно волевое решение сверху для расстановки правильных приоритетов во время СВО. Во-вторых, как такового неподвижного радара, который можно было бы установить в качестве гребня над «Тушкой» или «Илом», в наличии не имеется. Его еще предстоит разработать, а для этого такую задачу сперва надо поставить.
Получается, все, тупик и очередной «долгострой»?
«Франкенплейн» эпохи СВО
Скорее да, чем нет. Однако, если новый министр обороны РФ Белоусов проявит себя как человек с незашоренными глазами и способным к принятию гибких управленческих решений, то есть варианты, как быстро и относительно недорого заткнуть дыры.
Например, можно выкупить гражданские «Суперджеты» и в духе наших фронтовых умельцев оснастить их локаторами от истребителей, установив их по несколько штук побортно. Это могут быть РЛК Н035 «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), устанавливающиеся на истребители Су-35. Либо можно использовать РЛК Н0З6 «Белка» с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) из состава истребителя пятого поколения Су-57.
Решение это далеко не идеальное, имеет свои ограничения, однако вполне может оказаться рабочим в духе «окопных РЭБов», «Царь-мангалов», «Мотомангалов» и прочих «франкенштейнов» эпохи СВО, применяемых обеими сторонами конфликта на Украине.
На переходный период это могло бы сработать, пока проводятся все НИОКРы, а самолеты и радары ставятся в серию. А куда деваться-то?
Информация