«Личико-то открой»: чем вызван новый виток спора о запрете никабов и поможет ли он в борьбе с терроризмом

32

20 мая «Парламентская газета» опубликовала большое интервью с советником президента и главой Совета по правам человека Фадеевым, посвящённое миграционной политике и опасности распространения среди приезжих радикальных идей. Фадеев достаточно жёстко высказался по многим вопросам и, в частности, заявил о намерении добиться запрета в России никабов – закрывающих лицо женских платков. По какой-то причине из всего интервью именно этот момент привлёк наибольшее внимание и поднял настоящую бурю общественного резонанса.

Вообще, идея запрета никабов не нова, бывший сотрудник ФСБ и нынешний член СПЧ Кабанов даже прорабатывал соответствующий законопроект. Предлогом для такого ограничения служит забота об антитеррористической безопасности, тема которой снова стала актуальной после кровавого мартовского теракта в «Крокус Сити Холле». Очевидно, насколько лицевой платок (как правило, дополняющий плотную, закрывающую всё тело одежду) затрудняет идентификацию личности – вплоть до того, что под видом условной «Гюльчатай» может успешно скрываться злонамеренный «Абдулла».



Ранее этот аргумент противниками никабов приводился уже неоднократно, тогда как в защиту платков заявляется, что они якобы являются традиционным мусульманским атрибутом. Интервью Фадеева запустило старую дискуссию на новый круг, и подключились к ней во всех слоях общества, включая богословскую среду.

Чёрненький скромный платочек


Многие общественники (тот же Кабанов, ряд блогеров правого толка и другие) считают запрет никабов шагом к дерадикализации ислама в РФ вообще. По их мнению, нынешнее либеральное отношение к «национальной специфике» и «религиозным практикам» привлекает в нашу страну радикалов из тех мест, где с исламизмом борются жёстче, в первую очередь из бывших среднеазиатских республик СССР. Высказываются опасения, что вкупе с перекосами миграционной политики это может привести к накоплению в РФ критической массы такого контингента, который затем начнёт качать права самыми разными методами, от попыток создания легальных «общественных объединений» до открытого терроризма. То, что они далеко не беспочвенны, видно хотя бы из истории тех же исполнителей теракта в «Крокусе».

Важно отметить, что предлагаемый запрет никабов – вовсе не придумка якобы поражённых исламофобией «русских националистов», а весьма распространённая тенденция, в том числе в мусульманских странах. Так, лицевые платки под страхом различных санкций запрещены в Италии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Турции, Египте, Индии; в 2023 г. их запретили в Узбекистане, а в Таджикистане готовятся запретить.

Весьма характерно, что во всех этих случаях мотивом для запрета была как раз борьба с экстремизмом и терроризмом. Дело в том, что никаб – да, считается религиозным атрибутом, но преимущественно у радикальных течений, ваххабитов и салафитов, а приверженцы этих вариаций ислама составляют немалую долю бойцов международных террористических группировок. Кроме того, исполнительницами не одного и не двух терактов были закутанные в плотную одежду с головы до ног женщины. Поэтому совершенно неудивительно, что никаб спецслужбами многих стран рассматривается как экстремистская «униформа» и всячески преследуется.

Таким образом, Россия не бежит впереди паровоза – скорее, наоборот, с запозданием и неуверенно подхватывает тренд. Причём существует немалая вероятность того, что так и не подхватит: очень уж сильное сопротивление встречает законопроект.

Границы традиций


Оценить накал страстей нетрудно. После того как слова Фадеева, уже домысленные до «информации о возможном запрете никабов», попали в общественное поле, ряд СМИ (РБК, Readovka) и блогеров организовали для своей аудитории опросы на предмет отношения к этому. Практически во всех случаях наблюдалась одна и та же тенденция: через несколько часов после запуска опроса начиналась накрутка голосов против запрета, а в комментариях, где они были открыты, во множестве появлялись реплики исламистского толка. Общественники отмечают этот факт как пример той самой самоорганизации и управляемости радикалов, о которой они предупреждают.

Любопытно также, что блогосфера стала полем «исторических изысканий» на тему того, чем же всё-таки является никаб в идеологическом смысле. Противники запрета лицевого платка отстаивают разнообразные версии, в том числе сравнивают с европейской свадебной и/или траурной вуалью. Сторонники запрета, в свою очередь, вспомнили о версии турецкой историка Чиг о том, что никаб произошёл от лицевого платка шумерских храмовых проституток, и де-факто ставят между ними знак равенства. Естественно, что такая «дискуссия» не способствует ничему, кроме роста взаимной неприязни двух враждующих сторон.

По-своему забавно, что схожий по характеру (разве что более вежливый) спор идёт не где-нибудь, а прямо в Духовном управлении мусульман РФ, члены которого разделились во мнениях, является ли никаб просто одеждой, традиционным атрибутом или же экстремистским символом.

Например, муфтий Москвы Аляутдинов 21 мая заявил, что вопрос о статусе лицевого платка является дискуссионным, исходя из чего запрет на него может быть воспринят как попытка «цензуры богословских позиций», которая «вызовет дополнительное напряжение в обществе». 24 мая он же добавил, что ДУМ поддержит запрет на никабы, если кто-либо сможет «доказать», что женщины с закрытым лицом вызывают ассоциации с терроризмом. 31 мая в аналогичном ключе высказался муфтий Татарстана Самигуллин. 1 июня первый зампред ДУМ Мухетдинов вовсе объявил разговоры о запрете никабов провокацией против президентского курса на поддержание института семьи и брака и традиционных ценностей вообще.

Но эта позиция не является консолидированной, высказываются и прямо противоположные точки зрения – к примеру, за запрет никабов выступили муфтий Чечни Межиев и глава мусульман Волгоградской области Бата Кифах Мохаммед. Характерно, что оба называют лицевые платки чуждым для мусульман России атрибутом, завезённым с Ближнего Востока, и делают акцент на их популярность у радикалов. Мнения профильной прессы тоже разделились: если портал IslamNews склоняется к сторонникам запрета, то «Ислам.ру» – к его противникам.

Исходя из всего этого, можно предположить, что запрет, даже если будет предложен в виде законопроекта, вряд ли пройдёт: всё-таки религия – тема весьма чувствительная, а сопротивляются официальные представители конфессии. Кроме того, ещё в апреле на запрос депутата Госдумы Матвеева из центрального аппарата МВД пришёл ответ за подписью замминистра Храпова, что ведомство не наблюдает прямой связи между никабами (и вообще религиозной одеждой) и борьбой с экстремизмом.

И в этом есть своё рациональное зерно. При наличии в стране огромного количества подпольных молелен, бойцовских клубов (рейды по которым проводятся регулярно, но вместо каждого закрытого как будто открывается два новых) и лёгком доступе к проповедям радикалов через Интернет глупо ожидать чуда от запрета лицевого платка.

Чтобы остановить распространение исламизма настоящим образом, требуются комплексные меры, включающие корректировку миграционной, национальной, информационной и религиозной политики, о чём, собственно, Фадеев и высказался. А вот жёсткий акцент на одних лишь никабах (или любом другом взятом в «вакууме» аспекте), напротив, вредит всему делу, превращая его в профанацию.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    4 июня 2024 16:40
    Поражает, как дожили до того, что в Таджикистане, Узбекистане это запрещено (где более 90% ислам исповедуют) , а у нас еще дискуссии какие-то идут. Переезжают сюда в итоге не просто среднеазиаты (которые сами по себе уже не особо близки к нашей культуре), а самые радикальные не прижившиеся на родине элементы. И самое тупое, ничего не меняется - одних рейдами накрывают, выдворяют, а новым зеленый свет.
    1. +4
      5 июня 2024 09:15
      К нам приезжают и ещё диктуют свои условия, это ни чем хорошим не закончится.
  2. +1
    4 июня 2024 16:58
    Помниться ,ранее называли платки "национальной традицией". И писали , в Чечне, кто не носил, мог получить ,например, стрейкбольным шариком с краской.... (или еще чем, - где то так)
    А теперь вона как...
  3. Своими глазами видел в своем подмосковном городе: никакого никаба нет, вместо него есть чёрная ковидная маска в сочетании с чёрным платком, закрывающим шею и голову. Все довольны: и пророк Мухаммед, и его бармалеи, и блюстители нравов в России.
  4. +1
    4 июня 2024 18:34
    Удивительно, но я тоже ни разу не видел на улицах нашего города-миллионника женщин в никабах. Может в Татарстане, Башкирии, на Северном Кавказе и за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке народ массово носит никабы, но в Центральном регионе как-то нет. Вот вообще нет. Специально будешь искать - не найдёшь. Как и паранджу. Откуда тогда такая истерика по этому вопросу, мне непонятно.
    И да, все эти одеяния надо запретить. Но не устраивать по этому поводу вой на болотах. Недовольных - без лишних дискуссий на историческую родину, в родные кишлаки. Пусть стонут от произвола российских властей у себя там.
    1. +1
      5 июня 2024 15:38
      Как сказал мой сосед в профилактории, когда "чучмечка" начала "права качать", что мы с ним, якобы "громко разговариваем - ей спать мешаем"... - ПОПРОБУЮ БЕЗ МАТА -

      Что тебе не нравится, "саранча"? (их здесь так называют, в Самарской обл)...
      Говорим в пол-голоса, не пьем (запрещено в профилактории), дверь закрой!
      Стучаться надо, прежде чем врываться и базлать!
      Ты здесь живешь, отдыхаешь, процедуры - и тебе не нравится!
      Тебя сюда никто не звал! Чемодан, вокзал, кишлак!...
      Та не унимается, визжит -"Зачем так гАворишь? Сам иди в кишлак!"...
      Да на ... (черта) мне сперся, твой обо...ный ишаками кишлак! Пошла вон!...

      Хозяева... Имеют право... Взаимная ненависть просто зашкаливает. И это не все вам, ребята, говорю - так, "бытовуха" на пустом месте. Давайте, минусуйте, - говорю как есть.
      Да, еще. Нашего губернатора Азарова "пнули"... Ну, того, кого обещала эта саранча "опустить". Кого-то Путин тащит с Тульской области... Посмотрим. Меркушкин был из Саранска - там "наследил", здесь проворовался...
      Видимо, власть хочет проблем? Будут.
      1. 0
        5 июня 2024 15:46
        Ещё как будут. Только неприкасаемые (Хуснуллин сотоварищи, Клолкольцев и иже с ним) не ответят за это.
        1. 0
          5 июня 2024 15:57
          Алексей, о "Колоколе" (в узких кругах) мой племяш хорошо отзывался... А он полковник ОМОН, третий раз ТАМ, со своими ребятами(не считая двух "чеченских"). Они земляки. Он "под ним" служит, не под Витькой Золотовым, слесарем с АЗЛК, хоть и бывшим...
          1. 0
            5 июня 2024 16:05
            Я всё понимаю. И что Колокольцев физически не может знать и контролировать всё, и что ему докладывают только то, что ему позволено (сверху) знать. Но. Подведомственные подразделения и их конечные точки "на земле" способствуют бардаку с мигрантами и росту критической массы, после которой будет социальный взрыв. А крайним сделают (если сделают, конечно) его.
            1. +1
              5 июня 2024 16:14
              Да, Колокольцев не святой, но он действует в своем правовом поле. А вот кто устанавливает рамки этого правового поля?... Вы когда-нибудь выходили на поединок с завязанными сзади руками? Вот и я нет...
              1. 0
                5 июня 2024 16:20
                Хороший вопрос. Вот правда - кто устанавливает? Конституция, УК РФ, Верховный суд, Государственная дума, Первое лицо, Администрация Первого лица? Прямого ответа не будет. Но рамки есть и за них никто никогда не выйдет. Круговая порука, вертикаль? Безответные риторические вопросы.

                И кто запретил запрещать никаб? Или разрешил разрешать никаб? А кто разрешил хиджаб в российских школах и вузах? И в честь какого праздника и для каких таких особенных людей его разрешили? Что там так ущемляется у девочек без хиджаба на голове? Или всё-таки в мозгах их родителей?
  5. +1
    4 июня 2024 18:36
    МВД врёт - метро в 2010 году взрывали женщины в никабах, фотки есть
  6. +2
    4 июня 2024 19:13
    Муфтий Москвы!!! Глава мусульман Волгоградской области!!! Муфтий Татарстана. Муфтий Чечни. Духовное управление мусульман в РФ. Вообще-то это все настораживает. Не имею ничего против свободы вероисповедания но не кажется ли что под этим соусом в страну с вековыми христианскими (какими бы они не были и какую роль не сыграли но это исторически сложившееся) потихоньку (а может даже и не потихоньку) проникает совсем другая религия. А власти занимаются пустой болтовней. Кто там из остряков шутил про мечеть парижской богоматери? А в Москве власти одобрили постройку мечети на 60 тыс. верующих. В 21-м веке на территории РФ ребром стал вопрос об атеизме!!! Парадокс.
    1. +3
      4 июня 2024 22:29
      Не в другой религии дело, а в чужой и даже чуждой культуре, понятиях традициях, языке и даже расе! Армяне, живущие у нас, вроде христиане, а ещё те черти чужие со своими дикими понятиями, культурой и песнями - ослиными завываниями. Плевали они здесь на русских! Да и грузины также.
      И христианство никак нас не объединяет.
      Тем более, что далеко не все русские христиане, и наши народные коренные понятия, традиции далеко не все сходятся с христианством. Хотя христианство уничтожает у нас наши традиции, понятия уже 1000 лет!
      У нас главное всё должно быть по справедливости, по-честному, по-русски, а не подставить другую щёку когда тебя гнобят и прощать всё врагам!
      На бога надейся, а сам не плошай. И это не попы придумали!
      1. +1
        4 июня 2024 22:57
        Правильно ! На дворе 21 век , а вокруг одни попы -- гапоны!
  7. +2
    4 июня 2024 20:20
    Кто-нибудь знает, какие проблемы решило религиозное “возрождение”? По-моему, только добавило поводов для межнациональных конфликтов ну, и опиуму для народа у буржуинской власти прибавилось.
    1. +1
      4 июня 2024 22:58
      Религия -- опиум для народа !
      21 век на дворе !
  8. -4
    4 июня 2024 20:45
    В Москве почти каждый день в центре но ни разу не видел мусульманку с никабом. Есть в платьях и есть просто в платках и джинсах. Может где то ближе к мечети.
    1. +1
      4 июня 2024 21:56
      Езжайте в Котельники.
      1. 0
        5 июня 2024 19:20
        Офигеть, в Котельниках был окасца год назад. И то вечером, утром уехал.
    2. +1
      5 июня 2024 08:48
      Цитата: etoyavsemprivet
      но ни разу не видел мусульманку с никабом.

      Плохое зрение - бич современной молодежи!
    3. 0
      6 июня 2024 10:23
      Салатовая ветка московского метрополитена развеет Ваши иллюзии.
  9. +5
    4 июня 2024 22:17
    Пусть они там у себя в парандже ходят, а у нас не хрена свои правила насаждать. Задолбали итак в конец, шастают в своих глухих платках, кишлачных халатах и штанах под ними!В глаза нам нас на своём хают, черти что говорят и у нас творят, криминала развели, грабежи, да насилие, русских убивают, а мы должны к ним ещё хорошо относиться! Их суда русские не звали и нам они на хрен не упёрлись. А правящие в России еврейские и армянские кланы пусть сами к ним тогда едут, коль они им так нравятся!
  10. +4
    4 июня 2024 22:52
    Если " веруешь " -- ради бога , носи свой никаб на здоровье ! Можно даже круглосуточно . Но дома . А в общественных местах , извини , закрывать " морду лица " не моги . По-скольку , у других граждан может быть другая вера , по которой скрывать лицо неприемлемо . Да и в смысле противодействия терроризму -- тоже .
  11. +2
    5 июня 2024 06:13
    Если у нас есть закон, запрещающий носить эти вещи, то те, кто приезжают, должны об этом знать. Не нравится, ни кто их сюда не звал. Вроде всё просто.
  12. +2
    5 июня 2024 08:07
    Я вообще не хочу в России видеть чужеземцев с другим культурным кодом, обычаями, традициями и морально-этическими нормами. Чиновников которые устроили это со страной и лоббистов завоза , я бы к стенке поставил, даже бы ни на секундочку не задумываясь.
    1. +4
      5 июня 2024 08:45
      К сожалению русскому вернуться в Россию на ПМЖ из дальнего зарубежья намного труднее чем приехать в Россию какому-нибудь типу из Таджикистана. Это одна из причин почему Россию заполонили выходцы из Средней Азии.
  13. +1
    5 июня 2024 08:34
    Кроме вышеперечисленных стран, ношение никаба также запрещено в Тунисе, Австрии, Дании, Болгарии, Швейцарии, Тунисе, Узбекистане, Таджикистане, Камеруне, в Республике Конго, Чаде, Габоне, Голландии, Китае, Морокко, Шри Ланке... Как видим даже во многих мусульманских странах ношение никаба запрещено.
  14. +1
    5 июня 2024 10:21
    поможет ли он в борьбе с терроризмом

    Во первых Россия - светская страна.
    Во вторых - конечно поможет - ещё свеж в памяти случай, когда целое подразделение, с вооружением, SAS Великобритании добиралось(и добралось таки!) через весь Афганистан!!!, маскируясь под толпу тёток в хиджабах(никабах). Зачем нам подобные истории в России? Правильно - нафиг не надо.
    И это если не вспоминать о взрывах в метро, совершенных террористами тоже отнюдь не в шортах и панамке.
  15. 0
    5 июня 2024 12:45
    В Советском Союзе никто не носил паранджу и никаб. Не могу представить, чтобы в СССР можно было встретить в метро женщину в парандже или никабе. В Москве очень много московских татар, они одевались в свои красивые национальные платья, платки.
  16. +1
    6 июня 2024 16:17
    Спорить тут не о чем...По конституции РФ является СВЕТСКИМ государством и все эти хиджабы и никабы на улицах городов РФ нарушают конституционные права коренного населения РФ...Чиновников которые потворствуют нарушению конституции РФ нужно увольнять с госслужбы и отдавать под суд...
  17. 0
    27 июня 2024 08:48
    Сегодня никаб, диаспора и шариатский патруль, завтра независимые республики на тер РФ потребуют? Почему мы это должны терпеть?