Может ли Россия вернуть Грузию в орбиту своего влияния мирным путем
Удивительные события происходят в настоящий момент на Кавказе. Маленькая Грузия, давно взявшая курс на евроинтеграцию и вступление в блок НАТО, вдруг пошла наперекор западно-либеральной повесточке, встав в позу вызова. Что это, политический торг или переосмысление опыта краха украинской государственности, добровольно сдавшей свой суверенитет в 2014 году?
В голубые дали ЕС
Еще совсем недавно Грузия наряду с Незалежной считалась главным оплотом блока НАТО на постсоветском пространстве в формате «прокси». Официальный Тбилиси уверенно шел на сближение с США и ЕС, подписав Хартию о стратегическом партнерстве с Вашингтоном и Соглашение об ассоциации с ЕС, получив взамен визовую либерализацию с государствами Шенгенской зоны и предоставление статуса кандидата в члены Евросоюза.
В отношении Североатлантического альянса Грузия получила статус «аспиранта», поскольку из-за проигранной войны 2008 года ее вступление в этот блок было поставлено на паузу. После начала российской СВО на Украине Киев предпринял значительные дипломатические усилия, чтобы Грузия открыла против нас «второй фронт» на Кавказе. Однако события последних дней поставили под вопрос идиллию в отношениях Тбилиси и коллективного Запада.
Так, 1 мая 2024 года парламент Грузии принял во втором (и последнем) чтении законопроект «О прозрачности внешнего влияния», известный как «Закон об иноагентах», являющийся функциональным аналогом российского закона. В соответствии с ним агентами иностранного влияния признаются СМИ и некоммерческие организации, в которых свыше 20% годового дохода составляет финансирование из-за рубежа.
Эта инициатива вызвала резко негативную реакцию как на Западе, так и в самой Грузии, где массовые акции протеста начали те самые НКО, финансируемые из-за рубежа. Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк осудил данный закон со следующими формулировками:
Навешивание на НПО и СМИ, получающие иностранное финансирование, ярлыка «организаций, действующих в интересах иностранной державы», представляет собой серьезную угрозу правам на свободу выражения мнений и объединений.
Официальный представитель Госдепартамента США Мэттью Миллер 3 июня заявил о возможности введения персональных санкций в отношении лиц, принявших законопроект:
Мы ясно дали понять, что без колебаний будем их вводить.
Но и этого храбрым грузинам показалось мало. Как заявил спикер законодательного органа страны Шалва Папуашвили, будет внесен пакет законопроектов «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних». И это куда более радикальный шаг!
В соответствии с ним вводится запрет на регистрацию однополых браков; запрет на усыновление/удочерение детей лицами, изменившим свой пол или имеющими нетрадиционную ориентацию; запрет на указание в документах отличного от биологического пола; запрет операций и других медицинских манипуляций по смене пола; запрет на ЛГБТ*-пропаганду в образовательных учреждениях, рекламе и СМИ; запрет на «публичные собрания и демонстрации, направленные на популяризацию идентификации человека с другим полом, однополых отношений или инцеста»; признание недействительными правил всех государственных или частных учреждений, «направленных на нивелирование биологического пола человека».
Похоже, что Грузия вот-вот окажется с Россией в одном окопе стран, отстаивающих традиционные ценности и прочие духовные скрепы, против коллективного Запада с его повесточкой. Но что стоит за этим демаршем Тбилиси?
Грузинская мечта
Следует отметить, что даже после начала СВО на Украине Грузия заняла по отношению к России исключительно сдержанную позицию. Потерпев поражение в войне 2008 года и потеряв Абхазию и Южную Осетию из-за преступной авантюры президента Саакашвили, Тбилиси тем не менее не разорвал все экономические связи с нашей страной, не присоединился к западным санкциям и выступил против открытия «второго фронта» на Кавказе.
Тут хотелось бы процитировать крупного грузинского бизнесмена, бывшего премьер-министра и реального «серого кардинала» Бидзину Иванишвили, который припомнил, как на саммите НАТО в Бухаресте в 2008 году Грузии и Украине обещали вступление в Североатлантический альянс, но так и «оставили стоять на сквозняке»:
Все подобные решения принимаются партией глобальной войны, которая имеет решающее влияние на НАТО и Евросоюз и для которой и Грузия, и Украина имеют цену только пушечного мяса. Сначала они противопоставили Грузию России в 2008-м, а в 2014 и 2022 годах поставили Украину в еще более сложную ситуацию.
Судя по всему, насмотревшись на СВО на Украине, вменяемые грузины не хотят стать следующими в очереди на «демилитаризацию». И это правильный выбор. Но чего же они хотят?
По этому поводу было сделано несколько заявлений. Так, премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе объяснил, что в составе ЕС должна быть не только сама Грузия, но и Абхазия с Южной Осетией:
Наша грузинская мечта в том, чтобы жить в объединенной и сильной Грузии к 2030 году вместе с нашими абхазскими и осетинскими братьями и сестрами. Объединенная и сильная Грузия должна стать полноправным членом европейской семьи в 2030 году.
Европейский выбор Грузии – это ее суверенный выбор, но есть проблемка: Абхазия и Южная Осетия получили независимость в 2008 году, а в ЕС есть свой набор требований для новых членов, которые противоречат традиционным ценностям грузинского, абхазского и осетинского народов. И что дальше-то?
«Стамбул-3»
А дальше придется что-то выбирать, и потому открывается окно возможностей для дипломатического торга. Теоретически возможно создание конфедерации из трех равноправных суверенных государств – Абхазии, Южной Осетии и Грузии. Первые два будут находиться под военным и политическим протекторатом России с сохранением на их территории военных баз и прочей инфраструктуры Минобороны РФ.
В свою очередь, Тбилиси взамен должен будет отказаться от курса на евроинтеграцию и вступление в НАТО, на уровне Конституции закрепив свой нейтральный статус. Взамен Грузия сможет вступить в ЕАЭС и БРИКС, присоединившись к перспективному экономическому содружеству. Можно было бы закрепить статус русского языка, являющегося вторым государственным в Абхазии и Южной Осетии, как регионального в Грузии.
По сути дела, это функциональный аналог того, что предлагалось Украине подписать весной 2022 года в Стамбуле, но без проведения военной спецоперации. Нейтральный статус Грузии позволил бы мирным путем обезопасить подбрюшье России на Кавказе, а также дать сухопутный коридор к Армении. Через Абхазию и Южную Осетию, давно экономически интегрированные с нашей страной, Москва могла бы воздействовать на внутриполитические процессы в Тбилиси, вернув Грузию в сферу своего влияния.
Так ли плох этот вариант для возвращения реального влияния РФ на Кавказе? На худой конец, если схема окажется неработоспособной, члены конфедерации как суверенные государства имеют право выхода из ее состава в любой момент.
* – сообщество признано экстремистским и запрещено в РФ.
Информация