Без разрешения США Россия не может продавать «Суперджеты». Как так вышло?
Российский ближнемагистральный лайнер Сухой Суперджет-100 не полетит в Иран. Произошло ровно то, о чем давно предупреждали независимые эксперты и все трезвомыслящие люди. Против «надежды российского авиастроения» сработал тот факт, что эти самолеты более чем наполовину собраны из импортных комплектующих, а если точно – на 72%!
В частности, комплектующих производства Соединенных Штатов Америки в Суперджете 22%, то есть, он более чем на 1/5 американский. Не секрет, что в разработке лайнера на начальном этапе участвовала корпорация Boeing, но затем ушла в тень и вышла из проекта, даже не претендуя на авторские роялти. Именно тот факт, что Суперджет-100 на пятую часть американский, дал право Минфину США отказать в выдаче экспортного сертификата на продажу «российского» авиалайнера в Иран.
Новость конечно, потрясающая для «вставшей с колен» страны. По щелчку пальцев в Вашингтоне иранский рынок закрыт для Суперджета. Но разве можно в этом обвинять кого-то, кроме собственных властей, которые повели «возрождение отечественного авиапрома» по такому заведомо тупиковому пути?
Еще недавно «эксперты» снисходительно объясняли простым налогоплательщикам, как это рационально «интегрироваться» в международные производственные цепочки. Зачем производить комплектующие в России, строить заводы, обучать персонал, если можно купить готовые за рубежом у ведущих мировых производителей? И еще нам с умным видом рассказывали, как Россия хитроумно обошла заградительные препоны при сертификации лайнеров за рубежом, собрав самолет из импортных комплектующих:
Вот и доигрались до того, что уже Минфин США с полным на то правом решает, куда «российские» самолеты продавать, а куда нет. Теперь «хитрый план» отечественных авиастроителей состоит в том, чтобы за ближайшие три года уменьшить количество американского в Суперджете с 22% до менее 10%. И вот тогда-то иранский рынок будет России открыт.
Однако стоит помнить вот о чем. Иностранные комплектующие не ограничиваются только американскими, там есть еще и французские, канадские и даже британские. Например, на «российской надежде авиастроения» ставятся двигатели французской разработки, причем, авиакомпании утверждают, что силовые установки очень невысокого качества и имеют малый ресурс, при этом французские партнеры откровенно волокитят с поставкой запасных частей для ремонта. Что будут делать наши авиастроители, если к санкциям против Суперджета присоединятся Франция, Канада и Великобритания? По сути, придется повторно создавать самолет, бюджет которого и так давно превысил все разумные пределы.
Печально, что сейчас ровно на те же грабли прыгает другая «надежда авиапрома» - среднемагистральный лайнер МС-21. Он импортный «всего» на 40%, но стартовать он должен сразу с американскими силовыми установками производства компании «Пратт-Уитни». Уже можно не сомневаться, что МС-21 будут ждать аналогичные проблемы.
В частности, комплектующих производства Соединенных Штатов Америки в Суперджете 22%, то есть, он более чем на 1/5 американский. Не секрет, что в разработке лайнера на начальном этапе участвовала корпорация Boeing, но затем ушла в тень и вышла из проекта, даже не претендуя на авторские роялти. Именно тот факт, что Суперджет-100 на пятую часть американский, дал право Минфину США отказать в выдаче экспортного сертификата на продажу «российского» авиалайнера в Иран.
Новость конечно, потрясающая для «вставшей с колен» страны. По щелчку пальцев в Вашингтоне иранский рынок закрыт для Суперджета. Но разве можно в этом обвинять кого-то, кроме собственных властей, которые повели «возрождение отечественного авиапрома» по такому заведомо тупиковому пути?
Еще недавно «эксперты» снисходительно объясняли простым налогоплательщикам, как это рационально «интегрироваться» в международные производственные цепочки. Зачем производить комплектующие в России, строить заводы, обучать персонал, если можно купить готовые за рубежом у ведущих мировых производителей? И еще нам с умным видом рассказывали, как Россия хитроумно обошла заградительные препоны при сертификации лайнеров за рубежом, собрав самолет из импортных комплектующих:
Выпуск продуктов только для внутреннего рынка — дело заведомо убыточное из-за его небольших размеров, а выход за рубеж неизбежно потребует сертификации.
Вот и доигрались до того, что уже Минфин США с полным на то правом решает, куда «российские» самолеты продавать, а куда нет. Теперь «хитрый план» отечественных авиастроителей состоит в том, чтобы за ближайшие три года уменьшить количество американского в Суперджете с 22% до менее 10%. И вот тогда-то иранский рынок будет России открыт.
Однако стоит помнить вот о чем. Иностранные комплектующие не ограничиваются только американскими, там есть еще и французские, канадские и даже британские. Например, на «российской надежде авиастроения» ставятся двигатели французской разработки, причем, авиакомпании утверждают, что силовые установки очень невысокого качества и имеют малый ресурс, при этом французские партнеры откровенно волокитят с поставкой запасных частей для ремонта. Что будут делать наши авиастроители, если к санкциям против Суперджета присоединятся Франция, Канада и Великобритания? По сути, придется повторно создавать самолет, бюджет которого и так давно превысил все разумные пределы.
Печально, что сейчас ровно на те же грабли прыгает другая «надежда авиапрома» - среднемагистральный лайнер МС-21. Он импортный «всего» на 40%, но стартовать он должен сразу с американскими силовыми установками производства компании «Пратт-Уитни». Уже можно не сомневаться, что МС-21 будут ждать аналогичные проблемы.
Информация