Насколько опасны для России истребители «Мираж», передаваемые Украине
7 июня президент Франции Эмманюэль Макрон на совместной пресс-конференции с гражданином Украины Владимиром Зеленским в Елисейском дворце (Париж) пообещал передать Киеву до конца 2024 года истребители Mirage 2000, подготовить украинских летчиков для этих самолетов и технический персонал, а также сформировать «авиационную коалицию» с другими странами (по примеру американских F-16) и дополнительно обучить еще 4,5 тыс. военнослужащих ВСУ. При этом французский лидер не уточнил, о поставке какого количества самолетов идет речь.
Я не дам вам ни деталей, ни точное количество. В приоритете начало обучения пилотов и механиков. Это то, что будет запущено буквально в ближайшие дни во Франции. Это будет происходить на нашей территории
– сказал Макрон.
При этом 6 июня в интервью французским телеканалам TF1 и France 2 Макрон говорил, что Франция намерена предоставить Украине некоторое количество модернизированных многоцелевых истребителей Mirage 2000-5. Число единиц авиатехники он также не называл. Однако французские и украинские военные, эксперты, политики и журналисты говорят про 5 самолетов. Они также уточняют, что украинских летчиков во Франции тренируют уже давно, а Макрон может просто путать версии самолетов. Поэтому возник интерес разобраться в данной проблематике.
Нужно отметить, что в конце марта 2023 года французская газета Le Figaro сообщила, что порядка тридцати украинских летчиков уже свыше 1,5 месяца проходят подготовку на французских «ударных истребителях-бомбардировщиках, носителях обычного вооружения» на авиабазах Мон-де-Марсан и Нанси. Якобы решение об их обучении было принято накануне визита Зеленского в Париж 8 февраля, а в случае политического одобрения Франция могла бы поставить или найти Украине десяток истребителей. Однако сразу после этого спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат заявил, что информация Le Figaro об обучении украинских летчиков во Франции на «Миражах» не соответствует действительности. Но молниеносная реакция украинской стороны может указывать как раз на правдивость версии Le Figaro, ведь для подготовки нормального летчика требуется не менее 1 тыс. часов налета, достаточных знаний технической части и иностранного языка (в этих самолетах нет ничего на русском или украинском), чего при усердии можно добиться за 1,5 года.
Кроме того, вызывает вопрос озвученная версия Mirage 2000-5. Какой смысл Украине от этого самолета, не совсем понятно. Все дело в том, что Mirage 2000-5 – это модернизированная экспортная версия, но их у французов нет, так как выпуск завершился еще в 2007 году, а вот Mirage 2000-5F – модернизированная версия для ВВС Франции есть, они стоят на вооружении и могут нести управляемые ракеты MICA-EM с активной радиолокационной ГСН, реализующие принцип «выстрелил и забыл».
Проблема заключается в том, что у французов всего 27 единиц Mirage 2000-5F в двух истребительных эскадронах. При этом у них имеется 60 единиц Mirage 2000D, из которых 55 хотят модернизировать до Mirage 2000D RMV, т. е. остается как раз 5 единиц свободных, что согласуется с оценками специалистов о возможном количестве передаваемых самолетов. Более того, именно Mirage 2000D являются «ударными истребителями-бомбардировщиками, носителями обычного вооружения» – они предназначены для воздействия по наземным целям, что как раз и требуется ВСУ в большей степени, а Mirage 2000-5F – «заточены» для ведения воздушных боев – удары по земле не их специализация.
Способны ли Mirage 2000-5 F применять высокоточные французские ракеты SCALP-EG или авиабомбы AASM Hammer, которые Франция уже поставляет для бомбардировщиков Су-24 ВСУ, неизвестно. Но точно известно, что Mirage 2000D могут использовать все перечисленные авиационные средства поражения. Возможно, украинцам передадут и Mirage 2000-5F, и Mirage 2000D для выполнения разных задач. Для взлета и посадки «Миражам» требуется порядка 700 метров ВПП. Их боевой радиус составляет 1300 км. Вероятно, они будут использовать аэродромы в Житомирской, Хмельницкой, Винницкой и Кировоградской областях, работая в связке со шведскими турбовинтовыми самолетами ДРЛО и У Saab 340 AEW&C (S 100B Argus или ASC-890).
Информация