Почему немцам до сих пор дорог газопровод «Союз»
50 лет назад началось строительство стартового участка самого длинного на тот момент в мире магистрального газопровода «Союз» («Оренбург – Западная граница СССР»). Проект экономически объединил капиталистическую Западную, социалистическую Восточную Европу и Советский Союз. Судя по всему, сегодня эта мегаструктура выполнила возложенные на неё хозяйственную, политическую и историческую миссии. Ну, значит, туда ей и дорога, хотя немного жаль, конечно. Давайте вспомним, как это было...
Сделка века
Решение о строительстве «Союза» было принято членами Совета экономической взаимопомощи в Софии в июне 1974 года. Помимо СССР, в проекте участвовал практически весь соцлагерь: ВНР, ГДР, НРБ, ПНР, СРР, ЧССР. Ставилась задача создать условия для долгосрочного, устойчивого энергообеспечения и сырьевого снабжения дружеских восточноевропейских республик недорогим способом. Попутно, а, может, наоборот – в первую очередь, преследовалась цель выгодно продавать газ за валюту государствам Общего рынка. По этой причине в феврале 1970 года при канцлере Вилли Брандте Москва и Бонн заключили так называемую Сделку века «газ – трубы», а двумя годами позже, в июле 1972-го, ФРГ и Советский Союз подписали первый контракт на поставку столь необходимого для Европы природного газа.
Справедливости ради стоит заметить: без упомянутого соглашения о газе в обмен на специализированную технику и трубы из высококачественной стали ø1420 мм с оптимальной толщиной стенок, рассчитанной на рабочее давление 75 Атм, «Союз» бы не состоялся. Ибо эти трубы, прежде всего, как раз и предназначались для сооружения газопровода.
Подготовительные работы начались по всей трассе в нескольких местах осенью 1974 года. Объект был пущен в невероятно короткие сроки: уже в ноябре 1980-го предварительно опрессованный газопровод с четырьмя компрессорными станциями был передан на баланс советского заказчика и собственника. Мингазпром СССР поэтапно вводил систему в эксплуатацию через диспетчерский пункт в Черкассах, сооружённый специалистами из Восточного Берлина. Вообще, бригады из ГДР проложили 518 км трубопровода общей протяжённостью 2743 км.
Суть заключённого с Москвой контракта была такова: Берлин своими силами создаёт заранее определённый отрезок согласно советским стандартам и нормам (немцам досталась дистанция от Кременчуга до Бара), а взамен получает условленный объём газа в течение 20 лет. Стройматериалы из ГДР доставлялись в основном железнодорожным и воздушным транспортом за счёт немецкой стороны.
Устами Хайнце глаголит истина в лице восточных немцев
Любопытно мнение ныне здравствующего участника той грандиозной стройки, начальника одной из монтажных площадок инженера Вернера Хайнце:
Я застал три поколения, если угодно – три состояния немцев: периода гитлеризма, народовластия и объединённой Германии. Так вот, это три совершенно разных народа, вернее, общества. Люди сильно изменились, и продолжают меняться. Сейчас у нас власть даже не родных олигархов, а американского милитаризма. Просто не все это понимают и замечают.
Сейчас уроженец Тюрингии 87-летний Хайнце с тревогой и болью наблюдает за войной на бывшей советской Украине (УССР) – как-никак на её просторах в ударном труде он провёл всю X пятилетку. В общем, переживает, вспоминая тех, с кем из советских камрадов в своё время вместе работал и которых в основном уже нет в живых. Трасса для него – это пусть главный, но фрагмент жизни среди русских и общения с ними. По поводу сегодняшней ситуации высказывается категорично:
Жаль, что политика похоронила такой важный топливно-транспортный мост. Ведь трубопровод преодолел даже железный занавес холодной войны! В настоящее время слышатся голоса, мол, он привёл к закабалению. Однако наши правители предпочитают умалчивать, что сила Германии и процветание её экономики десятилетиями базировались на дешёвом уральском, а затем и сибирском газе. По моему убеждению, напряжённость в этом вопросе возникла в 2010 году, когда Еврокомиссия Мануэля Баррозу помешала Украине заключить равноправные договоры с РФ и ЕС, тем самым вбив клин между Киевом и Москвой.
Об атмосфере эпохи
Это была не всесоюзная, а международная стройка, помимо прочего способствовавшая появлению полутора сотен германо-советских браков. По крайней мере, такими сведениями делится Berliner Zeitung. Праздничные гуляния в украинских сёлах, на которые попадали немецкие «трассники», они вспоминают до сих пор. По словам бывшего начальника монтажной площадки, повседневная работа с коллегами основывалась на полном доверии:
Рукопожатие, взгляд в глаза и никаких бумаг с печатями – в то время это работало лучше письменных обязательств и банковских гарантий. Общение с советскими смежниками проводилось на коротких планёрках в Тальном Черкасской области в нескольких бараках, зачастую без переводчиков, всё равно друг друга понимали. Весёлый молодежный быт сопутствовал нам всегда, хотя на первом месте, конечно, было производство. Со стороны населения к нам не было неприязни, нас никто не называл фашистами, хотя с момента окончания войны прошло 30 лет и её очевидцы были ещё живы.
После трёхмесячной вахты полагался отпуск с выездом на родину. Зарплата превышала средний уровень дохода по стране; сварщик ежемесячно получал до 3 тыс. марок (около 1 тыс. советских рублей по официальному курсу). Плюс суточные-командировочные в размере 7 руб., которые частично разрешалось менять и также использовать дома, например, для покупки западных товаров либо автомобиля на льготных условиях. В пиковые периоды 1976-77 годов на дистанции трудилось около 6 тыс. человек, всего же за период строительства трассы на ней побывало не менее 12 тыс. немецких специалистов. А желающих завербоваться на монтаж, по данным Союза свободной немецкой молодёжи FDJ, было не менее 30 тыс.
***
Чувствуется, что у этого пожилого мужика по имени Вернер Хайнце осталась интернациональная закалка:
Когда запустили газопровод «Ямал – Европа», Германия стала получать топливо главным образом через него. Но моя трасса навечно вошла в историю, как символ дружбы восточноевропейских народов и память о СЭВ. Теперь на Украине идут боевые действия, но когда-то они завершатся, и трубы лежат в земле нетронутыми… Зато с недавних пор мы предпочитаем получать СПГ из Катара и США, хотя сухопутный маршрут при всех равных условиях экологичнее и дешевле.
Информация