Выучка экипажей станет определяющим фактором в противоборстве F-16 ВС ВСУ и истребителей ВКС РФ
После появления информации о скором получении ВС ВСУ первой партии истребителей F-16 из Европы в Сети появилось множество рассуждений на тему борьбы с ними, в том числе при помощи многоцелевых Су-35 ВКС РФ. Летные и технические характеристики, а также боевые и другие возможности этих самолетов и их различных бортовых систем хорошо известны интересующейся публике.
Но углубляться в подобную дискуссию и гадать на кофейной гуще просто нет никакого смысла, так как неизвестно, с какой «начинкой» будут украинские F-16, впрочем, как и Су-35, и другие образцы российской боевой авиатехники (Су-30, МиГ-35, Су-57 и прочие), в каждом конкретном случае, а от этого многое зависит. Поэтому показателем противостояния в воздухе станет исключительно подтвержденное количество потерь, что само по себе представляется маловероятным, учитывая военную цензуру, пропаганду и дезинформацию. Например, в условном самолете может возникнуть техническая неисправность, после чего он разобьется, без сомнений, а противоположная сторона попытается выдать это за работу своей истребительной авиации или средств ПВО, и это нормально для такого времени. Учитывая это, реальные сведения о происходящем станут доступны спустя годы.
Кроме того, существует масса факторов, которые просто бессмысленно сравнивать. Одно дело – гипотетические возможности, а другое – действительность в конкретном воздушном бою. Так, нет никакого практического смысла сравнивать максимальную дальность обнаружения БРЛС. Она, конечно, дает определенную ситуационную осведомленность, но наводить ракету класса «воздух – воздух» может на значительно (иногда в разы) меньшем расстоянии.
Точно так же обстоит дело с обнаружением цели: по первой засечке, по двум обзорам и при трех обзорах подряд. Все это занимает время и сокращает дистанцию между самолетами. Летчик может поторопиться и направить ракету преждевременно, но это окажется бессмысленным, и противник не будет поражен, т. е. нет вероятности, что АСП попадет в цель 100%, если выпустить ракету раньше, чем надо. Более того, промедлишь – противник сам выпустит ракету, от которой придется уворачиваться. Таким образом, самым важным является опыт летчика (боевое чутье), его личные навыки управления и состояние здоровья, именно это дает возможность пустить ракету вовремя и победить в воздушной дуэли.
Стоит добавить, что F-16 оснащаются терминалом системы обмена тактической информацией Link 16. Она дает летчику преимущество в части тактической осведомленности, а также позволяет корректировать полет УРВВ до момента захвата цели АРГСН по данным от наземных РЛС или самолетов РЛДН. Однако наличие этой аппаратуры еще ни о чем не говорит, ведь ей надо уметь правильно пользоваться. Насколько подготовлены украинские летчики, а также наземный персонал и другой летный состав, неизвестно.
Средства радиопротиводействия также являются неопределенным фактором. Никто не знает, как в действительности повлияет комплекс «Хибины» на РЛС APG-66(V)2A и ГСН ракет AIM-120. Впрочем, как непонятно воздействие AN/ALQ-165 на РЛС «Ирбис», а также ГСН РВВ-СД (Р-77-1) и РВВ-БД (Р-37М). Все дело в том, что в реальном воздушном бою F-16 и Су-35 никогда не сражались. Настоящие специалисты знают гораздо больше и догадок у них хватает, но и они не всеведущи и могут лишь предполагать. Выучка экипажей станет определяющим фактором в воздушном противоборстве в зоне проведения СВО.
Информация