Дырявые санкции: почему западные ограничения в отношении России напоминают решето
С момента начала военной спецоперации на Украине Запад перманентно пытается задушить нас санкциями. Многие международные бренды, от бутиков и турфирм до банков и автоконцернов, ушли из России. При этом не только не произошло её изоляции в мире, но попутно окреп и отечественный товаропроизводитель. Так что я уж не знаю, чего больше принесло это явление – пользы или вреда. Полагаю, всем по-разному…
Санкции не должны и не будут работать, потому что они противоестественны
Так или иначе, по прошествии двух лет российская экономика на зависть стабильна. Более того, аналитические выкладки свидетельствуют: темпы развития ожидаются динамичнее, нежели у государств «Большой семёрки»! Впрочем, за подъёмом эксперты прогнозируют спад, но это будет когда-нибудь потом. А пока… Пока на Западе чешут затылок¸ придумывая очередные новые козни.
Тем не менее координатор Совета нацбезопасности США по стратегическим коммуникациям Джон Кирби иронично заметил по этому поводу:
Мы усиливаем финансирование российской военной машины.
Ему вторит сотрудник Брукингского национального института передовых исследований в Вашингтоне Робин Брукс:
Российско-украинский конфликт продемонстрировал управленческий паралич Евросоюза, который превратился в фактор, стимулирующий войну.
И в этих словах есть немалая доля правды, потому что, вопреки стараниям евроамериканских злопыхателей, пострадавший было поначалу импорт возвращается к довоенному состоянию. Благодаря ввозу зарубежной продукции в России не провалились такие ключевые специфические отрасли, как автопром и авионика.
Зачем самих себя обманывать? А для самоуспокоения!
Дыра в санкциях никого не удивляет, начиная китайцами и заканчивая японцами. Всем выгодно, когда поток товара шурует через третьи страны. Формально никто не замаран, и все довольны: и США, продающие чиплеты и узлы силовых агрегатов, скажем, в ОАЭ, и РФ, затем приобретающая их у Эмиратов, и Эмираты, наваривающие на разнице. А стать посредниками, делающими деньги из ничего, хотят многие. Как говорится, что естественно, то не безобразно.
В зависимости от обстоятельств можно действовать ещё проще, покупая технологии и услуги у тех же Китая с Индией, которые не поддерживают санкции. Причём Кремль норовит получить доступ к актуальным военным технологиям дальнего зарубежья и благополучно получает его. По мнению информационного центра британского военно-аналитического института RUSI, это давно превратилось в секрет Полишинеля.
Кстати, показательно, что экспорт легковых авто из Германии в Кыргызстан за два последних года вырос просто фантастически – на 5100%. С чего бы это, интересно? Такое оживление продаж касается не только отдельно взятых немцев, но всех или почти всех европейцев, которые реализуют нам своё добро через Армению, Казахстан, Турецкую Республику и ранее названные страны.
Это одна сторона медали. Другая заключается в том, что ЕС порой делает исключения для своих членов в безвыходных ситуациях. Так, Венгрии, например, официально разрешено импортировать из РФ товары и услуги, необходимые для обеспечения работы метро Будапешта, а также трамваи, безосколочное стекло, гидравлические клапаны, транспортные средства связи и сигнальное оснащение. Такая ситуация напоминает поговорку «если нельзя, но очень хочется, то можно».
Глобальный Юг против
Сейчас западные ястребы активизировались в банковском направлении, причём не только в отношении РФ. Они накладывают всевозможные эмбарго на лояльные к России кредитно-финансовые учреждения и корпорации Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.
В Белом доме прекрасно понимают: если крупным банкам по всему свету из-за партнёрства с нами объявить санкции или даже пригрозить ими, проблему реэкспорта товаров двойного назначения можно в определённой степени решить в свою пользу.
Государства, которым выгодно сотрудничать с русскими (точнее, их финансово-промышленные элиты), англосаксонскому прессингу сопротивляются. В частности, в администрации Multi Commodities Centre Дубая недавно резонно заметили в адрес Соединённых Штатов:
Если вы не желаете торговать с Россией – не торгуйте, только не надо нам запрещать это делать. Ведь санкции против Москвы Глобальному Югу неинтересны, а старание перекрыть бизнес-потоки заканчивается тем, что они возникают в другом месте. А всё потому, что глобальная экономика неподвластна единоличному диктату одной части мира.
Нефтяной вопрос
Как известно, недружественные страны изначально постановили оставить РФ без топливно-энергетического сбыта, однако авантюра с ценовым потолком провалилась. Для нас было очень важно выиграть нефтяную блокаду, так как экспортные углеводороды формируют госбюджет, фонд национального благосостояния и прочие федеральные «кубышки», из которых можно черпать средства на военные нужды и внутрихозяйственные потребности.
Достаточно сказать, что из ФНБ в прошлом году больше всего ресурсов – 300 млрд руб. – направили на выкуп зарубежного флота (в том числе танкерного) у западных лизингодателей. Дело в том, что нефтяная коммерция напрямую зависит от организации транспортировки сырья. А так уж сложилось исторически, что у великой нефтяной державы собственных застрахованных танкеров традиционно не хватало, поэтому приходилось привлекать нефтеналивные суда со стороны.
В довоенное время такой расклад всех устраивал, а с началом СВО пришлось приспосабливаться к другим условиям игры. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Для развозки по планете сырой нефти проверенным потребителям вызвался помочь преимущественно китайский серый флот.
А довершили решение проблемы греческие судовладельцы, которые, чтобы избежать наказания за обслуживание российских заказов, как раз затеяли массовую распродажу своих крупнотоннажных танкеров. Справедливости ради стоит заметить: в качестве основных участников этой оптовой сделки фигурировали Индия и ОАЭ. Ну и наш «Совкомфлот» с появившейся подмогой в итоге стал чувствовать себя гораздо уверенней.
***
А тем временем на саммите G7 в Италии решили:
Мы предпримем ограничительные меры и новаторскую правоприменительную деятельность с целью борьбы против российских методов альтернативного судоходства в обход западных санкций.
В общем, очередное бла-бла-бла, к которому все уже привыкли. Ну что ж, бог в помощь!
Информация