Casus belli: к чему может привести блокада Датских проливов для России?
После начала СВО на Украине коллективный Запад решил покарать Россию введением санкций на экспорт ее нефти и газа, якобы, чтобы лишить Москву возможности финансировать ведение боевых действий. Теперь «западные партнеры» явно решили повысить ставки.
«Выйти из сумрака!»
Едва ли будет большим преувеличением сказать, что морскую торговлю в Мировом океане де-факто и де-юре контролируют англосаксы. Так, Соединенные Штаты располагают мощнейшим авианосным флотом, способным проводить военные операции любой сложности, включая блокаду. А вот Великобритания контролирует морскую торговлю опосредованно, через рынок страхования грузовых перевозок и прочие финансовые инструменты.
После введения западных санкций РФ, не имеющая ни развитого торгового флота под своим национальным флагом, ни боеспособного океанского военно-морского для его защиты, оказалась в непростом положении. Решение было найдено через создание так называемого теневого флота, состоящего из кораблей, принадлежащих иностранным частным компаниям, зарегистрированным в зарубежных юрисдикциях.
Под это дело пришлось поспешно покупать через третьи руки по всему миру старые нефтяные танкеры. Одни из них используются для перевалки углеводородного сырья, доставленного с российского побережья, другие – непосредственно для перевозки к придирчивому покупателю, требующему скидки за риски. Схема оказалась вполне рабочей, но и у нее есть свои слабые места.
В частности, на Западе было решено усложнить для России процесс приобретения новых возрастных танкеров, что имеет критическое значение из-за проблем с темпами отечественного судостроения. А теперь «партнеры» решили воспользоваться тем, что они реально контролируют главные международные морские торговые пути.
Дания, мимо которой из Балтийского моря российским кораблям никак не пройти, заявила, что рассматривает возможность ограничения транзита старых нефтяных танкеров. Об этом агентству Reuters рассказал министр иностранных дел королевства Ларс Расмуссен:
Дания собрала группу стран-союзников, оценивающих меры, направленные против так называемого теневого флота стареющих судов, транспортирующих российскую нефть.
Свое пристальное внимание к возрастным судам в Копенгагене аргументируют тем, что они якобы создают угрозу для экологии. В зависимости от того, какие конкретно меры будут готовы применить датчане, на Балтике может появиться новая точка напряженности между РФ и блоком НАТО, что может привести к самым серьезным последствиям.
Casus belli
Для понимания сложности геополитической ситуации необходимо учитывать следующие факторы. Основные экспортные потоки нефти идут из России по трем маршрутам – через Новороссийск на Черном море, через Приморск и Усть-Лугу на Балтийском море и через нефтепровод ВСТО и порт Козьмино на Дальнем Востоке, который работает даже с превышением проектной мощности.
Чем в итоге обернулась зерновая сделка по Одессе, заключенная с самыми благими намерениями, все прекрасно знают. На Черном море российский военно-морской флот затерроризировали украинские морские беспилотники. Основные удары приходятся по военным кораблям ВМФ РФ, но уже был прецедент атаки БЭКа на танкер-химовоз в Керченском проливе, по счастью, пустого.
В любой момент киевский режим может перейти к террористическим атакам на российские грузовые суда, и особо помешать ему на Черном море нечем. ВМФ РФ там благоразумно теперь предпочитает не отходить без крайней надобности от места стоянки. Тогда останется альтернативный маршрут через Балтийское море.
Ранее на Балтику приходилась порядка трети от всего экспорта нефти морским путем, но теперь эта доля, по некоторым данным, существенно возросла из-за новых военных рисков на южном направлении. И тут на сцену выходят «экологи» из Дании, которым не нравятся старые танкеры, перевозящие российскую нефть. Но что реально они могут сделать?
Позиция Москвы, которую озвучил посол РФ в Дании Владимир Барбин, такова:
Копенгагенский трактат 1857 года, который является действующим и юридически обязывающим международным договором, гарантирует, что не будет никаких предлогов для остановки судов или создания препятствий при проходе через Балтийские (Датские) проливы. Любое изменение такого режима международного судоходства в этом районе неприемлемо.
Мягкий вариант предполагает, что Копенгаген просто запретит лоцманам осуществлять проводку теневых танкеров через свои проливы. Жесткий же означает, что датские пограничные или военные корабли будут их останавливать, досматривать и, вероятно, отправлять на «штрафстоянку».
В последнем случае кораблям ДКБФ придется начать осуществлять сопровождение, а там возможны самые разные сценарии последующей эскалации между Россией и страной – членом блока НАТО. Одно можно сказать с определенной уверенностью, что до президентских выборов в США по жесткому сценарию события не будут развиваться, поскольку скачок цен на нефть и моторное топливо не пойдет на пользу рейтингам Джо Байдена. А вот после…
Тут хотелось бы процитировать президента Сербии Александра Вучича, который в интервью швейцарскому журналу Weltwoche поделился своими мрачными прогнозами:
Мы движемся к большой катастрофе, кажется, что поезд уже отъехал от станции и больше не может остановиться. Никто на Западе больше не говорит о мире, только о новой войне. Запад думает, что сможет победить и вывести Россию из борьбы. Я думаю, что Запад ошибается.
Обе стороны сейчас считают, что это экзистенциальный вопрос для них, поэтому я не думаю, что они найдут другое решение, кроме войны, и все поставлено на карту. В Европе лидеры ведут себя как большие герои, но они нечестны и не говорят своим гражданам, что все они заплатят большую цену, если дело дойдет до войны.
Давайте посмотрим на другую сторону. Если Россия проиграет, она прекратит свое существование в нынешнем виде. Поэтому, когда у вас есть две стороны, которые так далеки друг от друга, их желания так различны, а на карту поставлено так много, то ни одна из них не может позволить себе проиграть. Кто готов потерять 1 миллион, 2 миллиона, 15 миллионов? Я не готов потерять ни одного человека. Я думаю, что мы очень близки к глобальному конфликту. До него осталось не более трех-четырех месяцев!
Слова осведомленного и неглупого человека, над которыми стоит крепко задуматься.
Информация