The Economist: у Китая и России есть пугающие планы относительно Арктики

2

Повышение температуры в Арктике постепенно открывает новые возможности для транспорта. Но геополитика меняет регион быстрее климата. Важное место, которое занимает развитие нового торгового пути, привлекает к себе внимание как России, так и Китая. Обе страны имеют «пугающие планы» относительно Арктики, полагают обозреватели журнала The Economist.

Сейчас, когда на Украине бушуют боевые действия, амбиции по круглогодичной навигации и созданию нового «шелкового пути» кажутся преждевременными, фантастичными. Тем более что поддержка Китаем РФ усиливает недоверие Запада к планам азиатской державы по полярному способу доставки товаров из Поднебесной. Но КНР не отступает из Арктики. Она по-прежнему видит там шанс усилить свое влияние и извлечь выгоду из богатства природных ресурсов региона.



В сложившейся ситуации трудно представить, как может развиваться китайский проект арктического шелкового пути, представленный в 2017 году, когда были совершенно другие геополитические условия. Тогда это была отличная идея. При использовании арктического Северного морского пути доставка грузов из Шанхая в Гамбург может занять всего 18 дней по сравнению с примерно 35 днями, необходимыми для маршрута через Суэцкий канал. Или даже на десять дней дольше, если маршрут будет перенаправлен в обход Суэцкого канала через мыс Доброй Надежды, чтобы избежать атак повстанцев-хуситов.

Однако путь в Европу лежит через РФ, к тому же Китай сам изменился и находится в состоянии холодной войны с ЕС. Поэтому планам Пекина и Брюсселя, который надеялся создать ворота из Азии в Старый Свет, не суждено сбыться.

Как пишет издание, Россия, возможно, когда-то опасалась вовлекать Китай в освоение своего арктического побережья. Теперь Москва приветствует помощь КНР на фоне разлада с Европой.

Западные правительства уже давно с осторожностью относятся к деятельности Китая и РФ в Арктике, опасаясь, что растущее экономическое влияние стран в регионе может дать им не столько экономическое, сколько политическое влияние и открыть двери для негласного присутствия в сфере безопасности. В данном случае фактор торговли может быть лишь предлогом.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    20 июня 2024 08:49
    СМП никогда не станет ни Суэцким, ни Панамским каналом.
    Не стоит преувеличивать его значение.
    1. 0
      20 июня 2024 10:11
      Но ненадо и недооценивать СМП - он даёт неоспоримые торговые и стратегические преимущества, дело совсем в другом - в международных отношениях, если РФ и КНР не видят друг в друге врага, то соответственно и отношения развиваются добрососедские, а если западу просто надо у России всё отобрать - соответственно и отношения враждебные, и сейчас, когда европу в энергетическом кризисе поставили на карачки европейцы этого так и не поняли - идём дальше.