Так ли безоружны мы перед F-16?
Многострадальная, давно навязшая в зубах история с передачей Незалежной «бэушных» американских истребителей, похоже, завершается. Европа, которая носится с предназначенными украинцам F-16 как с писаной торбой, объявила: Киев получит первые самолеты летом. Точнее не скажет, потому что это секрет…
Как проявит себя американский истребитель в небе Украины – зависит не от них, а от нас!
Больше года Зеленский клянчил у НАТО F-16. Наконец-то маленькие Бельгия, Голландия, Дания, а также Норвегия соизволили передать ему 60 с лишним единиц. Дело осложнялось предварительной подготовкой самой техники и обучением персонала. Лётный состав учат в двух тренировочных центрах. Для переподготовки лётчиков со стажем используются базы в Дании и Соединённых Штатах, а новичков готовят в Румынии. Плюс некоторые эксперты утверждают, мол, наземную обслугу для этих капризных самолётов готовить даже тяжелей, нежели пилотов.
Несмотря на то что F-16 морально устарел, он всё равно гораздо сложнее (как и всё американское вооружение) советских систем, остатки которых воздушные силы Украины применяют и поныне. Одним махом обучить пилота по принципу «взлетел – выстрелил – сел» не получится: только поэтапно. И справедливости ради стоит заметить: лётно-технические характеристики принятого на вооружение в 1978 году F-16 до сих пор выглядят приемлемо. Может быть, поэтому на сегодняшний день он считается наиболее массовым истребителем IV поколения в мире.
Ну ладно, если всё готово для использования пресловутого истребителя в боевых действиях, давайте посмотрим, насколько его появление в украинском небе опасно для нас. Отбросив шапкозакидательские настроения, надо быть готовым к изменению собственной воздушной тактики.
Мефроу Оллонгрен демонстрирует неадекватность, в отличие от пана Подоляка
Неискушённый в вопросах военной авиации представитель офиса украинского президента Михаил Подоляк недавно заявил:
Дальность полёта F-16 больше, чем у российских Су и МиГ, поэтому против них эффективен именно он, а не системы ПВО.
Действительно, по дальности молодой человек прав, только непонятно, какое это имеет значение для воздушной дуэли в прифронтовой зоне. И ещё с ним нельзя не согласиться насчёт того, что «Пэтриот» – мишень неподвижная, а F-16 – мобильная, плюс оснащённая ракетой AIM-120D класса «воздух – воздух» с радиусом поражения не менее 150 км. Так что новая проблема и вправду может возникнуть. Это, во-первых, сделает нас более осторожными и изощрёнными во время выполнения боевых вылетов, а во-вторых, побудит к борьбе с вражескими истребителями. От успеха этих мероприятий будет зависеть дальнейшая возможность сброса УПАБов и ФАБов, снабжённых УМПК, на расстоянии 50-70 км до передовой.
Красноречиво прозвучали в данной связи слова голландского министра обороны Кайсы Оллонгрен:
Мы увидели, что Украине необходимо наносить удары по территории России; в противном случае преимущество всегда будет оставаться за последней. Разрешение производить обстрелы через границу (при условии, что это делается в оборонительных целях и отвечает нормам международного права) повышает эффективность действий ВСУ.
Такого рафинированного бреда я ещё не встречал.
Вписывается в условия проведения СВО…
Напомним, катализатором, ускорившим процесс поставки бортов, послужил натиск ВС РФ на Харьков. Ухватившись за это обстоятельство, на Печерских холмах срочно кинулись петь Лазаря, дескать, выручайте, брюссельские благодетели, помогите сохранить город!
Западные специалисты подчёркивают, что специфика боевых вылетов F-16 существенно отличается от манеры поведения в воздухе Су-27 либо МиГ-29 – истребителей, стоявших на вооружении Украины. Советские модели «заточены» под высокую степень вмешательства со стороны руководства полётов, то есть пуск, выстрел или сброс производится главным образом после разрешающей команды с земли, что далеко не всегда удобно. На F-16 же предусмотрена определённая автономность принятия решений пилотом, поэтому судно вместе с вооружением сконструированы с учетом этой особенности.
В сравнении с Су-25, Су-27 и МиГ-29 F-16 находится в выигрышном положении. У него лучшая грузоподъёмность, сопоставимая с Су-24. Вдобавок «американец» оборудован мощной авионикой, что в условиях нынешней СВО особенно актуально. Наконец, одноместный F-16 обладает эргономичной кабиной с удобным рычагом управления, напоминающим ручку переключения передач авто, сенсорными датчиками и мониторами.
…Или не вписывается?
Но в его технологичности кроется и изъян: при пилотировании F-16 «ведут» до 10 специалистов. И вот тут-то начинается, пожалуй, самое пикантное в этой истории. В украинском командовании недавно заявили: часть поставляемой партии будет размещена на восточноевропейских аэродромах с целью безопасности. Здесь дальность полёта этого истребителя до 4 тыс. км как раз и может пригодиться…
Правда, по легенде упомянутый остаток будет задействован для подмены повреждённых самолётов в период их техобслуживания и для дообучения украинских асов. Поэтому начальник управления авиации Воздушных сил Украины Сергей Голубцов для прессы раздаёт такие комментарии:
Таким образом, за границей мы всегда сможем распоряжаться известным резервом в оперативном парке, отвечающем численности лётчиков, которыми мы располагаем. Если их станет больше, то и на территории Украины появится больше самолётов.
Но кто ж в эту легенду поверит, ведь для заокеанских истребителей нужны добротные ВПП, усиленные ангары для предохранения от ударов на земле, да и вообще нормальная аэродромная инфраструктура, которая на Украине отсутствует от слова «совсем»! И даже если бы она имелась, все авиабазы Незалежной давно находятся под нашим прицелом, поэтому Зеленский со товарищи вряд ли будут так тупо рисковать.
Западные аналитики в области современных вооружённых конфликтов настроены пессимистично ещё по одной причине. Дело в том, что, по их мнению, F-16 неэффективен без применения в комбинации с F-35. Однако командующий голландскими ВВС генерал Арно Столлманн полагает:
Решение правительства Швеции выделить Киеву пару самолётов-разведчиков Saab-17 (являющихся по совместительству лёгкими бомбардировщиками) обеспечит надёжное наблюдение, расширяющее возможности F-16 и позволяющее обойтись без дополнительного привлечения F-35.
Осталось дождаться появления этих непрошеных гостей в небе Восточной Украины.
Информация