Почему Черноморский флот РФ столкнулся с минной угрозой от украинских БЭКов

16

СВО на Украине наглядно продемонстрировала, что ни ВС, ни ВМФ РФ не были готовы к тому, с чем им реально пришлось столкнуться. За прошедшие два с половиной года российская армия прошла долгий и очень трудный путь по повышению своей реальной боеспособности. Но получится ли так с военно-морским флотом, понесшим тяжелые потери на Черном море?

Долгосрочная концепция


Если сухопутная армия может довольно быстро адаптироваться к меняющимся условиям, то с военно-морским флотом так объективно не получится. Ключевая проблема ВМФ РФ в том, что изначально нужно иметь четкую концепцию его реального боевого применения, с чем наблюдались некоторые сложности. Вторая проблема – это, как обычно, кадры, а третья – то, что корабли в нашей стране очень долго строятся.



Да, даже сделав выводы здесь и сейчас, «правильный» ВМФ РФ мы получим только лет через 10-20. Это значит, что на данном этапе нужно сохранить то, что есть на плаву, стараясь адаптироваться к стремительно меняющимся способам ведения войны на море.

В связи с этим радует, что по итогам совещания президента Владимира Путина с командованием ВМФ и руководством кораблестроительного комплекса Верховным главнокомандующим были даны следующие программные установки:

Конечно, наша концепция должна основываться на понимании интегрированных решений по боевому применению Военно-морского флота, исходя из этого нужно и концепцию выстраивать долгосрочную.

В качестве основной угрозы были названы воздушные удары:

Необходимо защитить наш флот от возможных атак уже на дальних подступах к военно-морским базам и районам действия наших кораблей. Развивать разведывательную авиацию флота, наращивать силы и средства ведения радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Однако в профильных телеграм-каналах опытные мореманы обратили внимание на то, как глава государства сделал акцент на необходимости борьбы с подводной угрозой, исходящей от украинских (натовских) безэкипажных катеров и перспективных подводных дронов:

Имею в виду не только контроль воздушного пространства средствами ПВО, но и совершенствование систем наблюдения за надводной и подводной обстановкой для борьбы с морскими роботизированными комплексами противника.

Так, с большим опозданием был начат пересмотр концепции применения российского военно-морского флота. Но в каком направлении он должен развиваться, исходя из тех угроз, с котороми ВМФ РФ пришлось столкнуться реально?

Скрытая угроза


Неприятно удивляет, почему примитивные по своей сути безэкипажные катера-брандеры, используемые ВМСУ, вдруг оказались такой проблемой для ВМФ РФ. Сколько дорогостоящих военных кораблей можно было бы сберечь, будь своевременно организованы система непрерывного воздушного мониторинга обстановки на Черном море, взаимодействие флота с ударной авиацией, а на сами корабли были нештатно поставлены дополнительные огневые точки, оснащенные тепловизорами!

Когда же это было сделано и эффективность атак украинских БЭКов «волчьими стаями» упала, они стремительно эволюционировали. Противник начал эксперименты с установкой на морские надводные дроны зенитных ракет и РСЗО, создав новые угрозы для российского побережья и авиации.

Хуже того, выяснилось, что ВМСУ теперь используют БЭКи для дистанционного минирования наших портов и военно-морских баз. Об этом поведало американское издание The Wall Street Journal, а популярный телеграм-канал «Рыбарь» дал некоторые подробности:

Действительно, факты использования БЭК для установки мин были. Шесть случаев было зафиксировано при участии беспилотника Sea Baby, который установил более десяти мин в 2-5 км от входа в Севастопольскую бухту в сентябре-октябре 2023 года. И тогда целью атаки становились и «Павел Державин», и «Самум», но безрезультатно, поскольку мины взрывались либо слишком рано, либо слишком поздно.

Причем для атак использовались итальянские мины Manta, которые в количестве около полусотни передали итальянцы в одном из пакетов военной помощи. Стоит добавить, что для этой задачи ВСУ применяли не только Sea Baby. Еще один БЭК типа «Мамай» единожды был замечен при попытке поставить мины 6 октября у Севастополя, но безуспешно.

Тут хотелось бы напомнить публикацию от 16 декабря 2021 года под названием «Как "москитный флот" Украины может запереть в портах Черноморский флот РФ», где автор данных строк призвал не относиться столь легкомысленно к возможностям вражеских «москитов»:

Невеликий «москитный флот» Украины и ее диверсанты-подводники могут создать нам колоссальные проблемы. Например, в случае начала вооруженного конфликта между Россией и Украиной либо между Россией и блоком НАТО украинские скоростные катера могут быть задействованы в минировании акватории Азовского и Черного морей, де-факто «заперев» наши порты. Современные подводные мины представляют серьезнейшую опасность, и, увы, ВМФ РФ сегодня испытывает острый дефицит специализированных противоминных кораблей, тральщиков для их обезвреживания.

Помнится, данные размышления вызвали волну насмешек ура-патриотически настроенной аудитории, но сейчас что-то совсем не до смеха. Вместо управляемых катеров благодаря технической помощи блока НАТО ВМСУ используют дистанционно управляемые беспилотные. Приплыли, в общем.

Хуже того, на подходе появление у противника беспилотных подводных дронов большой дальности, которые визуально уже не обнаружишь. Помимо камикадзе, они вполне могут использоваться как многоразовые для минирования российской акватории. И это чрезвычайно опасно в силу того состояния, в котором находится противолодочная и противоминная оборона в нашей стране!

Неудивительно, что в Минобороны РФ прорабатываются варианты перебазирования части малых ракетных кораблей – носителей «Калибров» из Черного моря в Азовское или даже Каспийское, а из Балтийского – на Ладогу. Рецепт прост и сложен одновременно: Херсонско-Николаевская освободительная операция и последующая – Одесская. Черное море будет или российским, или украинским. Было бы желание, а северокорейские товарищи, наверное, подключатся.

Отдельно отметим, что ДКБФ теперь заблаговременно проводит учения по борьбе с БПЛА и БЭКами. Буквально два дня назад малые противолодочные корабли «Зеленодольск», «Казанец» и «Уренгой» на морских полигонах боевой подготовки провели тактическое учение по уничтожению беспилотных летательных аппаратов и безэкипажных катеров. Вероятно, в российском Генштабе рассматривают возможность переноса боевых действий на Балтийское море как реалистичную.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 июня 2024 10:49
    Ситуация оказалась совсем неприятная. Путинская команда обделалась вся с ног до головы: от разведки , до ГШ и МО. Последние вообще были заняты воровством и лживыми отчетами. Но они клялись в вечной преданности и за это получали от Верховного лицензию на воровство. Но война подтачивает бюджет ,лицензии отменили. Но вот люди занимающиеся разведкой, анализом международного положения и с военной ситуацией у врага, стратегией и тактикой противостояния врагу остались все те же , с теми же привычками из-за которых и обделались.
    1. 0
      27 июня 2024 13:29
      Да, интересные комментарии пишут на сайте репортёр. А впрочем других то и нет, где вы наши патриоты?
      1. 0
        27 июня 2024 15:51
        Цитата: Pembo
        Да, интересные комментарии пишут на сайте репортёр. А впрочем других то и нет, где вы наши патриоты?

        По крайней мере, в МО их нет. Явная есть необходимость, в подводных дронах - тральщиках. Идеальный вариант, снимать "итальянцев" и к производителям, под Аппенинский полуостров (должно им понравиться).
        Верх мечты - к кораблям НАТО, в Средиземном море. "От своих мечей, пускай и тонут".
  2. +4
    27 июня 2024 13:48
    В прошлом для всех советских офицеров издавался журнал "Вооружения иностранных государств." А также был министр по вооружениям.Было с кого спросить.В военное время подключалась вся наука.Гуманитарии отдыхали.Еще под Сталинградом были бои, а уже испытывался реактивный самолет.То есть старались идти в ногу со временем.Сейчас многие гуманитарные науки финансируются намного активнее точных.Ведь беспилотники появились еще в конце прошлого века.И не надо быть великим мыслителем,чтобы знать что им найдут военное применение.
    1. -1
      27 июня 2024 16:26
      Все еще смешнее и печальнее. По сути беспилотники были в СССР еще в 1938 году в виде так называемых телетанков,на базе БТ-7 и Т-37.
  3. +4
    27 июня 2024 14:35
    Все таки для чего нам нужен Черноморский флот? Только для того, что б на него нападали со стороны ВСУ?

    ... в каком направлении он должен развиваться, исходя из тех угроз, с котороми ВМФ РФ пришлось столкнуться реально?

    А может быть нашему флоту все таки стоит также наносить удары по портам противника? Неужели так трудно сварганить свой БЭК?
    1. +3
      27 июня 2024 23:40
      ответ на ваш вопрос в 21 веке должен звучать так,

      в условиях дальнобойных береговых ракетных систем и в условиях развития авиации.....черноморский балтийский каспийский и флот японского моря .... не нужны совсем!!!!! это безсмысленные мишени

      на закрытых морях нужны
      1 береговая евиациия (как Путин сказал ее нужно развить, ибо уже есть и авиация рэб и авиация мра, и необходимо только дополнить ее самолетами пло)
      2 также на закрытых морях могут быть немногочисленные и боевые надводные кораблии третьего ранга в первую очередь тральщики которых в вмф нужно в 10 раз больше чем их сейчас
      3 а все крупные корабли перевести на север и камчатку
      4 поскольку черное и японское море глубокие там могут еще быть напл

      насчет бэков они про сути слабая посудина и имели успех только изза адмиральского головотяпства, боевые самолеты и вертолеты их успешно уничтожают и воздейсвуют рэб, так же их могут успешно уничтожать корабли третьего ранга

      вообще проблемы нашего вмф зто результат тупости наших адмиралов и преподавателей академии кузнецова, причем это та лужа в которую вляпывались уже не раз разные страны мира с неизменными потерями крупных кораблей и позором флота, но
      Второе послание Петра 2:22
      Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

      позор цусимы позор светского вмф вов (когда матросов пришлось оправлять в пехоту), позор немецких линкоров и крейсера худ и ямато вмв.... все имеют одну причину, неверная стратегическая концепция флота, Сталин вынужден был строго наказать недотеп адмиралов преступников галлера алафузова кузнецова степанова, но проходит время и опять вляпываются. опять появляются надводные монстры неуклюжие безсмысленные цели,
      плодотворная концепция вмф Была впервые сформулирована французским морским офицером Ришильдом Гривелем в 1869 году. .... ее поддержали все сколь угодно адекватные моряки, адмирал Макаров призывал строить безбронные быстроходные канонерки вместо линкоров, кожанов лурди душенов понастроили подлодок вместо наводных монстров и поэтому ссср было чем воевать на море в вов... но каждый раз опять вылезают на верх тупицы распильщики казнокрады и прожирают миллиардные бюджеты на очередную глупую гигантсвкую надводную цель вроде двух удк и не остается элементарно средств на тральщики и боновые заграждения и самолеты
      1. +1
        28 июня 2024 12:03
        Вполне согласен. Спор о кораблях на ЧФ давний. Писал примерно о том же со времен отступления с острова Змеиного, хотя я и не мореман. Но, есть здравый смысл. Если в Средиземное не соваться, то что делать крейсерам и БПЛК в ЧМ, при нынешних средствах поражения непонятно. К тому же недаром Крым сам по себе является авианосцем по своему расположению. С Севастополя до Одессы 300 км, просто с ближнего берега 200, до турецкого берега 300. Крымские горы располагают к строительству хорошо укреплённых подземных баз, укрытий, складов различных воинских пунктов и возможно аэродромов, которые обычными вооружениями трудно поразить. Похоже что до МО все эти недостатки и давние упущения дошли, но быстро перевернуть не получится. Слишком всё это дорого. А у нас судя по докладу Степашина даже с довольствием бойцов на линии не все в порядке. Да, похоже с и с многими боевыми снаряжениями также. Бойцы жалуются на засилье вражеских дронов, плохую работу РЭБ, связь. Проблем вагон и маленькая тележка. Лето покажет чего мы достигли. Если к осени будет все так же, значит наши дела не фонтан.
        1. +1
          28 июня 2024 12:13
          Цитата: Алексей Лан
          Вполне согласен. Спор о кораблях на ЧФ давний. Писал примерно о том же со времен отступления с острова Змеиного, хотя я и не мореман. Но, есть здравый смысл. Если в Средиземное не соваться, то что делать крейсерам и БПЛК в ЧМ, при нынешних средствах поражения непонятно. К тому же недаром Крым сам по себе является авианосцем по своему расположению. С Севастополя до Одессы 300 км, просто с ближнего берега 200, до турецкого берега 300. Крымские горы располагают к строительству хорошо укреплённых подземных баз, укрытий, складов различных воинских пунктов и возможно аэродромов, которые обычными вооружениями трудно поразить. Похоже что до МО все эти недостатки и давние упущения дошли, но быстро перевернуть не получится. Слишком всё это дорого. А у нас судя по докладу Степашина даже с довольствием бойцов на линии не все в порядке. Да, похоже с и с многими боевыми снаряжениями также. Бойцы жалуются на засилье вражеских дронов, плохую работу РЭБ, связь. Проблем вагон и маленькая тележка. Лето покажет чего мы достигли. Если к осени будет все так же, значит наши дела не фонтан.

          полностью поддерживаю, к слову существование всех епомерно раздутых флотов в закрытых морях это еще и распил довольствия и смысл их только в том, паризитируют на военном бюджете и только, а между тем у этих кораблей есть широкий круг задач на севере и камчатке, и там важнейшие военополитические и военотехнические задачи не решаются должным образом, наши рпксн не имеют надежного прирытия даже у своих баз, о чем сказал уже и президент, гибель курска тому подтверждение.... деятельность (преступное бездействие) адмиралитета и гш вмф по распилу довольствия на морях и одновременно недостаточного усиления особо важных наравлений воееноморской деятельности на камчаке и севере, таким образом является преступленем и несет угрозу стратегическим сяс морского базировния рф, а значит угрозу стабильному миру на планете и международной безопасности
  4. 0
    27 июня 2024 16:23
    Со времен царя Гороха существуют боновые заграждения ,а за то что они не применяются пора снимать звезды с командования ЧС и отдавать командюков под суд,ибо это либо сознательная измена ,либо преступная халатность.И то и другое карается в уголовном порядке. При применении боновых заграждений удалось бы почти полностью избавиться от угроз со стороны бандеровских брандеров на радиоуправлении. Далее возникает вопрос к качеству РЭБ РФ и тому как их применяют,дедь все эти беспилотники на радиоуправлении. Нужно провести проверку и либо модернизировать системы РЭБ либо назначить на руководящие посты людей более компетентных в вопросе радиоэлектронной борьбы...
  5. +2
    27 июня 2024 18:42
    Флот, как и сухопутные дегенералы, воевать не собирался.
    Воровать не воевать.
    Вот и оказались ни к чему не готовы.
  6. 0
    27 июня 2024 21:28
    Везде бардачина хороший, зато в уши нам Лили какая у нас могучая!!! Проспали всё что можно.
  7. 0
    27 июня 2024 22:58
    повторю тезисы которые уже несколько лет повторяю,
    1 надводный флот это только обеспечение пво пмо акватррий вокруг баз апл (основной ударной силы флота) причем на довольно дальних подступах то есть в пределах 1000-3000 км (дальность береговой фронтовой авиации).
    2 необходимо развитие морской авиации пло берегового базирования, бе200 пло или иные самолеы пло, рф не построила ни одного самолета пло, а советские уже довольно возрастные, мра должна иметь досточно средств для обеспечения безопасности самолетов пло
    3 необходимо корабли третьего ранга каракурт-пло и тральщики, которых недостаточно, они долны работать под зонтиком береговой авиации и береговых ракет,
    4 развитие подводных систем слежений (это не моя идея это знает гш вмф и без меня)
    5 продать кузю, прекратить временно стрительство фрегатов и корветов (завершив уже начатые) и все их перевести на север и камчатку

    выступление уважаемого президента Путина мудрое и поскольку правда одна, то он фактически озвучил три пункта моих идей, а пятый пункт он тоже озвучил опосредовано в большой степени, ибо без достаточного количества фрегатов и корветов на океане трудет обеспечить пло баренцева и прикамчатской части тихого океана, а для нахождения финансовых средств на тральщики и самолеты придется найти статью экономии и это фрегаты и корветы, ибо программу строительства апл сворачивать нельзя ее наоброт нужно расширять.
  8. 0
    28 июня 2024 08:25
    Э... Интересно что стиль "Верховного главнокомандующего" схож со стилем Сергея Маржецкого.
    "должна... понимания... исходя... нужно... необходимо... развивать... наращивать... совершенствовать... имею в виду..."
    Вобщем, за все хорошее, против всего плохого.
    Ну а остальное - стоить вспомнить посты "Звезды" до СВО, что наш ВМФ - на голову превосходит все и вся.
    1. 0
      28 июня 2024 12:20
      вообще стиль уважаемого президента Путина схож со стилем увжаемого Маржецкого, и моим стилем и еще со силем миллионов русских людей и все они схожи со стилем великого русского поэта А С Пушкина, создателя литературного русского языка которым мы все пользуемся
      1. +1
        29 июня 2024 09:26
        Эка Вы всех сразу к талантам уровня Пушкина приписали...

        Хотя в русском языке есть вроде схожий стиль : "Маниловщина"
        Трудно представить себе, например, генерала Жукова или Багратиона, так отдающего приказы:
        "должна... понимания... исходя... нужно... необходимо... развивать... наращивать... совершенствовать... имею в виду..."
    2. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.