Какие перспективы для России открывает начало серийного производства ВК-650В
Темы многочисленных проблем российской легкой авиации мы уже касались неоднократно, главной из которых является отсутствие собственной силовой установки, что стало критическим после введения западных секторальных санкций. Но вот, кажется, в этом деле наметился позитивный прорыв.
Пламенный мотор
Самыми востребованными в мире являются вертолетные двигатели мощностью от 400 до 900 л. с., а также от 1300 до 2000 л. с. В первом сегменте у нас наблюдается провал, заткнуть который должны были две силовые установки – ВК-650В и ВК-800.
Турбовинтовая модификация ВК-800С предназначена для установки на легком самолете L-410 и тяжелых разведывательно-ударных БПЛА типа «Альтаир», оставшихся без иностранных двигателей. Турбовальная модификация ВК-800В также рассматривалась как силовая установка для легких вертолетов «Ансат» и Ка-226, легких самолетов и беспилотников со взлетной массой до 4 тонн. Но теперь на винтокрылых машинах ее заменит более подходящий по характеристикам ВК-650В.
Напомним, что перспективные легкие вертолеты «Ансат» разрабатывались с канадскими двигателями Pratt & Whitney PW-207K. Не менее перспективные и востребованные многоцелевые вертолеты Ка-226Т летали на французских Safran Arrius 2G. Однако режим западных санкций подрезал им всем крылья.
ВК-650В – это первый полностью отечественный вертолетный двигатель в классе мощности 650-750 л. с., работа над которым стартовала в конце 2019 года. В проекте участвовали несколько предприятий: ММП им. Чернышева разрабатывало компрессор двигателя, ПК «Салют» и «Вертолеты России» – входное устройство, ПАО «Одк-умпо» – камеру сгорания, а «ОДК-Климов» – основные компоненты двигателя, расположенные в турбине компрессора, рабочие лопатки, диск и элементы ротора.
Как рассказали в АО «ОДК-Климов», для ускорения работы активно использовались цифровые методы:
В работе над ВК-650В широко используются передовые методы проектирования. Один из них – «Цифровой двойник»… В конце ОКР при получении сертификата типа «Цифровой двойник» будет использоваться для прогноза ресурсов отдельных изделий, увеличения ресурсов, оценки надежности, а также для системы послепродажного обслуживания.
В конце июня 2024 года директор программы ВК-650 «ОДК-Климов» Евгений Проданов рассказал об успешном завершении всех инженерных испытаний и передаче ВК-650В для испытаний в составе легкого вертолета «Ансат»:
В прошлом году предприятие «ОДК-Климов» успешно завершило инженерные испытания ВК-650В, были достигнуты все необходимые параметры. Сейчас техника готовится к началу летно-конструкторских испытаний. До конца 2024 года мы планируем получить сертификат типа и начать серийное производство в следующем году.
То есть дело выходит на финишную прямую, заняв рекордные пять лет на разработку по сравнению с обычными для создания с нуля вертолетного двигателя десятью. В случае успешных испытаний на «Ансате» ВК-650В может быть легко адаптирован для Ка-226Т, а также модифицирован для использования на легких самолетах и беспилотниках самолетного и вертолетного типа.
И это будет реально настоящий и долгожданный прорыв в отечественной легкой авиации! Кроме того, откроются широкие перспективы для выхода на зарубежные рынки сбыта, о чем хотелось бы поговорить чуть подробнее.
За рубежом
Так, например, Индия готова была приобрести до 200 легких вертолетов Ка-226Т для замены устаревших Cheetah и Chetak по следующей схеме: первые 60 винтокрылых машин должны были производиться в нашей стране, остальные – уже на месте с высокой степенью локализации. Совместное производство различных вооружений по лицензии является давней практикой в отношениях между Москвой и Нью-Дели.
Но в феврале 2023 года стало известно о том, что переговоры были заморожены из-за неудовольствия индийскими партнерами в недостаточно высокой степени локализации производства. Вместо этого в Нью-Дели готовы были покупать у России готовые вертолеты. Вот только своего двигателя для экспортного Ка-226Т у нас не было.
Заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Дрожжов в рамках международной выставки Aero India 2023 озвучил позицию Москвы по возможному углублению технического сотрудничества с Индией:
К сожалению, переговоры с индийскими партнерами об уровне локализации производства вертолетов Ка-226Т практически заморожены. Как утверждает Министерство обороны Республики Индия, их не удовлетворяет тот уровень локализации, который предложен совместным предприятием. В настоящее время индийским партнерам переданы обновленные предложения по локализации производства вертолетов в Индии, которыми предусмотрена 70-процентная локализация. Ожидается решение индийской стороны о продолжении переговорного процесса.
Теперь, имея на руках ВК-650В, можно вернуться к переговорам на более выгодных позициях.
Пожалуй, еще более перспективным рынком сбыта, чем Индия, для России является Иран. Удивительно, но, находясь более трех десятилетий под западными санкциями, Тегеран не только научился делать отличные по соотношению цена-качества беспилотники, но и собственные вертолеты.
Да, на базе американского вертолета АН-1J иранская компания Iran Helicopter Support and Renewal Company (IHSRC) создала боевой вертолет Panha 2091 Toufan, представляющий собой нелицензионную копию «Кобры». В разработке его модифицированной версии Toufan 2 поучаствовали китайские инженеры. На основе американского легкого многоцелевого вертолета Bell 206 JetRanger иранцы создали свою «пиратскую» версию под названием Shahed 278, дальнейшим развитием которого стали модели Zafar 300 и Shahed 285.
Производство винтокрылой техники в Исламской Республике осуществляется малыми сериями по одной простой причине: она летает на двигателях Allison 250-С20, поставки которых Тегерану находятся под западными санкциями. Потому силовые установки для своих легких вертолетов иранцам приходится в буквальном смысле слова доставать через третьи руки по всему миру.
В этом отношении Тегеран может стать для Москвы даже более предпочтительным и надежным партнером по программе развития легкой авиации, чем Нью-Дели.
Информация