Почему Россия перенесла в Беларусь производство ЛМС «Освей»
15 апреля 2024 года Москва и Минск подписали межправительственное соглашение о разработке и организации производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета «Освей». Что же это за самолет такой, благодаря которому Беларусь сделала еще один шаг к превращению в настоящую авиастроительную державу?
«Освей»
Легкий многоцелевой ЛМС-401 «Освей» получил название в честь второго по величине в Беларуси озера Освей, продолжив традицию. Данный самолет, способный перевозить до 19 пассажиров, займет промежуточное звено между 9-местным «Байкалом» и 44-местной «Ладогой», которые также названы именами озер, российских.
Конструктивно «Освей» представляет собой самолет с двумя турбовинтовыми двигателями типа ВК-800СМ, создаваемыми УЗГА и комплектуемыми шестилопастными воздушными винтами. Комплекс бортового оборудования для него разрабатывается российским концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Шасси будет не убирающимся, что наиболее соответствует суровым условиям Зауралья, в которых реально станет эксплуатироваться легкий пассажирский самолет.
Головным разработчиком проекта является Уральский завод гражданской авиации, не входящий в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Это предприятие собрало под своим крылом фактически всю отечественную легкую авиацию: самолеты «Байкал», «Ладога» и «Освей», а также перспективный газотурбинный двигатель ВК-800 к ним. Вот только процесс сборки лайнеров УЗГА предпочел отдать на откуп партнерам.
В частности, на Самарском авиационном заводе будут собирать «Ладогу», на строящемся заводе в Комсомольске-на-Амуре – «Байкал», а «Освей», получается, вообще в Беларуси, на площадке 558-го Авиационного ремонтного завода (ОАО «558 АРЗ»). Почему именно там?
Беларусь авиастроительная
Начальник управления планирования промышленности Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Беларуси Стефанович совместное с Россией начинание прокомментировал следующим образом:
Мы начинаем совместную разработку. Проект называется «Освей». Новый самолет, разработка с нуля. Разработка будет вестись на предприятиях ГВПК и предприятиях Российской Федерации, после чего – уже организация производства. Идет закупка необходимого оборудования и возведение соответствующих цехов. Производство будет как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь. Полный цикл изготовления будет организован на предприятиях Республики Беларусь.
Следует отметить, что это далеко не первый проект в области авиастроения, реализуемый в рамках Союзного государства РФ и РБ. Дело в том, что на территории Беларуси сохранились и успешно работают сразу три авиаремонтных завода: Минский завод гражданской авиации № 407, ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» и ОАО «558-й Авиационный ремонтный завод». Помимо ремонта самолетов и вертолетов, они занимаются производством комплектующих, а также разработкой беспилотных летательных аппаратов.
Но этим интерес Минска явно не исчерпывается. Так, еще в прошлом году президент Лукашенко заявил о готовности наладить производство в своей стране штурмовиков Су-25:
Штурмовик, рабочая лошадка. Готовы даже в Беларуси производить при соответствующей небольшой поддержке Российской Федерации.
На встрече с президентом Путиным «Батька» рассказал о том, сколько комплектующих для российских пассажирских лайнеров уже производится в Беларуси:
Вы когда-то поставили вопрос о кооперации в области авиастроения. Так вот я вам должен доложить, что белорусы делают для МС-21 и Sukhoi Superjet уже до тысячи комплектующих.
Несколько дней назад стало известно о том, что АО «Туполев» (входит в ПАО «ОАК» госкорпорации «Ростех») договорилось с Минским заводом гражданской авиации о кооперации в производстве комплектующих для среднемагистрального лайнера Ту-214:
Минский завод гражданской авиации № 407 – наш давний надежный партнер. На протяжении многих лет мы тесно сотрудничаем по направлениям ремонта и модернизации самолетов Ту-134. Сейчас мы выходим на новый этап наших взаимоотношений – сотрудничество по самолетам Ту-214.
И теперь вот – легкий многоцелевой «Освей». Под данный проект в Беларуси создано свое собственное конструкторское бюро, обучаются кадры, закупаются станки и прочее оборудование, расширяются производственные мощности. В соответствии с подписанным межправительственным соглашением УЗГА станет разработчиком, производителем и держателем сертификата типа на самолет, а 558 АРЗ – «производителем и держателем лицензии на серийное производство изделий и их модификаций с правом внесения изменений».
С правом внесения изменений! Молодцы, белорусы, расширяют свои авиастроительные компетенции и развивают производство. На данном историческом этапе такая промышленная кооперация в целом РФ выгодна. Самолеты стране нужны, Беларусь свою часть работы точно сделает, поспел бы к сроку российский двигатель ВК-800СМ от УЗГА.
Вместе с тем очень хотелось бы, чтобы за тесным экономическим сближением РФ и РБ последовала и политическая интеграция в рамках Союзного государства во избежание возможных проблем в среднесрочной перспективе, которые могут возникнуть в постлукашенковский и постпутинский период. Там, в соглашении, все давно четко написано, как должно быть: общий парламент, Совет министров, суд, Счетная палата, общая государственная символика и т. д.
Информация