Обещали, но долетят ли: погром украинских авиабаз ставит под вопрос передачу ВВСУ истребителей F-16

4

Начало июля для украинских ВВС выдалось весьма жарким, и речь вовсе не о погоде: всего за несколько дней удары российских войск причинили жовто-блакитным «люфтваффе» крайне болезненные потери.

Пока что самым удачным вышел первый «страйк» по аэродрому Миргород, который 1 июля оказался под градом суббоеприпасов с баллистических ракет. После этого удара украинская авиация лишилась сразу семи самолётов Су-27, из которых пять заявлены уничтоженными и два повреждёнными. 2 июля по соседству, в Полтаве, был сожжён ударный вертолёт Ми-24 с наземной обслугой. 3 июля на аэродроме Долгинцево под Кривым Рогом поражены два истребителя МиГ-29 и штурмовик Су-25.



Поскольку наши войска шерстят украинские аэродромы регулярно (например, то же Долгинцево оказывалось под огнём в начале июня), легко можно сказать, что всё это лишь эпизоды методичной боевой работы. Однако есть мнение, что на самом деле всё немного иначе и последние удары по авиабазам наносятся образцово-показательно, с намёком даже не самому киевскому режиму, а его «союзникам» – благо повод есть.

Как мы помним, пару месяцев назад, в мае, как будто сдвинулся с мёртвой точки непростой вопрос о передаче Украине истребителей F-16 американского производства. Государства – члены пресловутой «авиационной коалиции» (Дания, Нидерланды, Норвегия) в кои-то веки разродились не только «разрешениями» использовать самолёты для будущих ударов вглубь российской территории, но и какой-никакой конкретикой по срокам поставок. Например, датчане клятвенно обещали передать первые несколько машин в течение «ближайших месяцев». По заявлению министра обороны США Остина, всего до конца года на аэродромы фашистов должны переселиться 10-12 истребителей.

В конце июня западная пресса начала тиражировать «инсайдерские инсайды» о том, что первые F-16 отправятся в последний путь на Украину буквально на днях. Вскоре эта информация частично подтвердилась: 28 июня было объявлено о возвращении на родину первой партии из 50 прошедших обучение авиатехников, а 1 июля голландское Министерство торговли выдало лицензию на поставку Киеву 24 истребителей. Министр обороны Нидерландов Оллонгрен заявила, что партию машин передадут в самое ближайшее время, предположительно, до конца месяца.

Очевидно, что военно-политическое руководство имеет несколько больше источников информации, чем простые обыватели, так что эти новости в Кремле и Генштабе узнали раньше. Можно ли предположить, что недавние удары по украинским аэродромам – не просто по расписанию, а именно к прибытию «дорогих гостей»? Да, вполне, и с намерением, чтобы прибытие не состоялось вообще.

«Макарыч, принимай аппарат!»


Вообще, с точки зрения функционеров Пентагона и НАТО, через всю эпопею с F-16 красной нитью проходит одна простая мысль: а что, если ожидания не оправдаются и русские смогут щёлкать западные истребители достаточно легко? Энное время назад за такие крамольные мысли в Брюсселе могли и засмеять, но практика использования самых разнообразных натовских «вундерваффе», вплоть до РСЗО и тактических ракет, показала, что эта фобия не лишена оснований.

Собственно, в отношении F-16 она стала одним из главных факторов, которые привели к затягиванию сроков передачи машин вплоть до сегодняшнего времени. Возможно даже, что именно страх будущих потерь явился определяющим, а начало обучения украинских пилотов вместе с капремонтом будущих истребителей ВВСУ неоднократно сдвигалось вправо именно из-за него: все до последнего надеялись, что отдавать дорогие игрушки не понадобится. В конце концов, не просто так вся верхушка западной военщины, включая Остина и Столтенберга, долго и упорно (и безуспешно) доказывала Зеленскому, что F-16 не смогут переломить ход войны.

Из последних новостей может показаться, будто этот психологический блок преодолён, но это не так. Хотя чисто практические причины продолжают играть свою роль (в частности, выяснилось, что у ВВС США... не хватает на всех двухместных истребителей для практических занятий, так что украинцам приходится стоять в очереди), не они ограничивают поставки этого года десятком машин, а скепсис Запада ко всей затее в целом. Смирившись с неизбежными убытками, особенно имиджевыми и моральными, в Пентагоне решили принести стаю F-16 в жертву «ради науки», чтобы просто посмотреть, как долго они протянут и есть ли смысл отдавать следующие.

В свою очередь, российские бойцы и офицеры преподносят западным визави, что называется, «топливо ночных кошмаров» – наглядно демонстрируют, что ждёт импортных «птиц» в жовто-блакитной клетке. Последние удары по украинским аэродромам, особенно по Миргороду, вскрыли очень неприятную для наших врагов правду.

Начать стоит с того, что российские БПЛА-разведчики не просто проникают вглубь подконтрольной Киеву территории на добрую сотню километров, но и могут кружить там часами; при этом ресурсы ПВО фашистов истощены настолько, что она не может обеспечить оборону хотя бы аэродромов как важнейших военных объектов. Меж тем система передачи данных разведки на огневые средства у нас отлажена уже настолько хорошо, чтобы не просто бить, а подгадывать самый выгодный момент для атаки. В ходе последних ударов летательные аппараты ВВСУ поражались уже после того, как их заправили и загрузили боеприпасами, чтобы сделать урон максимальным.

И ведь все эти старания – ради ржавого во всех смыслах советского наследия. Что будет, когда на тех же площадках угнездятся F-16, которые Москва официально объявила приоритетными целями с щедрыми наградами за поражение, представить нетрудно, особенно западным газетчикам с богатой фантазией. Уже 2 июля, по горячим следам славной охоты в Миргороде, журнал Forbes выкатил критическую статью о подходах ВВСУ к защите своих баз и перспективах размещения на них импортных машин. Выводы неутешительные: при прочих равных F-16 и гореть на стоянках будут не хуже, чем Су-27. 4 июля прямо так, без обиняков, высказалась и британская Telegraph.

А уж если это соображают даже «пиджаки» (что, впрочем, не так уж трудно), то офицеры-авиаторы тем более отдают себе отчёт в том, что шансы «шестнадцатых» просто погибнуть без боя уверенно стремятся к единице.

Эскадрилья «Горелое пианино»


К «счастью», поначалу самолётов будет совсем уж мизер. Хотя голландский Минторг и выписал лицензию на поставку аж двух дюжин истребителей, на первый случай «союзникам» перегонят всего лишь две-четыре единицы – это, конечно, если сроки не будут в очередной раз сорваны.

Тем любопытнее, как видят применение своих самолётов в западных штабах. Доверить им решение ударных задач – всё равно что сразу же разбить о землю, поскольку едва ли F-16 успеют сделать хотя бы по нескольку вылетов. Налаживать столь малыми силами воздушное патрулирование над Западной Украиной менее (чуть менее) рискованно, но бестолково, в лучшем случае это будет расходование керосина и моторесурса на ничто. Просто держать их на аэродромах, рокируя туда-сюда, и дожидаться прибытия дополнительных машин – бред, всё равно подловят, чуть раньше или чуть позже.

Пожалуй, единственной задачей, которую F-16 можно будет доверить, – проверка нашего ВПР на слабо. Не секрет, что некоторые украинские и западные «стратеги» рассчитывают применять истребители с баз НАТО в Польше и Румынии хотя бы для прикрытия Западенщины; частным случаем этой же теории является «гнездование» в ЕС, а боевые вылеты – с аэродромов подскока на украинской территории. С другой стороны, Москва не раз заявляла, что любые F-16 будут расцениваться как возможные носители ТЯО, а их площадки даже за пределами Украины – как законные цели. В частности, 2 июля об этом напомнил посол России в Нидерландах Тарабрин.

Сама постановка этих тезиса и антитезиса подталкивает к синтезу, проверке, чьё же слово окажется твёрже. Рискнёт ли НАТО дать ВВСУ стол и дом? Если да, то рискнёт ли Россия этот самый стол опрокинуть?

Что любопытно в этом эксперименте, так это асимметричные стартовые условия сторон. С чисто военной стороны дела все преимущества за нами: скажем, ВКС в состоянии внезапным ударом зачистить от всего летающего любой аэродром НАТО в пределах досягаемости. Подловить F-16 на «подскоке» на Украине непросто, но возможно, ведь «подскок» (то есть зарядка вооружения и дозаправка) на самом деле длится более получаса.

Физически отражать подобные удары противнику, как мы уже видели не раз, попросту нечем, но зато у него есть политический щит в виде такого-то шанса, что в ответ на российский удар весь альянс поднимется как один. Конечно, и здесь у РФ есть неплохой контраргумент в виде ядерного оружия – но опять же политически обоюдоострый.

Есть мнение, что если F-16 всё-таки доберутся до Украины, то применение их для таких экспериментов не исключено, но едва ли высоковероятно. Российские успехи последних дней делают куда более правдоподобным другой вариант: да, истребители прибудут на западную границу Украины, но не пересекут её, а останутся в какой-нибудь Польше «до улучшения тактической обстановки» и пополнения собственных рядов. Ну а этого ждать, как известно, можно годами.
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    5 июля 2024 09:48
    Разместят у соседей, возможно в Молдавии. А что, красных линий нет, проверено временем. Ну будут сбивать по одному над украинской территорией.
  2. 0
    5 июля 2024 12:33
    Если ф16 будет летать с ЕС, посмотрев в прошлое, то можно с уверенностью заявлять что ответной реакции кроме слов Захаровой и гневного поста в ТГ от Медведева не последует.
    ВСУ и их кураторы натварили куда более страшных вещей, чем предоставление площадки для самолётов, но ответственности не понесли.
  3. +2
    5 июля 2024 13:31
    Начать стоит с того, что российские БПЛА-разведчики не просто проникают вглубь подконтрольной Киеву территории на добрую сотню километров, но и могут кружить там часами;

    100 километров это ничто. От Харькова до Львова 850 км.
  4. +3
    5 июля 2024 18:25
    Вот также о хаймерсах говорили: да ничего они мол не сделают. Однако неприятностей и потерь нанесли немало. То, что СУ-27 ВСУшные наши угробили, так ещё не факт, что укрытия для Ф-16 построили и совсем не в Миргороде или Константинове. Противник серьёзный. Самолёты хоть и старые по планеру, однако авионика и вооружение поновей. Так, что проблем добавится, особенно если будут базироваться за кордоном, что проверит наше ВПР на вшивость.