Почему России требуется возобновить производство вертолета-амфибии Ми-14
Помимо противокорабельных ракет наземного, воздушного и морского базирования, серьезнейшую опасность для судоходства, военного и гражданского, представляют собой минные постановки. Если на суше минные поля способны остановить наступление бронетанковых колонн и механизированных частей, то на море эта проблема усугубляется многократно.
Мины и тральщики
Первые морские мины были придуманы в Поднебесной еще в XIV веке и описаны в военном китайском трактате «Холунцзин». Они представляли собой загерметизированные деревянные емкости со взрывчатым веществом и длинным шнуром, тянущимся к берегу, который использовался для приведения механизма в действие. Морские мины использовались китайцами для борьбы с японскими пиратскими кораблями.
При их приближении специально обученный сапер в засаде на побережье дергал стальной колесцовый замок с кремнем, в результате чего возникала искра, и мина взрывалась, производя неизгладимое впечатление на джентльменов удачи с островов. В Новом Свете контактная морская мина была изобретена Давидом Бушнелем во время американской войны за независимость против Великобритании, тогдашней владычицы морей (1775-1783 гг). Технически она представляла собой бочку, начиненную порохом, которая подрывалась при столкновении с деревянным кораблем.
В настоящее время существует множество видов и типов морских мин. По предназначению они делятся на противокорабельные, противолодочные, противодесантные и универсальные. По типу установки подразделяются на якорные, донные и плавающие (дрейфующие по течению), по принципу действия взрывателя – на контактные и неконтактные. А вот по типу носителя подводные мины подразделяются на корабельные, лодочные и авиационные.
Иначе говоря, заминировать выход из морского порта или военно-морской базы возможно несколькими путями. Например, это можно сделать авиационным способом, сбрасывая мины на парашютах или без оных. С появлением модулей коррекции планирования запускать морские мины в акваторию противника с бомбардировщиков стало возможным без захода в зону поражения ЗРК среднего радиуса действия. С подводной лодки осуществить минирование можно скрытно. В реалиях СВО на Украине для минирования российских вод ВМСУ начали применять безэкипажные катера, управляемые по спутнику дистанционно.
Латвийские разработчики представили морской дрон, способный нести до шести мин и две торпеды, что в недалеком будущем сулит большие проблемы ДКБФ на Балтийском море. Теоретически для осуществления минных постановок украинскими или прибалтийскими диверсантами могут использоваться даже тяжелые агродроны типа «Баба Яга», грузоподъемность которых позволит на небольшое расстояние доставить якорную речную мину типа ЯРМ. Потопить корабль она не потопит, но ущерб причинит и вынудит принимать меры противодействия, а с этим есть кое-какие проблемы.
Сложность заключается в дефиците специализированных кораблей противоминной защиты в составе ВМФ РФ. Имеющиеся в наличии в своей массе относятся к старым советским проектам. Новые тральщики в России строятся, но медленно. Для надежной защиты всех наших военно-морских баз требуется порядка 100 современных тральщиков, по четыре-шесть на каждую ВМБ.
Сейчас под ударом находится Черноморский флот, в перспективе – Балтийский. Но не стоит забывать про Северный и Тихоокеанский флоты, имеющие стратегическое значение для ядерного сдерживания блока НАТО. Если при выходе с базы на боевое дежурство на мине подорвется хотя бы одна ПЛАРБ типа «Борей» с МБР на борту, это станет тяжелейшей потерей для нашей ядерной триады, пробивающей брешь в весе ответно-встречного ядерного удара. И что теперь?
Воздушный трал?
Проблема минных постановок и борьбы с ними является комплексной и чрезвычайно сложной, простых решений тут нет. Из ниоткуда не возьмутся ни современные тральщики в достаточном количестве, ни специализированные глубоководные аппараты к ним. Но, возможно, есть способ относительно малой кровью снять остроту проблемы в умеренные сроки.
Тут стоит вспомнить опыт американцев, когда они в ходе войны в Корее в 50-е годы прошлого века первыми начали использовать в качестве тральщиков вертолеты. Опытным путем было установлено, что винтокрылая машина имеет перед кораблем ряд важных преимуществ, а именно высокую мобильность, в два раза более высокую скорость траления и возможность летать безопасно над заминированным районом вне зоны действия неконтактных мин.
В 60-е годы прошлого века для нужд ВМФ СССР на базе вертолета Ми-8 был разработан морской многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования Ми-14 в нескольких модификациях: Ми-14ПЛ – противолодочный, Ми-14ПС – поисково-спасательный, Ми-14БТ – буксировщик-тральщик. Эти по-своему уникальные машины могут реально свободно садиться, рулить и взлетать с водной поверхности.
Вертолет-амфибия Ми-14 сегодня нам, мягко говоря, не помешал бы как в противолодочной версии, так и в качестве тральщика. Вот только они сняты и с производства, и с вооружения ВМФ РФ. В отличие, к слову, от Украины, которая сохранила два Ми-14ПЛ, Грузии – тоже два Ми-14ПС и Польши – аж восемь Ми-14ПЛ!
В 2015 году тогдашний министр обороны РФ Шойгу заикнулся о возобновлении производства Ми-14 на Казанском авиастроительном заводе. Холдинг «Вертолеты России» даже представил проект модернизированного вертолета Ми-14 как в военной, так и в гражданской версиях. Предполагалось, что к 2019 году обновленные модификации Ми-14ПСМ поступят на вооружение Каспийской флотилии ВМФ РФ. Ждем-с.
Между тем несколько десятков, лучше – сотни две вертолетов-амфибий типа Ми-14 в противолодочной версии и вертолетов – воздушных тральщиков в реалиях СВО оказались бы просто незаменимы на Черном, Балтийском морях и в других акваториях. В отличие от кораблей-тральщиков, требуемое количество винтокрылых машин можно получить в более разумные сроки.
Информация