Почему России требуется возобновить производство вертолета-амфибии Ми-14

24

Помимо противокорабельных ракет наземного, воздушного и морского базирования, серьезнейшую опасность для судоходства, военного и гражданского, представляют собой минные постановки. Если на суше минные поля способны остановить наступление бронетанковых колонн и механизированных частей, то на море эта проблема усугубляется многократно.

Мины и тральщики


Первые морские мины были придуманы в Поднебесной еще в XIV веке и описаны в военном китайском трактате «Холунцзин». Они представляли собой загерметизированные деревянные емкости со взрывчатым веществом и длинным шнуром, тянущимся к берегу, который использовался для приведения механизма в действие. Морские мины использовались китайцами для борьбы с японскими пиратскими кораблями.



При их приближении специально обученный сапер в засаде на побережье дергал стальной колесцовый замок с кремнем, в результате чего возникала искра, и мина взрывалась, производя неизгладимое впечатление на джентльменов удачи с островов. В Новом Свете контактная морская мина была изобретена Давидом Бушнелем во время американской войны за независимость против Великобритании, тогдашней владычицы морей (1775-1783 гг). Технически она представляла собой бочку, начиненную порохом, которая подрывалась при столкновении с деревянным кораблем.

В настоящее время существует множество видов и типов морских мин. По предназначению они делятся на противокорабельные, противолодочные, противодесантные и универсальные. По типу установки подразделяются на якорные, донные и плавающие (дрейфующие по течению), по принципу действия взрывателя – на контактные и неконтактные. А вот по типу носителя подводные мины подразделяются на корабельные, лодочные и авиационные.

Иначе говоря, заминировать выход из морского порта или военно-морской базы возможно несколькими путями. Например, это можно сделать авиационным способом, сбрасывая мины на парашютах или без оных. С появлением модулей коррекции планирования запускать морские мины в акваторию противника с бомбардировщиков стало возможным без захода в зону поражения ЗРК среднего радиуса действия. С подводной лодки осуществить минирование можно скрытно. В реалиях СВО на Украине для минирования российских вод ВМСУ начали применять безэкипажные катера, управляемые по спутнику дистанционно.

Латвийские разработчики представили морской дрон, способный нести до шести мин и две торпеды, что в недалеком будущем сулит большие проблемы ДКБФ на Балтийском море. Теоретически для осуществления минных постановок украинскими или прибалтийскими диверсантами могут использоваться даже тяжелые агродроны типа «Баба Яга», грузоподъемность которых позволит на небольшое расстояние доставить якорную речную мину типа ЯРМ. Потопить корабль она не потопит, но ущерб причинит и вынудит принимать меры противодействия, а с этим есть кое-какие проблемы.

Сложность заключается в дефиците специализированных кораблей противоминной защиты в составе ВМФ РФ. Имеющиеся в наличии в своей массе относятся к старым советским проектам. Новые тральщики в России строятся, но медленно. Для надежной защиты всех наших военно-морских баз требуется порядка 100 современных тральщиков, по четыре-шесть на каждую ВМБ.

Сейчас под ударом находится Черноморский флот, в перспективе – Балтийский. Но не стоит забывать про Северный и Тихоокеанский флоты, имеющие стратегическое значение для ядерного сдерживания блока НАТО. Если при выходе с базы на боевое дежурство на мине подорвется хотя бы одна ПЛАРБ типа «Борей» с МБР на борту, это станет тяжелейшей потерей для нашей ядерной триады, пробивающей брешь в весе ответно-встречного ядерного удара. И что теперь?

Воздушный трал?


Проблема минных постановок и борьбы с ними является комплексной и чрезвычайно сложной, простых решений тут нет. Из ниоткуда не возьмутся ни современные тральщики в достаточном количестве, ни специализированные глубоководные аппараты к ним. Но, возможно, есть способ относительно малой кровью снять остроту проблемы в умеренные сроки.

Тут стоит вспомнить опыт американцев, когда они в ходе войны в Корее в 50-е годы прошлого века первыми начали использовать в качестве тральщиков вертолеты. Опытным путем было установлено, что винтокрылая машина имеет перед кораблем ряд важных преимуществ, а именно высокую мобильность, в два раза более высокую скорость траления и возможность летать безопасно над заминированным районом вне зоны действия неконтактных мин.

В 60-е годы прошлого века для нужд ВМФ СССР на базе вертолета Ми-8 был разработан морской многоцелевой вертолет-амфибия берегового базирования Ми-14 в нескольких модификациях: Ми-14ПЛ – противолодочный, Ми-14ПС – поисково-спасательный, Ми-14БТ – буксировщик-тральщик. Эти по-своему уникальные машины могут реально свободно садиться, рулить и взлетать с водной поверхности.


Вертолет-амфибия Ми-14 сегодня нам, мягко говоря, не помешал бы как в противолодочной версии, так и в качестве тральщика. Вот только они сняты и с производства, и с вооружения ВМФ РФ. В отличие, к слову, от Украины, которая сохранила два Ми-14ПЛ, Грузии – тоже два Ми-14ПС и Польши – аж восемь Ми-14ПЛ!


В 2015 году тогдашний министр обороны РФ Шойгу заикнулся о возобновлении производства Ми-14 на Казанском авиастроительном заводе. Холдинг «Вертолеты России» даже представил проект модернизированного вертолета Ми-14 как в военной, так и в гражданской версиях. Предполагалось, что к 2019 году обновленные модификации Ми-14ПСМ поступят на вооружение Каспийской флотилии ВМФ РФ. Ждем-с.

Между тем несколько десятков, лучше – сотни две вертолетов-амфибий типа Ми-14 в противолодочной версии и вертолетов – воздушных тральщиков в реалиях СВО оказались бы просто незаменимы на Черном, Балтийском морях и в других акваториях. В отличие от кораблей-тральщиков, требуемое количество винтокрылых машин можно получить в более разумные сроки.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    5 июля 2024 12:11
    Возможно, это бы решило часть проблем, но по ходу их решения, однозначно, ! создаст кучу новых. 1. Сама машина и обучение пилотов
    3. Места базирования и обслуживание
    5. Создание современной электроники и обучение персонала для ...
  2. 0
    5 июля 2024 12:46
    откуда столько денег на все хотелки?
    1. +2
      5 июля 2024 13:20
      откуда столько денег на все хотелки?

      За национальную безопасность надо платить. yes
    2. 0
      5 июля 2024 13:26
      Нууу...так это !
      Напечатать 4 триллиона уже решение .
      Вы что в магаз ходите не заметили ?
    3. 0
      12 июля 2024 09:58
      Ну так наши олигархи даду! Или я в чём то ошибаюсь? Не наши олигархи? Не даду? Ну, тогда пусть кричат "мы здесь власть!" и посмотрим на реакцию Гаранта...
  3. -2
    5 июля 2024 12:51
    С морскими беспилотниками хорошо справляются и вертолёты берегового базирования.
    А для постановки морских мин надо подходить довольно близко к берегу. Это делает вертолёт прекрасной целью для укроПВО. Посреди моря Ми 14 будут как таракан посреди пустого стола.
    1. +2
      5 июля 2024 13:17
      А для постановки морских мин надо подходить довольно близко к берегу.

      Кому надо подходить? Украм? Они вовсю шныряют возле крымского побережья. Вскоре будут ставить мины с подводных беспилотников

      Это делает вертолёт прекрасной целью для укроПВО

      Что ЭТО? Где укроПВО возле российского побережья?

      Посреди моря Ми 14 будут как таракан посреди пустого стола.

      И зачем выводить одинокий вертолет без прикрытия посреди моря? Это такая уникальная российская военно-морская школа? Типа операции по захвату и попытке удержания острова Змеиный без авиационной поддержки?
    2. 0
      5 июля 2024 14:39
      совершенно верно! т.к. у хохлов в стае уже 1 дрон будет с ПЗРК.
    3. +1
      7 июля 2024 13:39
      Вы наверно единомышленик тех кто угробил экранопланы.....
  4. -1
    5 июля 2024 13:23
    Да че уж там ! Денег куры не клюют .
    Все чего разрабатывалось и производилось в НИИ ( при союзе и вобще..).
    Должно пригодится или пригодится и нужно вернуть и в три раза увеличить.
  5. +2
    5 июля 2024 13:33
    У Ми-14 самая большая проблема, это низкая плавучесть, много сковырнулось при взлете, видос смотрел, жалко пилот не опытный, воткнул нос в воду, а экипаж на его ответственности висит, Ми-14 надо к носу еще метр добавить лодки, думаю, это решит проблему и за одно туда радар помощнее встанет, а так вертолёт неплохой, мне Ми-8 понравился, на 160 км/ч вообще никаких вибраций нет, приятно летать
    1. +3
      5 июля 2024 13:50
      Совершенно правильно рассуждаете, нужны амфибийные вертолёты следующего поколения, избавленные от изъянов, и не надо привязываться к морально и технически устаревшим вертолётам.. Задач для амфибийных вертолётов достаточно, от спасательных на воде, до транспортных и прочих. Амфибийные вертолёты создадут небольшую часть вертолётного парка водных зон, но необходимую для разных задач
      1. +1
        5 июля 2024 21:56
        Добавление. На сегодня есть более необходимые изделия, нежели амфибийные вертолёты, которых выпуск может подождать. Задачи амфибийных могут решать обычные вертолёты.
  6. +3
    5 июля 2024 13:50
    Опять мечты о том ,чего нет.
    " они сняты и с производства, и с вооружения ВМФ РФ."
    "Предполагалось, ..." - все же понимают ,кто там рулит...
    и врядли 60 летнюю модель вертолёта смогут так просто запуттитьь , даже модернизированную....
    Самолеты-амфибии да экранопланы так и не смогли серийно, несмотря на 15ти-летнее вот-вот, вот-вот...
  7. 0
    5 июля 2024 18:07
    В отличие от кораблей-тральщиков, требуемое количество винтокрылых машин можно получить в более разумные сроки.

    - например в какие? все заводы нынче заняты, с высококвалифицированными кадрами тоже проблемы
  8. +1
    5 июля 2024 18:29
    Нужны вертолеты-амфибии Ми-14 ?
    Передайте их изготовление в Белоруссию.
    И получите вертолёты.
    1. 0
      6 июля 2024 10:55
      И где они будут проводить их испытания ? В корыте с водой ?
  9. +1
    6 июля 2024 10:54
    Они наши воды минируют, а мы их боимся потому, что там иностранные суда зерно себе вывозят.
  10. +1
    7 июля 2024 06:33
    А хотите я вам художественный свист исполню ?
    Хотите...
  11. +1
    9 июля 2024 01:15
    Все военное СССР наполовину разрушили (в том числе и на заводах-производителях), учиредили и открыли ненужных 300 банков по стране, а 300 заводов закрыли. Гениально! (США ничего не закрывало по линии ВПК, только снизили цепочки заказов). И до сих пор эти люди управляют страной! И говорят - всё хорошо! (Кое кто смотался из России, все вице премьеры поменялись и разьехались по миру....)
    1. 0
      9 июля 2024 12:03
      Вы правы к величайшему сожалению. Ненационально ориентированное правительство в РФ.
    2. +1
      6 августа 2024 06:38
      Цитата: art573
      И до сих пор эти люди управляют страной! И говорят - всё хорошо!

      Припомнилась крылатая фраза - "каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает". Может быть, именно в этом великая сермяжная правда?!
  12. 0
    9 июля 2024 12:02
    Потому как нужны и чаво их выпускать перестовали как и планировать развитие экономики?!
  13. +1
    6 августа 2024 06:34
    Вертолет-амфибия для ВМФ необходим, но врядли для этого подойдет Ми-14, т.е. оморяченный Ми-8 выпускающийся аж с 60-х годов. Он давно устарел и даже постоянные попытки модернизировать его уже не дают результата. Почему бы не попробовать адаптировать для этой роли новый Ми-38?