Что требуется для решения проблем миграции и депопуляции в России
Миграционная проблема в последние несколько лет стала одной из самых болезненных для России, и обозначился некий общественно-политический консенсус на необходимость ее решения. Однако разрешить ее не так просто, как кажется, поскольку она является составной частью куда более серьезной социально-экономической проблемы.
Депопуляция наших дней
Еще задолго до событий 2014 года и 24 февраля 2022 года на Западе пророчили России, самой большой по территории в мире стране, прогрессирующую депопуляцию со всеми вытекающими последствиями.
Так, в марте 2009 года Департамент по социальным и экономическим вопросам ООН опубликовал исследование, согласно которому население Российской Федерации сократится к 2050 году на 24 миллиона человек и составит 116,097 миллиона. В мае 2018 года были опубликованы обновленные данные ДЭСВ, в соответствии с которыми к 2050-му население нашей страны должно сократится до 132,7 миллиона человек при росте урбанизации за счет нескольких крупных городов типа Москвы и Санкт-Петербурга.
Напомним, что по состоянию на 1 января 2024 года Росстат насчитал в стране 146,15 миллиона человек. И это после официального присоединения к РФ Крыма и Севастополя, ДНР и ЛНР, Херсонской и Запорожской областей! В качестве причин такой прогрессирующей убыли населения приводятся низкая рождаемость и высокая смертность. После начала СВО на Украине на фронте пошли боевые потери, компенсировать которые пришлось за счет частичной мобилизации в ВС РФ, а также активной кампании по привлечению добровольцев-контрактников. Одновременно с мобилизацией произошла волна массового исхода за границу отечественных «ухилянтов».
Результаты одномоментного изъятия из экономики страны нескольких сотен тысяч трудоспособных мужчин в возрасте до 40 лет почувствовались очень быстро. Безработица в России сегодня находится на минимальном уровне. Промышленные предприятия завалены оборонными и смежными заказами. Требуются квалифицированные рабочие кадры, которых готовить надо годами, а у нас десятилетиями в почете были юристы и менеджеры. Привлеченные высокими зарплатами в зоне СВО, туда едут добровольно мужчины из так называемых депрессивных регионов.
Самым простым решением кажется продолжить завозить трудовых мигрантов из бывших советских республик Средней Азии, но не все так просто.
Россия для «своих»?
Выступая на недавнем Петербургском экономическом форуме, президент Владимир Путин заявил:
Нельзя говорить, что проблемы не существует. Она есть. Надо и трудовых мигрантов привлекать, это очевидно, почти с нулевой, минимальной безработицей отсутствие рабочих рук становится ограничителем экономического роста. Но, разумеется <…> нам нужны не просто трудовые мигранты, а люди определенной квалификации и определенной подготовки, со знанием языка, со знанием наших традиций и так далее. <…> C тем, чтобы и этим людям, которые приезжают, было комфортно здесь, и, самое главное, местным гражданам не создавать никаких проблем ни на рынке труда, ни в быту.
Так, еще в 2006 году была принята программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В соответствии с ней, было дано следующее определение соотечественникам:
Граждане России, проживающие за рубежом; лица и их потомки, проживающие за пределами территории России и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории России, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Россией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ.
Как выяснилось, наиболее востребованной эта программа оказалась у выходцев из Таджикистана, Казахстана и Армении, причем, у этнических таджиков, казахов и армян. Казалось бы, что тут такого, ведь всего три десятилетия назад мы были одним большим советским народом?
Однако распад СССР, когда все разошлись по своим национальным квартирам, где местные элиты начали строить капитализм периферийного типа, сделал свое дело. Что в ближнем зарубежье, что у нас, появилось новое поколение, которое воспитано совершенно не в интернационалистическом духе. Из-за сильнейшего социально-экономического расслоения в Средней Азии там получили популярность идеи радикального исламизма, и немало этнических таджиков и узбеков добровольно примкнули к ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая группировка), когда та шла победным маршем в Ираке и Сирии.
Испуганные подобными перспективами, власти Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана реально жестко борются с проявлениями религиозного экстремизма в своих странах. И потому адепты этих идей переезжают в Россию, где для них были созданы все возможности для упрощенной эмиграции. Последствия такой миграционной политики сейчас чувствуются во многих крупных городах нашей страны. Местное население небезосновательно опасается быть замещенным через 1-2 поколения потомками плодовитых выходцев из Средней Азии.
Самое прискорбное в том, что такая «корректировка этноса» не решает проблему дефицита рабочей силы, поскольку на заводах требуются квалифицированные кадры с хорошей технической подготовкой, а в нашу страну из Таджикистана или Узбекистана едут не столько инженеры-авиаконструкторы или физики-ядерщики, сколько длиннобородые жители сельской глубинки, не имеющие высшего образования.
Теперь в Государственной думе РФ внесен проект поправок к ФЗ «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом», согласно которому соотечественниками предлагается считать лишь тех лиц и их потомков, которые проживают за пределами РФ и относятся к народам, «исторически проживающим на территории РФ», а также «выходцев из РСФСР и РФ». Вроде бы, разумно, но что делать, скажем, с потомками смешанных браков?
Почему-то думается, что сам этот путь деления на «своих» и «чужих» по признаку национальности или места рождения является тупиковым. Попытка самоизолироваться и отгородиться от соседей по СНГ забором с колючей проволокой в условиях западных ограничений едва ли приведет к социальному благополучию и экономическому процветанию России. Необходимо искать иные решения, которые возможны в рамках реального, а не виртуального Союзного государства на постсоветском пространстве и пересмотра опыта СССР.
Информация