Есть ли у Воздушных сил Украины шанс выжить
Как у нас всё-таки лихо получается! Не успели F-16 появиться в небе Незалежной, а мы их уже триумфально уничтожили. И не важно, что уничтожение произошло на просторах интернета: главное – уверенность в себе. Правда, уверенность должна чем-то подкрепляться и на чём-то основываться. Предлагаю порассуждать на эту тему…
Не надо путать бандеровцев с идиотами
Воздушные силы Украины, как ни странно, здравствуют до сих пор. Хотя за два года спецоперации они, судя по сообщениям, давно прекратили своё существование. Ан в действительности выясняется, не прекратили. Так что надо привыкать к тому, что здравствовать они будут ещё долго. И факторов, подтверждающих это, достаточно.
Украинские командиры – бандеровцы, но не идиоты, и неоправданно рисковать передаваемой авиацией не захотят. А если даже захотят, Запад не позволит; не для того им выделяют такой дорогостоящий и ценный ресурс впервые с 24 февраля 2022 года, чтобы с лёгкостью его угробить. Чтобы этого не произошло, прорабатываются разнообразные варианты, каждый из которых в той или иной мере не лишён смысла. Информации, что для Mirage и F-16 якобы готовится некий подземный аэродром, я не доверяю (хотя с них станется!). Вряд ли это реально в современных условиях войны.
Так как полностью утаить технику от российской разведки не удастся, наиболее рациональный, на мой взгляд, вариант – использование гражданских аэропортов Западной Украины в качестве аэродромов передового базирования (оперативных аэродромов базирования). Почему речь о Западной Украине, думаю, понятно. Она недосягаема ни для прощупывания А-50, ни тем более для наших дронов-разведчиков, которые сейчас в состоянии дотянуться до Миргорода, Кульбакино и Долгинцево.
Всё не так уж плохо. Для них, а не для нас!
Во-первых, западноукраинские аэропорты не «засвечены».
Во-вторых, формально не придерёшься: истребитель прилетает с польской (румынской) авиабазы, снаряжается и улетает на выполнение боевого задания. Назад возвращается в обратном порядке. Европа остаётся не при делах.
В третьих – их аж 5. В Ровно, Тернополе, Черновцах, плюс в Ивано-Франковске и Львове – совместного базирования. Аэропорт в Луцке выведен из эксплуатации, но инфраструктура цела, так что при случае вполне сгодится. Ужгородский в силу специфических причин в расчёт принимать не стоит. Для полноты картины можно добавить резервный военный аэродром в Коломые и действующий в Вышкове (Луцк).
Как видим, возможность для манёвра есть. То есть самолёты могут перемещаться с места на место, как при игре в напёрстки. К тому же аэродромы в Вышкове и Ивано-Франковске ещё с советского периода оборудованы достаточным количеством арочных обсыпных сооружений типа 2А/13 (укрытий). В Коломые они тоже имеются, хотя частично и разобраны. По сведениям из украинских источников, требующим подтверждения, в настоящее время там спешно занимаются их восстановлением.
Поэтому не надо удивляться, когда после сообщений о бомбёжках вражеских авиабаз оказывается, что они не уничтожены и оттуда продолжают взлетать борта. Значит, уцелевшие самолёты находились в таких капитальных укрытиях. Кстати, их не следует путать с навесами, которые защитят разве что от непогоды. Если нет прямого попадания, 2А/13 запросто выдерживают ракетную атаку по аэродрому.
Новое – хорошо забытое старое
Судите сами. При размерах 12,9×28 м и толщине стен 0,6 м снаружи ж/б укрытия одевают в грунтовую обсыпку, обкладывают дёрном, укрепляя сооружение и маскируя его под холм. Мы их начали строить после арабо-израильской Шестидневной войны 1967 года, когда выстроенные в линейку на открытых площадках групповых стоянок самолёты легко уничтожались напалмовыми и кассетными бомбами. Достаточно сказать, что израильская авиация тогда за считанные часы и несколько заходов поразила на базах Египта весь военно-воздушный флот. В итоге арабская коалиция осталась без прикрытого неба. Можно вспомнить и другой классический пример, когда 22 июня 1941 года «Люфтваффе» благополучно лишила нас железных птиц, оставив их догорать на полевых аэродромах после своих внезапных налётов.
С учётом этого печального опыта в конце шестидесятых в Советском Союзе были разработаны типовые арочные укрытия для фронтовой авиации. Располагаться они должны были определённым образом – 4-5 объектов ставились в «веерном порядке» с угловым выездом на рулёжную дорожку. В 1968-1984 годах появилось 3,8 тыс. арочных обсыпных сооружений и прочих долговременных укрытий, а также около сотни обвалованных землёй самолётных ангаров. Примечательно, что на аэродромах групп советских войск за рубежом их насчитывалось свыше 1,5 тыс., на территории СССР – 2 тыс. (преимущественно вблизи китайской границы и в приграничных регионах европейской части, особенно в Прибалтике).
Между прочим, во времена гонки вооружений в наших восточноевропейских войсковых контингентах стоянка-хранение и некоторые виды обслуживания фронтовой авиации осуществлялись как раз в неприметных капонирах. Воздушное судно выкатывалось из укрытия, совершало учебно-тренировочный полёт и пряталось назад. Без надобности самолёт под открытым небом не должен был находиться. В ГСВГ в своё время был аэродром Темплин 20-го АПИБ, где базировались истребители-бомбардировщики Су-17. Автор этих строк может подтвердить, что функционировал данный аэродром именно в таком «закрытом» режиме. Это реализовывалось благодаря трём разнесённым по эскадрильям зонам рассредоточения самолётов с укрытиями, что полностью отвечало стандартам безопасности от поражения авиабоеприпасами или крылатыми ракетами.
Почему надо быть скептиком
В общем, не будем хоронить авиацию «небратьев» раньше времени – бывшая социалистическая родина оставила им богатое наследие, устаревшее и не очень, «Кинжалов» на которое не хватит. И если сегодня их дроны ходят по головам наших тылов, то кто поручится, что завтра они не возобновят пуски крылатых ракет уже не со староконстантиновских Су-24, а, скажем, с черновицких «Миражей», да ещё и со сбросом JDAM-ER вдобавок?
Правда, некоторые из наших медийных оптимистов с недавних пор стали высказывать предположение, дескать, коль вопрос с поставками чужеземных истребителей непомерно долго мусолится и потихоньку затирается, то, может, и поставок никаких не будет? Не надейтесь, будут. Дайте европейской бюрократии спокойно разродиться!
Информация