Вслед за «Суперджетом» американцы «подбили» и наш МС-21

13
И снова мы вынужденно возвращаемся к теме использования иностранных комплектующих в российской технике. Буквально несколько дней назад мы рассказывали о том, что Минфин США запретил России продавать в Иран «российские» лайнеры «Сухой Суперджет-100», оказавшиеся более чем на пятую часть состоящими из американских комплектующих. Всего же эта «надежда российского авиастроения» изначально по проекту состояла из импортных компонентов на 72%! Мы сразу оговорились, что ровно те же проблемы будут ждать и очередную «надежду российского авиастроения» - перспективный лайнер МС-21. Увы, но так и вышло.





МС-21 идет той же «кривой дорожкой», что и крайне проблемный «Суперджет». Заявленные его характеристики довольно хороши, но этот среднемагистральный самолет состоит из импортных комплектующих на 40%. Безумные российские менеджеры проекта вообще додумались проектировать лайнер под американские авиадвигатели компании «Пратт-Уитни», о чем мы также уже рассказывали. Работа над лайнером ведется с 2008 года, и бюджет составил невероятные 438 миллиардов рублей. За эти деньги по итогам 10 лет работы было создано лишь три опытных образца.

На данный момент стало известно, что США решили «подрезать» МС-21 крылья, в прямом и переносном смысле. Одним из основных преимуществ среднемагистрального лайнера называлось его композитное крыло, которое существенно уменьшало вес и позволяло сделать пассажирский салон более широким и комфортабельным. Что сделали американцы? Они обложили санкциями отечественных производителей композитных материалов, а также ввели запрет своим и японским компаниям поставлять компоненты, из которых производятся крылья и кили МС-21, в Россию. По щелчку пальцев из Вашингтона результат 10-летней работы был перечеркнут.

Российские чиновники от авиастроения бодрятся, обещая решить проблему и создать самолет, но даже они оговариваются, что его запуск может быть отложен на годы. Какие же есть варианты?

Китайские композиты

Можно начать закупать материалы в КНР, но эксперты заранее предупреждают, что их качество не на высоте. Китайские композиты будут в два раза толще и тяжелее американских и японских. Использование таких материалов в крыльях и киле изменит в худшую сторону характеристики МС-21, заодно создаст зависимость от поставок уже из Китая.

Российские композиты

Проблема в том, что соответствующих предприятий в нашей стране пока нет. Компания Umatex, входящая в «Росатом», пообещала подключиться к разработке. Но сколько в наших реалиях займет развертывание высокотехнологичного производства практически с нуля? И насколько это удорожит весь проект МС-21 и конечную стоимость каждого самолета, выкатывающегося из ангара?

Заменить композит на металл

Этот вариант предложили в ЦАГИ. Схема рабочая, но означает перепроектирование МС-21, и, как следствие, увеличение сроков и стоимости проекта, а также ликвидацию заявленных первоначально преимуществ в виде облегченных крыльев и киля и более широкого салона.

Безусловно, все эти проблемы можно будет в итоге решить. Правда, это будет долго, и станет еще дороже. Вопрос в причинах подобной ситуации. Либеральные экономисты и так называемые «эксперты» десятилетиями нам снисходительно объясняли, насколько это умно интегрироваться в западные производственные цепочки, покупать готовые комплектующие вместо того, чтобы долго и муторно строить заводы у себя под «малые серии». Вот и «доинтегрировались».

Известен такой демагогический прием, когда «эксперты» ссылаются на «Боинг» или «Аэрбас», дескать, те же участвуют в международной системе разделения труда, чем Россия хуже? Но в том и дело, что американский «Боинг» находится «под крышей» Минфина США, Госдепа США, Пентагона и Белого дома. По щелчку пальцев из Вашингтона был введен запрет на поставку «Суперджетов» в Иран, закрыт доступ к композитным материалам для МС-21. Решат отечественные производители эти проблемы, тогда запретят поставки американских и французских авиадвигателей для «Суперджета» и МС-21, и самолеты придется вновь перепроектировать, затягивая процесс на годы и вновь залезая в карман государства.

И когда эти, ставшие уже «золотыми», лайнеры попадут на рынок, окажется, что они все равно неконкурентопособны с американскими европейскими самолетами, поскольку отсутствует развитая сервисная сеть по всему миру, которую необходимо создавать годами. Вся эта ситуация с западными комплектующими - часть большой беды России под названием некомпетентность руководства на всех уровнях, которое мужественно борется с проблемами, его же решениями и порожденными. Причем некомпетентность – это еще самое мягкое объяснение из возможных.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    11 января 2019 12:58
    Ну очень плодовитый автор, к сожалению болен копирастией, причем вполне определенных источников. Говорила Аленушка: "не пей из копытца, козленочком станешь". По всем поднятым вопросам уже были адекватные ответы, увы.
    1. 0
      18 января 2019 22:04
      Kak vi skazali uje otvetili, a otvet eto tolko slava. A skolko deneg bilo potracheno? Kto za potrachenie miliardi nakazan? Kto? Apyat eti pindosi? Davayte tagda na zlo pindosam pokupat aktci kaznacheystvo,
  2. Dan
    -4
    11 января 2019 13:43
    Вся эта ситуация с западными комплектующими - часть большой беды России под названием некомпетентность руководства на всех уровнях, которое мужественно борется с проблемами, его же решениями и порожденными.

    Автор, похоже, намеренно провоцирует неприятие населением своего правительства. Может Вас, господин Маржецкий, в премьеры предложить? Вы то точно знаете, где и что строить, как покупать, с кем договариваться.!!! Может от Вас какое-то предостережение прозвучало при заключении договоров поставки химии от США или Японии? Или можете убедительно доказать, что страна в 147 млн жителей в состоянии жить и развиваться в полной авторкии, без внешних экономических связей? Нет? Задолбали "посторонние", плюющие в каждый котелок am
  3. -1
    11 января 2019 15:37
    А не проще ли послать пенд.осаф куда подальше, растоптать их правила игры и продавать самолеты без их согласия. В чем дело. Они прикрываясь словами свобода и демократия, от которых идет рвотный рефлекс, совершили с десяток майданов, почему бы и нам не вытереть ноги об них санкции, ну можно и об их флажок
    1. Dan
      +2
      12 января 2019 06:49
      Цитата: Толик_74
      А не проще ли послать пенд.осаф куда подальше, растоптать их правила игры и продавать самолеты без их согласия.

      Зайдите на сайт Сухого, там уже давно рассказано подробно, что и кому он продает. Договоры и Ираном заключены и выполняются. Там все хорошо.
  4. +3
    11 января 2019 15:49
    Цитата: Dan
    Может Вас, господин Маржецкий, в премьеры предложить? Вы то точно знаете, где и что строить, как покупать, с кем договариваться.!!!

    Попробуйте. Хуже Медвеева сложно быть smile
    1. Dan
      0
      12 января 2019 07:02
      Цитата: УралРеп
      Хуже Медвеева сложно быть

      Но Вы стараетесь? Или Вы лучше? Тогда что Вы тут делаете, а не в правительстве, хотя бы своего субъекта? Может я и конченный, но Вы то - балабол еще тот, при том, что понятий об экономике у Вас не много. За все население говорить не стоит. Оно разное, и вряд ли с Вами согласно, особенно думающая часть.

      Ну вот вам конкретно в лицо американцы плюнули, наложив санкции на два авиационных проекта

      Предлагаете войну им объявить? Вот Вы, конкретно? В конечном итоге, скорее, так и случится. Но мы под санкциями США были всегда. Кстати, в результате таких санкций (в числе прочих причин) в СССР от голода умирали в начале 30-х тогда США отказались даже за золото нам хлеб продать. Так что бывало и хуже. Я не говорю, что это нормально, просто надо на мир смотреть трезво и стараться хоть чуть-чуть его реалии познавать.
      1. 0
        18 января 2019 22:08
        Vaynu nenado obyavlyat, No xot kaznacheyskie bileti nepokupat.
  5. +2
    11 января 2019 15:54
    Цитата: Dan
    Может от Вас какое-то предостережение прозвучало при заключении договоров поставки химии от США или Японии?

    Вы сам понимаете, что пишете? У Правительства своя голова есть или нет? Это, кстати, все одни и те же люди, пересаживающиеся из кресла в кресло. Где их миллионы экспертов и разведчиков с аналитиками? Или они просто не своим делом занимаются?

    Автор, похоже, намеренно провоцирует неприятие населением своего правительства

    О, как. А что, наше население прям принимает правительство Медведева, что его надо на что-то там провоцировать? Или правительство своей деятельностью само провоцирует население на неприятие себя? А писать правду, это значит провоцировать или просто писать правду?
  6. +2
    11 января 2019 15:56
    Цитата: Dan
    Или можете убедительно доказать, что страна в 147 млн жителей в состоянии жить и развиваться в полной авторкии, без внешних экономических связей? Нет? Задолбали "посторонние", плюющие в каждый котелок

    Любезный! Вы в каком мире живете? Ну вот вам конкретно в лицо американцы плюнули, наложив санкции на два авиационных проекта. Захотят, наложат еще много на что, импортных комплектующих везде полно. Не хотите строить авторкию, живите с "внешними экономическими связями". Но если вас пример Суперджета и МС-21 ничему не учит, то вы конченый.
  7. 0
    11 января 2019 15:57
    Цитата: nov_tech.vrn
    к сожалению болен копирастией, причем вполне определенных источников

    Поконкретнее можно?
  8. +1
    12 января 2019 01:45
    об путинскую россию американцы вытерают ноги, но путин всё равно герой народ ему верит на все 67%
  9. 0
    12 января 2019 01:46
    и эти ещё и острова хотят?