Катастрофа Superjet 100 ставит вопрос о безопасности западной авиатехники в РФ

24

Накануне, 12 июля 2024 года, неподалеку от подмосковной Коломны потерпел крушение пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100, принадлежавший госкорпорации «Газпром». По счастью, на его борту не было пассажиров, но это уже третья авиакатастрофа самолетов данного типа с человеческими жертвами, которая ставит очень серьезные вопросы.

Он упал


По данным СМИ, Superjet 100 совершал технический рейс после прохождения планового ремонта двигателей в Луховицах с тремя членами экипажа. На момент катастрофы он эксплуатировался уже десять лет. По злой иронии судьбы, крушение, по всей видимости, было связано с проблемами именно в силовой установке.



Так, популярный Телеграм-канал SHOT опубликовал страшные кадры записи того, как ближнемагистральный лайнер падает почти вертикально:

Публикуем момент крушения Sukhoi Superjet 100 над лесополосой в подмосковной Коломне. Как ранее писал SHOT, авиакатастрофа произошла сегодня в 14:50. Причиной крушения борта мог стать одновременный отказ двух двигателей. На борту находилось три члена экипажа: 53-летний КВС Евгений Булавко, который увел самолет в лесной массив от жилого сектора, второй пилот — 53-летний Владислав Харламов и 44-летний бортпроводник Максим Лукманов. Все они погибли.

Одновременный отказ сразу двух двигателей на самолете, только что прошедшем их ремонт, представляет собой крайне редкую ситуацию. Даже отказ одного из двигателей вовсе не означает неизбежность авиакатастрофы, поскольку самолет вполне благополучно может долететь и приземлиться на втором. Что же приключилось?

Как уже было отмечено, Sukhoi Superjet 100 был произведен в 2014 году. 10-летний возраст сам по себе ничего не значит, поскольку при нормальном своевременном техническом обслуживании лайнеры спокойно могут летать по 20-30 лет. Потому самым простым объяснением пока что кажется указать на французские двигатели SaM146.

SaMи по себе


Как известно, Sukhoi Superjet 100 разрабатывался в чрезвычайно широкой международной кооперации, что якобы должно было облегчить его сертификацию и выход на мировой рынок. Из-за этого самолет в базовой версии, по сути, представляет собой конструктор из импортных комплектующих, доля которых достигала трех четвертей.

Самым проблемным местом после введения западных санкций в отношении отечественного авиастроения стала силовая установка, а именно турбовентиляторный двигатель PowerJet SaM146 (СМ 146). Его разработчиком является компания PowerJet S.A., франко-российское совместное предприятие, учрежденное НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma, с офисом во Франции по адресу: Париж, бульвар Марсиал Вален, дом 2.

Доля НПО «Сатурн» в совместном предприятии составляет 49,84 %, а в общем объеме работ над двигателем SaM146 — около 38 %. Российская сторона изготавливала «холодную» часть двигателя (вентилятор и турбину низкого давления) и выполняла общую сборку, а французская отвечала за «горячую» часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. Однако, несмотря на фирменное европейское качество, в ходе эксплуатации российских ближнемагистральных лайнеров выявилось множество проблем именно во французской части силовой установки, из-за чего Superjet 100 подолгу стоял на земле, дожидаясь поставок комплектующих для ремонта двигателя.

Собственно говоря, это было одной из основных причин коммерческого провала нашего самолета за рубежом, от которого один за другим отказались все иностранные авиаперевозчики. Было ли это проявлением недобросовестной конкуренции со стороны европейских и американских партнеров, участвовавших в разработке Superjet 100, должны разбираться компетентные органы. Но непреложный факт заключается в том, что введение западных санкций поставило под вопрос само дальнейшее будущее этого ближнемагистрального лайнера.

В частности, с февраля 2022 года французские партнеры перестали производить поставки компонентов и техническое обслуживание двигателей SaM146. До этого они поставлялись в собранном виде либо также заменялись по гарантии. А дальше начинается самое интересное. В апреле 2023 года Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) написала коллективное обращение в Минтранс с просьбой обратиться в правительство «с предложением наделить предприятие «ОДК-Сатурн» полномочиями разработчика двигателя SaM146, установленного на SSJ 100».

Дело в том, что в июне 2022 года «ОДК-Сатурн» получило в Росавиации сертификат разработчика модификаций двигателя SaM146, который отвечает только за второстепенные изменения: работы по обновлению каталогов запасных частей, выпуск сервисных бюллетеней, уточнение ремонтной документации и т.д. Получение статуса разработчика двигателя означало бы перенос на российское ПАО всей полноты ответственности за все: восстановление летного ресурса, продление ресурса и прочие работы с ним, не предусмотренные эксплуатационной документацией.

По понятной причине, в «ОДК-Сатурн» не пришли в восторг от такой инициативы, поскольку изначально компетенции французской и российской стороны по производству силовой установки были распределены, и «горячая» ее часть в нашей стране не производится. Подробнее об этой истории можно почитать на «Коммерсанте». Вопрос в том, кто за что тогда реально отвечает?

В конкретных причинах авиакатастрофы 12 июля 2024 года разберутся эксперты и следователи. Не исключено, что на малой высоте в оба двигателя просто попала стая птиц, что стало для лайнера роковым. Тем не менее, проблема с западной авиатехникой, оставшейся без оригинальных комплектующих и планового технического обслуживания, не только актуальна, но и будет непрерывно обостряться с течением времени. Помимо «авиаконструкторов», это еще сотни лайнеров Boeing и Airbus.

Некоторую надежду дает лишь то, что одновременно с паданием не импортозамещенного Superjet 100 успешный испытательный полет совершила его импортозамещенная, локализованная версия с отечественным двигателем ПД-8.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    13 июля 2024 11:21
    Так это проблемы не только Суперджета, но и Боингов, и Эйрбасов. Обслуживание. Надо привыкать, что полёт- лотерея.
  2. +19
    13 июля 2024 11:42
    Всему виной стремление к «международной сертификации», любой ценой выйти на зарубежные рынки, когда в самой России просто море маршрутов. В своё время СССР полностью обеспечивал авиационное сообщение внутри страны на собственной производственной базе не заморачиваясь на некую «сертификацию»
    1. +16
      13 июля 2024 13:31
      В свое время 25-30% ВСЕХ авиаперевозок мира обеспечивал СССР.

      А потом пришли гайдары, путины, медведевы, погосяны... И самолеты превратились в калоши
  3. +18
    13 июля 2024 11:43
    Эксперты должны в первую очередь разобраться, как получилось, что мы лишились мощнейшего отечественного авиастроения и пересели целиком на западные образцы? Кто конкретно это всё санкционировал и проделал? Причём эксперты - обязательно должны быть из воссозданного НКВД. Хотя - глядя на происходящее в стране приходишь к выводу что тут пожалуй и Святую Инквизицию подключать пора. Одно НКВД с этими упырями может уже и не справиться...
    1. +1
      13 июля 2024 13:32
      Предлагаете еще и эту сферу ООО гундяй отдать? Нет уж, спасибо
      1. +2
        13 июля 2024 14:40
        Да мне по фиг, кто конкретно эту нечисть на костёр отправит...
    2. +1
      13 июля 2024 19:09
      Чубайс во всём виноват. Но он того - тю-тю
      1. +1
        14 июля 2024 12:45
        Так посмотри ещё на одного виновника в зеркало - он точно не тю-тю !
        1. -1
          14 июля 2024 21:44
          Шуток не понимаешь. Это ж ЕБНа слова
    3. +2
      14 июля 2024 12:42
      Цитата: Paul3390
      Эксперты должны в первую очередь разобраться, как получилось

      Одновременный отказ сразу двух двигателей на самолете - это вопрос вопросительный и о самолёте и о двигателях кстати и о птичках тоже - так что пока лучше разумно молчать, чем глупо говорить! А то стадо "экспертов" и примкнувшим к ним пилотов обоссанных диванов возбудилось и понесло "белую горячку" о всём и обо всех!
  4. +8
    13 июля 2024 11:49
    Чтож
    В свое время удивило интервью Толобоева, летчика -испытателя и т.п.
    Что власти-бизнесмены своими руками гробят Авиацию , все валят на запад, а сами изподтишка, с непиарных аэродромов , оттуда принимают западные рейсы....
    1. +1
      13 июля 2024 12:06
      Цитата: Сергей Латышев
      а сами из под тишка, с непиарных аэродромов , оттуда принимают рейсы...

      Исподтишка!!!
      1. Скрытно, незаметно
      2. Внезапно, неожиданно
      1. +1
        13 июля 2024 12:08
        именно! Спасибо
      2. 0
        14 июля 2024 12:48
        Да отродясь такого не бывало, и опять то же самое - "писец" подкрался незаметно!
  5. Комментарий был удален.
  6. +2
    13 июля 2024 13:08
    Да ладно, к 2030-му году в России будет 600 новых авиалайнеров! Своих , без единой иностранной запчасти. Недолго потерпеть - оглянуться не успеешь. Вон СВО уж скоро три года, а как вчера началась..
  7. +3
    13 июля 2024 14:35
    Подруга жены, работает распорядителем работ на Уфимском моторостроительном производственном объединений, по русский развозит на тележки лопатки для двигателей.Знаете, сколько она получает ? 27000 рублей...... Сейчас объявили, что УМПО, поставлена задача, резко нарастить производство двигателей и для этого надо набрать дополнительно 5000 человек, мол зарплата 100 000, которую уже высмеяли местные работники, как пишут в местных сайтах, что бы получить больше 70 000 рублей, надо работать без выходных и сверхурочно.
    1. +2
      14 июля 2024 10:31
      Думаете на "Пермских моторах" по другому?Наебывают работяг как хотят "эффективные манагеры"
  8. -1
    13 июля 2024 18:31
    Нынешние проблемы этого самолёта в первую очередь обусловлены проблемами его обслуживания!
    1. +1
      14 июля 2024 09:43
      обусловлены проблемами его обслуживания!,,
      Проблемы обусловлены, наличием ,,эффективных,, менеджеров.
  9. +2
    14 июля 2024 13:50
    Я бы не стал кипятить Суперджет. Имеем за все время 3 катастрофы:
    9 мая 2012 под Джакартой - столкновение с горой из за ошибки диспетчера
    5 мая 2019 в Шереметьево - грубая посадка из за неумехи-пилота. Пилот сел на 6 лет
    Ну и 12 июля 2024. Первые две катастрофы - не по вине техники, в чистом виде человеческий фактор. Тупой диспетчер и летчик - недолетчик. Недавняя катастрофа - ее еще предстоит расследовать, но версия со стаей птиц точно одна из. Проблемы Суперджета были прежде всего в снабжении запчастями. Боинг обещал Сухому, что позволит суперджету войти в свою систему логистики, и даже участвовал в разработке, а потом кинул. Как ранее полосатые кинули Ильюшина с движками Пратт Уитни для Ил-96. Вот и намыкался суперджет, выстраивая логистику и сервис с нуля. Сейчас на крыле около 200 бортов и они реально много летают. Дождемся результатов расследования.
  10. +1
    14 июля 2024 14:58
    Настоящей целью настоящих буржуинских было умерщвление всех высокотехнологичных отраслей в империи зла, а для своих буржуинских за такую “интеграцию” была конфетка в виде возможности пожить в лондонах со всем непосильным трудом уворованным добром. За четверть века сидения перманентного гаранта не одно поколение квалифицированных кадров в разных отраслях успело досрочно состариться и в бедности в мир иной уйти. Теперь, когда этих гигантов мысли в лондонах ограбили и сказали что в морг пора, эти интеграторы не унывают и готовы возглавить борьбу осажденной крепости, в тайне, все еще надеясь вернуть свой золотой лондонский век. А вот зачем они нужны остальным 99,9% не своим буржуинским непонятно.
    1. 0
      15 июля 2024 11:51
      Спасибо за коммент...я бы многое мог добавить, но и этого хватит
  11. 0
    14 июля 2024 22:08
    Космос-авария, ил -авария!м-21 не летает, суперджет с попыткой импортозамещения.. 30 лет на подачках запада внахаляву на готовое.. свое то разучились.. Жаль...очень жаль.. Теперь зад всем рвут с импортазмещением. Но хоть мозг врубили либералы.. Чудес не бывает ..деньги инвестировать надо 10 и лет и будет толк..а раньше ну ни какак,только обман народа
  12. HJP
    0
    15 июля 2024 00:24
    Почему то про топливо никто не говорит.
    Отказ одновременно обоих двигателей невероятен.
    Но если в них залили неподходящее топливо, то вполне возможен.