Чем ответит Россия на появление у ВВС Украины авиабомб с дальностью до 500 км
Спустя два с половиной года СВО на Украине, к сожалению, превратилась в полноценную «войну городов» со взаимными обменами ударами по военной и гражданской инфраструктуре дальнобойными вооружениями. Пока что российская армия превосходит украинскую по номенклатуре применяемых высокоточных боеприпасов, но только пока.
Сверхнизкобюджетная, крылатая
Несколько дней назад в зарубежной прессе появилась информация о том, что ВВС США поставили задачу разработать новое средство поражения авиационного базирования под названием ERAM («Ударный боеприпас повышенной дальности»). При этом не скрывается, что конечным получателем его станут ВВС Украины, а значит, полетит он по целям в России и ее войскам.
Известно, что перспективный боеприпас будет разработан на базе старой свободнопадающей авиабомбы Mark 82. Несмотря на это, ожидаемые тактико-технические характеристики ERAM уже заранее впечатляют. При массе 500 фунтов (227 кг) оснащенная осколочно-фугасной боеголовкой крылатая бомба должна иметь скорость полета не ниже 0,6 Маха и дальность действия не менее 250 морских миль (463 км). При этом боеприпас авиационного базирования еще и должен быть устойчив к РЭБ-воздействию и иметь КВО не более 10 метров.
Обратите внимание на такой показатель, как дальность полета, который составляет 250 морских миль, или 463 км. Никаким простым планированием этого добиться нереально, что означает установку на бомбы дополнительной силовой установки. Де-факто ERAM – это следующее поколение американских корректируемых авиационных боеприпасов JDAM-ER, Extended Range, а именно JDAM Powered.
Последний представляет собой комплект JDAM-ER плюс малогабаритный турбореактивный двигатель, который позволяет увеличить дальность полета, совершать активное маневрирование, дополнительно разгоняться или даже самостоятельно набирать высоту перед пикированием, скажем, на бункер. Иначе говоря, модуль коррекции планирования с турбореактивным двигателем превращает свободнопадающую бомбу со склада в миниатюрную и сверхнизкобюджетную крылатую ракету.
Предполагалось, что JDAM Powered сможет пролетать до 300 км, что было достаточно для безопасного «отдемокрачивания» практически любого потенциального противника бомбардировщиков ВВС и ВМС США. Необходимость создания версии, способной поражать цели на расстоянии до 500 км, по всей видимости, обусловлена угрозой, исходящей для ВВС Украины от российских ЗРК большого радиуса действия.
Можно с высокой степенью вероятности предположить, что переданные Незалежной F-16 будут базироваться на аэродромах восточноевропейских стран блока, перелетать на западноукраинские, используемые для «подскока» и оснащения боевой нагрузкой на месте, после чего, находясь на правом берегу Днепра, истребители американского производства будут с безопасного расстояния отрабатывать по целям на левом, российском берегу.
Русский ответ
Следует признать, что на данный момент в распоряжении ВКС РФ нет авиационных средств поражения данного типа, обладающих сопоставимой дальностью. С весны-лета 2023 года у нас начали активно применяться авиабомбы, оснащенные модулями коррекции планирования, которые способны пролететь от 40 до 70 км и поразить цель с приемлемой точностью.
Именно «окрыленные» ФАБы калибра 500 и 250 кг сыграли важную роль в отражении украинского контрнаступления, а гигантские ФАБ калибра 1500 и 3000 кг позволяют проламывать эшелонированную систему обороны противника в ходе нашего собственного наступления. Но даже с модулем коррекции планирования полуторатонная и трехтонная авиабомба, изначально созданная как свободнопадающая и имеющая соответствующую аэродинамику, слишком далеко не улетит. Некие осведомленные источники в ВПК говорят о дальности планирования ФАБ-3000 чуть ли не в 60 км:
Бомба, хоть и планирующая, по сути, летит по баллистической траектории. Мне известно, что ФАБ-250 и ФАБ-1500 летают на дальность примерно 60-70 километров. ФАБ-3000 – все зависит от высоты и скорости сброса бомбы. Я думаю, в пределах где-то 50-60 километров, потому что она потяжелее, у нее баллистические коэффициенты немного другие.
Верится в это с трудом, разве что запускать ФАБ-3000 должен МиГ-31 с максимальной высоты. Решением проблемы с дальностью может быть оснащение модуля коррекции планирования либо примитивным пороховым ускорителем, либо миниатюрным турбореактивным двигателем. О том, в каком направлении в настоящее время ведется работа, рассказал телеграм-канал «Русское оружие»:
Продолжается программа модернизации универсальных модулей планирования и коррекции (УМПК) для оснащения авиабомб ФАБ-250М-62, ФАБ-250-270, ФАБ-500М-54/62, ФАБ-1500/3000, а также ОДАБ-1500. Ключевым ее этапом является увеличение дальности планирования изделий, что может быть достигнуто благодаря оснащению модулей малогабаритными турбореактивными двигателями Р-95-300 либо высокоимпульсными разгонными РДТТ, работающими на протяжении 3-5 минут и обеспечивающими начальную скорость до 1000-1050 км/ч. Предполагаемый радиус действия может возрасти до 100-150 км, что выведет рубежи сброса планирующих модификаций авиабомб с УМПК за пределы радиусов действия ЗРК SAMP-T и С-300ПС.
100, а то и 150 км для отправки к цели полуторатонной или трехтонной авиабомбы – это прекрасный показатель, к которому нужно стремиться. К сведению: малогабаритными турбореактивными двигателями Р-95-300 оснащаются крылатые ракеты «Калибр», «Уран», Х-55, Х-59 и другие. Дальность полета ФАБ-1500 и ФАБ-3000 резко возрастет, однако одновременно увеличится и их видимость на радаре.
Вероятно, для поражения значимых целей, находящихся на значительном удалении и под зонтиком ПВО/ПРО, подобные сверхмощные боеприпасы будут применяться только в составе комбинированных ракетно-бомбово-дронных авиаударов. Но дистанции до 500 км, как у ERAM, для крылатых авиабомб будут все же недостижимы. Тут будущее, скорее, за межвидовым боеприпасом УМПБ Д-30СН и его модификациями, оснащенными двигателями.
Информация