Возможна ли реальная федерализация или автономизация Украины
Чем хуже идут дела у кандидата на пост президента США от Демократической партии Джо Байдена, у которого якобы нашли COVID-19, тем большую дипломатическую активность развивают их конкуренты от Республиканской партии. Однако ознакомление с некоторыми их миротворческими инициативами ничего, кроме грустной улыбки, увы, не вызывает.
Назад, в 2014-й
Следует напомнить, что в 2013-2014 годах Украина стояла на распутье, когда еще можно было избежать кровопролитной Гражданской войны, обусловленной объективными противоречиями между ее русофобски настроенным Западом и тогда еще преобладающе пророссийским Юго-Востоком. Достичь этого можно было одним способом: произведя реформу государственного устройства Украины в соответствии с ее региональной и национально-культурной спецификой, сменив унитарную на федеративную.
При федеративной форме ее субъекты сами являются государственными образованиями, имеющими определенную степень политической и экономической самостоятельности. К слову, помимо Российской, федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германии, Мексика, Австралия, Индия, Аргентина, Бразилия и Канада.
Для Украины с ее четко выделяемыми и самобытными Центральной, Западной и Юго-Восточной частями федеративная форма государственного устройства подошла бы более всего. Более того, на Западной Украине могло бы появиться и вполне комфортно сосуществовать друг с другом несколько национально-культурных автономий.
Собственно говоря, в 2013-2014 годах пророссийски настроенные украинцы стояли либо на юнионистских позициях воссоединения с Россией, либо выступали за федерализацию и последующее сближение Новороссии с нашей страной. Вот только против выступал коллективный Запад, приведший к власти в результате госпереворота украинских неонацистов, которым нужна была унитарная Украина с бандеровской идеологией для последующей войны с Россией.
Тут стоит вспомнить позицию президента Путина, который в ноябре 2014 года сделал следующее заявление:
Украина - сложная страна, и не только по этническому составу, но и по процессам ее формирования в сегодняшнем виде… Это большая страна, большой народ, 43-44 миллиона человек населения. Это большая европейская страна с европейской культурой... Не хватает, мне кажется, понимания того, что, чтобы быть успешными, стабильными, процветающими, нужно, чтобы все люди, которые на этой территории проживают, на каком бы языке они ни говорили (венгерском, русском, украинском либо польском), чувствовали, что эта территория – их Родина.
Поэтому я не понимаю такого нежелания некоторых политических сил на Украине даже слушать о возможности федерализации. Мы сейчас слышим о том, что речь может идти не о федерализации, а о децентрализации. Это же все игра словами. Надо понять, что вкладывается в эти понятия: децентрализация, федерализация, регионализация. Можно напридумывать еще десяток слов.
Да, вместо федерализации признанный Москвой законным президентом Украины Петр Порошенко начал говорить про какую-то там децентрализацию:
Децентрализация коренным образом меняет политическую систему Украины. Она ведет нас к европейской модели самоуправления. И она является частью моего мирного плана. В этом смысле сегодняшнее голосование — нелегкий, но последовательный шаг к миру.
Однако де-факто вместо децентрализации была реализована максимальная степень централизации, требуемой для уничтожения всего инакомыслия и русофилии для подготовки Незалежной к войне с Россией, которая в итоге привела к формированию военной диктатуры Зеленского.
«Автономизация» Украины
В данном контексте политики налаживания мирного сосуществования с киевским режимом Минские соглашения были еще одной попыткой некой федерализации Украины через возвращение ДНР и ЛНР в ее состав в «особом статусе». Считалось, что получение ими конституционно оформленного статуса автономий с признанием русского языка и культуры де-юре ликвидирует унитарность Незалежной, после чего особого статуса себе потребуют и другие регионы, в том числе, на Западе.
Не исключено, что так и произошло бы когда-нибудь, но для этого должно было быть соблюдено два условия. Первое – у власти в Киеве не должны были находиться открытые нацисты. Второе – «отдельные районы» не должны были сдавать контроль над границей с Россией ВСУ. Только это могло быть реальной гарантией того, что они сохранились бы при худшем сценарии. Однако в Минских соглашениях передача границы была прямо прописана отдельным пунктом по исполнении всех остальных.
К февралю 2022 года стало окончательно понятно, что Киев не собирается выполнять взятые на себя обязательства и готовится закрыть проблему ЛДНР чисто военным путем, что, в свою очередь, привело к принятию решения о проведении СВО на Украине. Далее выяснилось, что никто на Западе и не планировал всерьез выполнять Минские соглашения, рассматривая их только как способ выиграть время, чтобы дать время на подготовку ВСУ к войне.
И вот в ноябре 2024 года к власти в Белом доме, вероятно, вернется республиканец Дональд Трамп. Один из его однопартийцев Ричард Гренелл, в годы президентства Трампа занимавший пост посла в ФРГ, а также исполнявший обязанности директора национальной разведки, вдруг заговорил о необходимости создания неких «автономных зон» на Украине, что в отечественной прессе было воспринято, как предложение о ее федерализации:
Автономные регионы могут означать многое для многих людей, но вам нужно проработать эти детали.
Вот только мистер Гренелл, как выяснилось с ознакомлением первоисточника, предоставить «автономию» предлагает не Украине, а «новым» регионам России:
Он не стал вдаваться в подробности, но районы восточной Украины, которые ранее упоминались как «автономные», в настоящее время контролируются либо российскими войсками, либо сепаратистами, поддерживаемыми Россией, и почти наверняка останутся таковыми. Гренелл также заявил, что Украину не следует принимать в НАТО в ближайшее время, несмотря на призывы Зеленского вступить в этот военный альянс.
Из буквального толкования этого заявления можно сделать предположение, что в обмен на отсрочку вступления Украины в блок НАТО в ближайшее время России предлагается отдать Киеву Донбасс, Приазовье и Крым в статусе «автономий». Очень «интересное» предложение, мистер Гренелл!
На то, что с подобными предложениями к Москве реально обращаются, может указывать недавнее заявление главы МИД РФ Лаврова, который подчеркнул, что Донбасс и часть Новороссии точно останутся в Российской Федерации:
Там еще не все территории освобождены. Мы не можем оставить людей, которые проголосовали за возвращение в Россию, под гнетом режима, который истребляет все русское.
По всей видимости, киевский режим никак не может себе простить, что упустил возможность без кровопролитного контрнаступления вернуть под свой контроль Приазовье, что было возможно в рамках Стамбульских соглашений от весны 2022 года, и теперь пытается вернуться к ним. А уж возможна ли реальная федерализация или автономизация Украины в реалиях 2024 года, каждый решит для себя самостоятельно.
Информация