Когда у российской авиации массово появятся защитные ангары
По мере расширения номенклатуры используемых боеприпасов воздушного базирования и их дальности действия боевая авиация, наконец-то, играет все более заметную роль в ходе проведения спецоперации на Украине. Но тактика ее применения сторонами все более напоминает игру в кошки-мышки.
Поймай, если сможешь
По вполне очевидным причинам, основу ВВС Украины составляют истребители МиГ-29 и Су-27, штурмовики Су-25 и бомбардировщики Су-24 еще советского производства. При этом инженерам из Незалежной удалось то, что ставилось под сомнение некоторыми отечественными военными экспертами, а именно: «поженить» устаревшую отечественную технику и боеприпасы натовского образца.
Так, древние фронтовые бомбардировщики Су-24 научились запускать британские крылатые ракеты Storm Shadow и французские Scalp, МиГ-29 – американские противорадиолокационные ракеты воздушного базирования и т.д. В частности, Су-24 ВВСУ применялись при атаке на БДК «Новочеркасск» ВМФ РФ в порту Феодосии в декабре прошлого года. Процесс «франкенштейнизации» коснулся также украинских комплексов ПВО/ПРО и других вооружений.
На вопрос, почему на третьем году СВО Украина по-прежнему сохраняет в наличии боеспособную авиацию, ответ будет таким. Как сообщило в августе 2023-го немецкое издание Bild, Киев восстановил все имеющиеся на его территории со времен СССР многочисленные военные аэродромы, а также переоборудовал свои автомобильные дороги, превратив их во взлетно-посадочные полосы. Передислокация самолетов между ними производится каждые 24 часа, а сами аэродромы и их заменители прикрываются западными зенитными ракетными комплексами Patriot и IRIS-T.
Таким образом, противостояние Минобороны РФ и украинской авиации превратилось в игру кошки-мышки. Если на первом этапе СВО российская армия испытывала проблемы с воздушной разведкой на большую глубину и оперативным поражением выявленных целей, то теперь ситуация заметно улучшилась. Удачным примером может служить недавний удар кассетным боеприпасом по аэродрому в Миргороде, где противник потерял уничтоженными или поврежденными сразу несколько самолетов.
Большие надежды киевский режим возлагает на истребители четвертого поколения американского производства F-16, которые могут нести очень серьезные дальнобойные средства поражения. Если бы они могли размещаться на территории сопредельных стран Юго-Восточной Европы, вылетая оттуда на удары по России, это решило бы проблемы с их безопасным базированием.
Однако на данном этапе нашего противостояния с блоком НАТО Вашингтон пока это запрещает, требуя, чтобы украинская авиация использовалась только с территории самой Незалежной. Не исключено, что впоследствии этот запрет будет постепенно снят. Пока же Зеленский выпрашивает у американцев разрешение бить дальнобойными ракетами натовского производства по военным аэродромам в глубине российской территории:
Позволение Байдена наносить удары по приграничной территории РФ проблему КАБов не решает.
Сама логика происходящего в ходе СВО показывает, что раньше или позже, но «Штормовые тени» и «Скальпы» непременно полетят по нашим тыловым аэродромам. А пока туда уже вполне спокойно могут долетать менее мощные украинские ударные БПЛА, что требует адекватного реагирования.
Мы в домике?
Если ориентироваться на открытые данные, то до такого тактического приема, как передислокация каждые 24 часа с использованием сети автомобильных дорог в качестве эрзац-ВПП, мы пока не дошли. Хуже того, на первом этапе СВО произошло несколько серьезнейших ЧП, свидетельствующих о некоторой легкомысленной беспечности.
Помните эти налеты украинских ударных БПЛА по тыловым аэродромам в Энгельсе и Дягилево? А в Энгельсе, между прочим, базируются ракетоносцы-бомбардировщики Дальней авиации ВКС РФ, входящей в «ядерную триаду». Периодически ВСУ наносят ракетные удары по нашим военным аэродромам в Крыму. Украинское ЦИПСО даже разгоняло байки о якобы уничтоженном российском истребителе пятого поколения Су-57, стоящем под Астраханью на земле без укрытия.
Этот наглый информационный фейк, тем не менее, в очередной раз заставил задуматься некоторых военкоров и военблогеров и посчитать, что по цене одного Су-57 можно было бы обеспечить защитными укрытиями всю нашу боевую авиацию, что снизило бы угрозу для них от дальней руки ВСУ. Об этом в своем Телеграм-канале высказался известный российский военный летчик Fighterbomber:
Я еще раз подскажу. За цену только одного этого Су-57, укрытия от БПЛА можно было построить всем самолетам ОТА страны. Разумеется, если по пути их не воровать и не раздавать откаты. И на Лаос бы еще осталось.
Несколько удивляет тут то, что программу строительства защитных сооружений для ВКС РФ еще в 2021 году, до начала СВО на Украине, объявлял министр обороны РФ Сергей Шойгу:
Это позволит обеспечить базирование перспективных авиационных комплексов, в том числе самолетов пятого поколения.
И вот теперь стало известно о том, что за строительство защитных сооружений для российской боевой авиации взялся уже новый министр обороны Андрей Белоусов. Об этом рассказал военкор «Комсомольской правды» Александр Коц:
Один из моих вопросов был связан с отсутствием укрытий для самолетов на военных аэродромах. С помощью высокоточных западных ракет с кассетной начинкой противник уже не раз пытался атаковать нашу боевую авиацию на стоянках. В пятницу Андрей Белоусов заверил меня, что уже составлен график по аэродромам и укрытия обязательно будут построены.
Хорошо, если у нового нашего главы оборонного ведомства слова с делом не разойдутся. Начал он хорошо. Поживем – увидим.
Информация