Связь на высоте: почему российская армия начала использовать аэростаты?

57

Стало известно о применении российскими войсками в зоне СВО привязных аэростатов для организации связи. Наконец, то, о чем два с половиной года твердили некоторые военные эксперты, военкоры и военблогеры, свершилось. Но что это означает, шаг вперед или шаг назад?

Факт зафиксирован


Несколько дней назад в отечественных телеграм-каналах начали распространяться сообщения следующего содержания:



Украинские каналы сообщают, что ВС РФ стали применять разнообразные аэростаты для организации радиосвязи. По их данным, высоты подъема аэростатов составляют от 500 до 3000 метров, а удаление от линии фронта – 20-50 километров.

Особого доверия украинские источники не вызывают, однако эти данные подтвердил уважаемый российский военкор Александр Сладков:

Приятная новость. Лет 15 назад я присутствовал на совещании в Главном управлении боевой подготовки Вооруженных сил России. Вел его начальник ГУ генерал Шаманов. Участвовали открыватели темы аэростатных сил в Минобороны России Федоров и Митрофанов. Речь шла о развитии применения аэростатов. На снимке первый аэростат-ретранслятор, примененный в России в военных целях (были аэростаты и в Великую Отечественную войну, но в виде части ПВО).

Таким образом, наша армия все-таки начала применять в зоне СВО аэростаты в военных целях. Но что это за летательные аппараты, какие конкретно перед ними стоят задачи и стоит ли ждать появления долгожданного дирижабля ДРЛО?

История вопроса


Российская армия начала активно применять аэростаты еще в начале XX века. Возможность подняться высокого над полем боя использовалась для того, чтобы организовать на привязном воздушном шаре наблюдательный пункт, вести с него разведку и корректировать артиллерийский огонь в ходе Русско-японской и Первой мировой войн.

В Великую Отечественную аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха как средство заграждения. Натянутые между ними тросы с зарядами взрывчатого вещества затрудняли противнику прицельное бомбометание с пикирования и вынуждали летать на больших высотах.

После начала холодной войны потенциальный противник стал активно использовать свободнолетящие аэростаты и стратостаты для ведения разведки над территорией СССР. В ответ в нашей стране был создан Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС) в г. Вольске, ныне входящий в состав 929-го Государственного летно-испытательного центра им. В. П. Чкалова. На его базе разрабатывались летательные аппараты легче воздуха различного назначения.

В начале 90-х годов прошлого века данное направление в российской армии подверглось «оптимизации», а в 1999-м ВНИИЦ ВВС прекратил свое существование. По счастью, через некоторое время он все-таки возобновил работу, что дает надежду. Несмотря на архаичность конструкции, аэростаты и другие аппараты легче воздуха имеют свою нишу для применения на современной войне.

Связь на высоте


Так, например, задолго до ВС РФ на поле боя для организации связи использовать обычный воздушный змей китайского производства догадались бойцы Народной милиции ЛДНР, когда она еще была сама по себе на правах «бедного родственника». Вот как об этом в свое время рассказывал в своем ЖЖ сержант ВС РФ Андрей «Мурз» Морозов:

Получил от ребят сообщение: «Сейчас с помощью предоставленного вами змея идут бои в Лисичанске. На высоте [военная тайна, сколько] метров висит [военная тайна, сколько штук] ретранслятора. Связь великолепна».

Разумеется, великолепие касается в первую очередь той части связи, за которую отвечает данная команда бесконечно преданных своему делу матерых отморозков-связнюков, которые взяли в руки оружие еще в 2014-м и за эти годы вынужденно научились творить немыслимое из непригодного самыми непотребными способами, как того требует кредо советского инженера. Хотим больше великолепия, позволяющего отработать на местных безумных ландшафтах с чередующимися балками и терриконами, надо больше воздушных змеев. Ребята просят еще два, причем значимую часть стоимости воздухоплавательных принадлежностей составят не сами змеи, а длинные-тонкие-прочные леера и специализированные электролебедки с реверсом и регулируемой скоростью вращения.

В далеком 2016 году появились первые сообщения о том, что Минобороны РФ намерено использовать аэростаты в военных целях и приняло концепцию развития воздухоплавательной техники до 2025 года. В следующем, 2017-м, стало известно, что по заказу нашего военного ведомства на базе гражданского многоцелевого аэростата «Пересвет» разработки Долгопрудненского КБ автоматики, входящего в холдинг «Росэлектроника», был создан аэростат с комплексом связи, который планировалось применять в армейских бригадах связи для передачи больших объемов информации в качестве ретрансляторов.

Тактико-технические характеристики аппарата заявлялись следующие: объем около 3 тысяч кубометров, способность поднимать на высоту до 3,5 км аппаратуру массой 300 кг, непрерывно работать на высоте без подзарядки газом на земле до полумесяца. Данный привязной аэростатный комплекс предполагалось использовать для организации сверхдальней радиосвязи и даже для обеспечения загоризонтной радиолокации. Это был 2017 год, Карл!

Уже тогда мнения в экспертном сообществе по поводу подобной авиационной техники разделились. Одни были в восторге от открывающихся перспектив получить множество относительно недорогих комплексов воздушной связи и ДРЛО, а другие критиковали их за большую заметность и уязвимость. Тем не менее на третьем году СВО аэростаты все-таки начали применяться на фронте в качестве ретрансляторов.

Мы с интересом будем отслеживать всю доступную информацию по опыту их реального применения. Исходя из него, можно будет сделать некоторые выводы о том, стоит ли ожидать появления на вооружении ВС РФ дирижаблей ДРЛО, и если да, то какими именно они могут быть. А с этим не все так просто, как кажется на первый взгляд.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Voo
    -11
    22 июля 2024 12:39
    Хочешь показать, где узел связи, а возможно и пункт управления, подними аэростат. Гениально. На дворе 21 век, а мы воздушные шары поднимаем, как в 19 веке. Вот такая она совремённая инновационная армия, со спутниками и тд и тп... Как говорил шеф Вагнера - генералов должно быть не 10 тысяч, а 200 и все на передовой.
    1. -5
      22 июля 2024 15:19
      Цитата: Voo
      Гениально. На дворе 21 век, а мы воздушные шары поднимаем, как в 19 веке

      И то! В 21-м запустим инновационную ракету, и пусть висит, связь даёт (рядом кучку истребителей, инновационных, что бы враг не достал). А ещё лучше ДРЛО. А горючку, по тросику, или другую ракету. Зато круто! Не как в 19 веке.
      МАРАЗМ!
      1. Voo
        -4
        22 июля 2024 16:07
        В чем маразм? В спутниках Маска? С его спутниковыми терминалами? Маразм, это шары надувать и выдавать технологии 19 века как инновацию. Хотя, если смотреть на электротранспорт, то уже ничему не удивлюсь. Стоит придумать батарейку на новых принципах и понеслось, пока не дойдет, что принципы то надутые.
        1. +2
          22 июля 2024 23:04
          Цитата: Voo
          Маразм, это шары надувать и выдавать технологии 19 века как инновацию.

          Аэростаты - наиболее экономичный вариант, создать сеть ДРЛО с самой "наинновационнейшей" аппаратурой. Воровской паханат сделал всё, что бы Россия была откинута, в области космонавтики и электроники. А посему, надо "по одёжке и протягивать ножки", если нет других, достойных вариантов.
          1. Voo
            -7
            23 июля 2024 00:50
            Эдак мы до лаптей дойдем - дешево, надежно и практично. И, что самое привлекательное, не требует отнимать средства у олигархов.
    2. +6
      22 июля 2024 16:48
      на шаре поднимают ретранслятор,узел связи может находиться в десятках километрах.это тоже самое что роутер в квартире
      1. Voo
        -1
        10 августа 2024 01:36
        Который потушить несоставит никакого труда. Появится конкурс - стрельба по лампочкам. И д и о ты. Эта система пригодна для стабильного мирного времени, если она реально рабочая. Во время боевых действий толку от нее ноль.
    3. 0
      4 сентября 2024 20:30
      Не нравится аэростат, запустите дирижабль автоматический на высоте в 25 км. Не всякий собьет. Если собьют Штаты, то сбивать их старлинки значит надо.
  2. +7
    22 июля 2024 12:54
    Цитата: Voo
    Хочешь показать, где узел связи, а возможно и пункт управления, подними аэростат. Гениально. На дворе 21 век, а мы воздушные шары поднимаем, как в 19 веке. Вот такая она совремённая инновационная армия, со спутниками и тд и тп...

    Не пункт управления, а ретранслятор сигнала
    1. Voo
      -8
      22 июля 2024 13:38
      Иииии? Что поменялось? Он после этого невидимым стал?
  3. +4
    22 июля 2024 13:33
    на третьем году СВО аэростаты все-таки начали применяться на фронте в качестве ретрансляторов.

    решение давно известное и наверняка давно применяемое. Там где нужно.
    И например, до СВО пиарили неслабо разные системы для РЭБ и связи, с раскладывающимися вышками.
    Видно ,тогда хватало.
    А здесь и не здесь пробивали другую мысль - радары на дирижабле. Как это давно, оказывается есть у Амеров с их "отсталостью".
    Но новостей пока нет, возможно, дирижабли недостаточно импортозамещенные и скрепоносные для радаров.
    1. Voo
      -10
      22 июля 2024 13:42
      Вся эта хрень с шарами-дирижаблями от деградации технической мысли, и жлобства торгованов во власти. Скоро аэрофлот перевозки на дирижаблях начнёт, чует мое сердце.
    2. +1
      22 июля 2024 15:26
      Цитата: Сергей Латышев
      Но новостей пока нет, возможно, дирижабли недостаточно импортозамещенные и скрепоносные для радаров

      Да и площадку для БПЛА - перехватчиков, в США не додумались экспортировать (для защиты аэростатов). Импортозамещать неоткуда. sad
  4. +4
    22 июля 2024 13:56
    Лучшее решение. Установить ДРЛОиУ на стационарный стратосферный беспилотный дирижабль, это в разы дешевле самолета и спутника. На высоте 25-40 км время непрерывной работы 12 месяцев (опускается и обслуживается). Дискообразный дирижабль диаметром 250 метров будет иметь подъемную силу 40 тонн. Дирижабль выводится в заданную точку и электродвигателями поддерживает заданные координаты. Питание идёт от солнечных батарей и аккумуляторов. На такой высоте солнечные элементы с каждого квадратного метра выдают, более 75 Вт. При площади солнечных элементов 35000 кв. м, хорошо освещенных солнцем, имеем 2625 кВт/ч. На высоте 20 (35) км оптический видимый горизонт 535 (709) км, прямая радиовидимость 1000 км. Такой дирижабль - ДРЛОиУ плюс оптическое и тепловое обнаружение, позволяет обнаружить любой летающий объект и отследить, даже беспилотник сверхмалых размеров, надутый шар, птицу, также наземные объекты. ДРЛОиУ на дирижабле позволит закрыть дырки, которые есть сегодня у ПВО РФ. Погода на него не влияет, ветра там практически нет, висеть такой дирижабль может десятилетиями. Сбить на такой высоте маловероятно. Дирижабль может иметь на борту ракеты воздух-воздух.
    Дирижабль может иметь и стационарный вариант, т.е. с землёй дирижабль соединен кабель-тросом. По кабель-тросу (две жилы: оптоволокно и 2 медных провода на 10 кВ) на дирижабль подается электропитание, осуществляется управление, снятие информации и др. На земле находится дизель-генератор, лебёдка, служба управления, приема и обработки информации. Кабель-трос не является несущим, он держит только сам себя. Высота определяется характеристиками кабель-троса.
    Впервые такой проект появился в СССР в середине 1950-х годов, как ретранслятор. Снова интерес ученых к стратосферному дирижаблю появился в начале 2000-х годов, когда начался НИОКР по ДРЛОиУ А-100. Это уже третий заход, может что-то и получится.
    1. Voo
      -8
      22 июля 2024 14:15
      Роскосмос как переименовывать будем? В росстратос? А спутниковый телефон как обзовем? В шаровый? А неплохо, так, будет звучать - позвони по шару.
      1. +4
        22 июля 2024 20:37
        Вы у ребят, которые на фронте спросите, нужна им круглосуточная устойчивая помехозащищенная связь в любом месте, в окопе, в блиндаже, в овраге, в лесу, в любую погоду. Вам будет очень не смешно от их реакции. Спутник не имеет таких возможностей, как стратосферный дирижабль или самолёт ретранслятор. Вот только самолёт не получится держать круглые сутки в воздухе, а дирижабль может висеть годами. В США нет ДРЛОиУ стратосферных дирижаблей, у них океаны охраняют территорию, а военная доктрина США нападение, поэтому у них самолёты и беспилотники. Израиль давно использует привязные аэростаты РЛС, им это погода позволяет. Вот так-то. Ничего здесь нет нового.
        1. Voo
          -4
          23 июля 2024 00:44
          Оооо, не прошло и три года, и решили поинтересоваться у ребят на фронте - как вам там без связи, справляетесь?
    2. -1
      22 июля 2024 14:52
      Мне зачем это читать? Напишите в МО.
    3. 362
      0
      23 июля 2024 21:44
      Прожекты, прожекты........, а каковы реалии в промышленности и со специалистами ? За 20 с лишним лет "вставания с колен " утеряно иразворовано все ,что хорошо и плохо лежало .Да и Мантуров во главе всей российской промышленности, да и начальник его......
      1. +3
        24 июля 2024 00:25
        Если вы про ДРЛОиУ стратосферный беспилотный дирижабль, то там нет ничего нового, нет ничего сверхсложного. Он много проще ДРЛОиУ самолёта. Вся радиоэлектроника есть. Требования по весу к радиоэлектронике менее жесткие, чем к самолёту. Полезный груз 20-25 тонн, подъемная сила 40 тонн. При наличии желания сделают быстро.
  5. 0
    22 июля 2024 14:52
    Туго доходит до Генштаба. Хохлы давно использовали предложение российских же умов.
  6. +4
    22 июля 2024 16:10
    Все есть, а реализации так и нет. Кроме танковых биатлонов и откровенно наглого разворовывания военного бюджета буржуйские полководцы ни на что не способны. Не только армию и ВПК, но и лучшую в мире военную науку всю почти угробили. Ещё в 80-е годы был разработан и проходил испытания комплекс средств мобильной, защищённой радиосвязи тактического звена управления до командира отделения и даже до солдата включительно. Где он! Мало того, что А-100 запороли, так и необходимое производство А-50 организовать не удосужились. Зато все сплошные герои и орденоносцы с большими звёздами. Сплошной обман и показуха, популизмом ныне называется...
  7. +3
    22 июля 2024 22:38
    Я давно говорил что пора воссоздавать войска ВНОС (Войска воздушного наблюдения оповещения и связи). Но на новом уровне, на крышах многоэтажек, поставить лавочки, на них посадить бабушек, наблюдение биноклем связь флажками. Ни один вражий спутник такую схему не вскроет, да и государству не накладно будет, лавочки и бинокли с флажками у бабушек и так найдутся.
    1. Voo
      +1
      23 июля 2024 00:45
      Важная деталь в этом деле - обеспечение семечками.
    2. 0
      24 июля 2024 13:23
      У хохлов это давно уже работает, и достаточно эффективно, правда там не бабушки, а специальные женские бригады наблюдения, но нам разве можно повторять то, что давно проверено и действительно эффективно работает, мы пойдём совсем другим, своим путём.
  8. +2
    23 июля 2024 06:50
    Так когда все таки появится система ДРЛО на аэростатах?Ну нет у нас достаточного количества А-50,нет( 7 А-50у и 3 старых-это почти ничего),а это наши глаза,которые Орланы заменяют лишь недалеко и частично.Да,это эрзац,да за ними будут охотиться так же как за А-50,придется часто переезжать и быть достаточно далеко от ЛБС,но нет у нас пока другого варианта относительно дешёвого варианта,с производством А-50 сами видите что творится и будет твориться.Ну а если бы сделать дирижабли ДРЛО,курструющие сутками над территорией РФ вдоль границ,то это вообще будет почти замена А-50.Так почему не сделано это до сих пор?Господа Белоусов и Криворучко???
    1. Voo
      -2
      23 июля 2024 08:11
      Да,это эрзац,да за ними будут охотиться так же как за А-50,придется часто переезжать и быть достаточно далеко от ЛБС,но нет у нас пока другого варианта относительно дешёвого варианта,с производством А-50 сами видите что творится и будет твориться.

      Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

      Цитата из "Сказки о попе и о работнике его Балде" (1830 г.)
      1. -1
        23 июля 2024 18:08
        А тогда надо гоняться за дороговизной, как гонялся Иванов, Швецова, другие деятели на 11 млрд.И получать один А-50. Раз в пять лет ..При потребности в 30-50.Еще вчера.Логика Иванова в действии!
        1. Voo
          0
          24 июля 2024 00:33
          Есть два способа - за дорого купить третий сорт, и за недорого. Догадайтесь, что покупала эта гопка и за сколько?
    2. -1
      23 июля 2024 13:05
      Стратосферный дирижабль ДРЛОиУ, как средство ПВО страны, стоит вне конкуренции. Стратосферный дирижабль ДРЛОиУ находится на территории страны, может перемещаться в пространстве (скорость на высоте 35 км, 30 - 60 км/час), не зависит от погоды,может висеть годами, сбить на такой высоте маловероятно. Аэростат висит на тросе, т.е. на одном месте, трос является несущим, он имеет вес, который аэростат держит, высоко не поднимешь 2-4 км, влияет погода, ветер, дождь, снег, оледенение. У аэростата на высоте 4 км видимый оптический горизонт 239 км и 709 км у стратосферного дирижабля ДРЛОиУ, почувствуйте разницу. При боевых действиях аэростат легко сбивается ракетой или беспилотником. Сравнивать, что лучше наземная РЛС, дирижабль, аэростат, самолет или спутник нельзя у каждого из них есть свои преимущества, недостатки и назначения. По цене, в привязке к заявленным целям, изготовление + ввод в эксплуатацию + эксплуатация, стратосферный дирижабль ДРЛОиУ получается самым дешевым среди летательных аппаратов.
      1. Voo
        0
        23 июля 2024 15:29
        Мечты. У нас для самолетов капониры построить не могут, а тут Остапа понесло - дирижабли. Вы видели ангар для дирижабля? И не увидите.
        1. 0
          23 июля 2024 16:03
          Загадка. Военные самолёты строить могут, а капонир построить не могут. Вы, согласны, что нужен стратосферный дирижабль ДРЛОиУ или нет. Ваше мнение.
          1. Voo
            0
            24 июля 2024 00:22
            Я уже писал на эту тему - лучше стратосферного беспилотника не придумать, компактный, экономичный, скоростной, дешовые ангары, опять же, нет необходимости дублировать инфраструктуру. Вообщем, одни плюсы, но нет, нам дирижабли подавай.
            1. 0
              24 июля 2024 00:29
              Если стратосферный беспилотник ДРЛОиУ имеет одни плюсы, то поинтересуйтесь, почему его никто в мире не сделал.
              1. Voo
                0
                24 июля 2024 00:32
                А кому нужен дирижабль? Так же как и спутники. Нужна лишь долгосрочная программа, в целях освоения бюджета, с последующим - ну не шмогла я... Может по этому в мире с этими дирижаблями никто не связывается. Если только китай. Но, он младенец в вопросах воздухоплавания.
                1. 0
                  24 июля 2024 13:08
                  Вы, ранее писали про самолёт стратосферный беспилотник, но проблема в том, что на тех высотах разряженный воздух и для создания подъемной силы вам придётся летать на сверхзвуке или делать крыло огромной площади. На сверхзвуке на таких высотах много не налетаешь, в интернете на эту тему огромный материал, крыло поднять не сможете, оно сломается. Англичане 50 лет занимаются разработкой стратосферного самолёта, результаты пока очень скромные. Там летают стратосферные аэростаты и дирижабли. Недавно китайский аэростат случайно залетел на территорию США, был большой конфуз при сбитии.
                  1. Voo
                    0
                    24 июля 2024 17:04
                    Стратосфера не панацея. За кем вы собрались наблюдать? У нас нет даже подобия беспилотника наподобии глобал хоук. Это ведь не супер технология, но ее у нас нет!!! А вы тут поете про стратегические цели. Их нету у нас. Единственная цель - продлить срок гаранту. Это и сграбика касается.
                2. 0
                  24 июля 2024 14:22
                  У тебя какие то устаревшие сведенья, в НАТО аэростаты применяются весьма активно, особенно для наблюдения за границей, и в целях радиоэлектронной разведки весьма распостранено их применение.
                  1. 0
                    24 июля 2024 17:25
                    В моём комментарии речь идет о стратосферном дирижабле ДРЛОиУ. Привязные аэростаты США выпускают давно, высота 4,5 км, полезная нагрузка 500 кГ. Израиль также использует аэростаты. На тему, что есть в НАТО и его сателлитов куча информации. Например:
                    https://topwar.ru/27953-razvedyvatelnye-aerostaty-na-vooruzhenii-armii-ssha.html?ysclid=lyzx7nq0c7423334771
                    Почему в РФ этого нет, ответ вы сами знаете.
                    1. Voo
                      +1
                      24 июля 2024 17:39
                      Почему в РФ этого нет, ответ вы сами знаете.

                      Знаю, но не скажу. Скажете трус. Возможно. Но умные учатся на чужих ошибках. Пригожин тому пример.
  9. -1
    24 июля 2024 22:29
    будут применяться, как ретрансляторы армейского корпуса/полевой армии для связи между батальонными группами 1 и 2 эшелона. Ежедневная замена частот и позывных по писменному графику. Плюс телеметрия от разведБПЛА для штабов и артиллеристов.
  10. +1
    25 июля 2024 15:08
    Цитата: vlad127490
    Погода на него не влияет, ветра там практически нет,

    ветер там есть и очень сильный, особенно если попадете в струйное течение воздуха.
    1. -1
      25 июля 2024 17:33
      Высотное струйное течение – это сильный ветер в виде узкого воздушного потока в верхней тропосфере или нижней стратосфере. Возникают из-за вращения Земли вокруг своей оси и неравномерного нагревания Земли во время вращения вокруг Солнца.
      Высотное струйное течение воздуха идущее с Запада на Восток присутствует вплоть до 60 км, они постоянны и зависят от времен года. Плотность воздуха на высоте, 0 км -1,225 кг/м³ (г/л), 20 км - 0,088908 кг/м³ (г/л), 25 км - 0,040083 кг/м³ (г/л), 35 км - 0,008463 кг/м³ (г/л). Карты высотных струйных течений есть, поэтому изменяя высоту можно менять координаты летательного аппарата. Такого понятия, как погода на высотах до 10 км, на высотах выше 20 км нет. Этим высоты 20+ км привлекательны.
    2. 0
      25 июля 2024 19:06
      A jet stream?! AT THREE HUNDRED METERS?!
  11. 0
    25 июля 2024 19:04
    Makes perfect sense.
  12. 0
    25 июля 2024 19:05
    This development makes perfect sense, and I can guarantee you that NATO are working at similar solutions.

    Modern electronic warfare makes these kinds of ideas necessary.
    1. -1
      26 июля 2024 16:24
      В том, что какая-то страна сделает беспилотный стратосферный дирижабль ДРЛОиУ сомнений нет. Аэростаты привязные и свободные используются в метеорологии давно. Американский рекорд высоты для незакрепленных аэростатов составлял 51,8 км. Рекорд беспилотного зонда принадлежит японскому космическому агентству JAXA. Аэростат достиг отметки в 53 км в 2002 году. Так что поднять беспилотный стратосферный дирижабль на высоты 25-35 км большой технологической проблемой не является. Китайский аэростат над США показал проблему у ПВО.
      1. Voo
        0
        10 августа 2024 01:43
        Американцы и программу СОИ ("Звездные войны") придумали, думаете рабочая тема? Да хрен там. Но на ней кто то неплохо приподнялся.
        1. 0
          10 августа 2024 13:24
          Найти причину не делать легко, критиковать чужое предложение ещё легче. Если вам не нравится, то это не означает, что проект тупиковый. Проект стратосферный дирижабль ДРЛОиУ будет реализован. Кто сделает. Скорее китайцы. Время покажет.
          1. Voo
            0
            10 августа 2024 14:52
            Для этого играют игры в штабах. Сами прикиньте как ваши дирижабли можно утилизировать и чем, и во сколько это обойдётся.
            1. 0
              10 августа 2024 16:48
              Первый проект стратосферного дирижабля (внутри стоял дизель генератор с компрессором) ретранслятора был предложен в 1954 году в СССР, вместо дирижабля делали привязные аэростаты ретрансляторы, электро питание и управление подавалось по кабель тросу. Электроника, тогда была на лампах, первые транзисторы только только появились, микросхем, солнечных панелей, фотодиодов и многого, что есть сейчас в то время не было. Какая была радость "Первый спутник Земли", "Первый космонавт". Сейчас поднять аэростат, дирижабль на высоту 30- 35 км проблем нет, технологически простая задача. Сбить висящий дирижабль на высоте 30 км на территории России практически невозможно. Дирижабль, про который писали, поднимает 40 тонн полезного груза. На его борту в качестве своей защиты имеются ракеты класса воздух - воздух. Прямая радиолокационная видимость с дирижабля 1000 км, оптическая видимость 700 км, тепловая зависит от приемников, но самолеты и ракеты на дальности 100 км увидит. Чем и как вы собрались сбивать? Вопрос поражения высотных целей стоит уже 70 лет. Китайский зонд аэростат над США сбивали 4 дня, почитайте в интернете.
              1. Voo
                0
                10 августа 2024 17:17
                Ежели дирижабль привязывать, то его и сбивать не надо, достаточно попасть по якорю, ежели он не привязан, то он же где то должен пополнять запасы, а при нынешнем уровне стратегическиой разведке, не у нас, и это не проблема. Вобщем не тянет дирижабль на иглу, чтобы спрятать в стоге сена. А вот где прячутся ф16? Вопрос. Пока вопрос применения и обеспечения этих дирижаблей выглядит сомнительно, для меня естественно. Возможно где-то талантливый русский инженер уже придумал накидку-неведимку для всей этой системы, тогда это уже будет другое дело. А пока что эта технология, для меня, применима лишь в гражданских целях.
                1. 0
                  10 августа 2024 17:59
                  Дирижабль прятать не надо. Всё, что летает в радиусе 1000 км будет хорошо видно, все стелс самолёты сверху видно. Электро питание идёт от солнечных элементов днём, а ночью от аккумуляторов. Опускаться на землю для обслуживания будет один раз в год. ДРЛОиУ стратосферный дирижабль имеет много плюсов. В гражданских целях, это ретранслятор, связь, можно раздавать интернет.
                  1. Voo
                    0
                    10 августа 2024 18:03
                    Думаете гелий за год не выветрится? И как насчет спутников? Думаете невозможно будет уничтожить дирижабль с помощью какого нибудь многоразового космического аппарата? Уверяю, стоит только западу в дирижаблях увидеть угрозу, проблема по их ликвидации будет решена, за ценой они не постоят. А есть ли у нас столько валюты?
                    1. 0
                      10 августа 2024 18:47
                      На таких высотах применяется пассивированный водород. Утечка газа в оболочке компенсируется подкачкой из баллонов сжатого газа. Дирижабль дешевле в разы самолёта. Космические аппараты, они разовые и имеют другое назначение, суммарная стоимость спутника, примерно 200 млн долларов, время работы 10 лет. Проблем с ремонтом, обновлением у дирижабля нет. Чтобы рассматривать угрозы, надо сначала иметь дирижабль.
                      1. Voo
                        0
                        11 августа 2024 00:30
                        Космические аппараты, они разовые и имеют другое назначение, суммарная стоимость спутника, примерно 200 млн долларов, время работы 10 лет.

                        Про одноразовые космические корабли это к Маску. А вот насчет собственного гинденбурга или путинбурга это к ним, ребяткам с фондами, собственный дирижабль звучит эксклюзивно, может пронять, яхты теперь не впечетляют.
  13. +1
    5 августа 2024 14:50
    Так, постепенно и до дирижаблей дорастём! Чтоб уж наверняка, издалека видать было.