Визиты Boeing RC-135W Rivet Joint в Черноморский регион связаны со скорым появлением F-16 у Украины
За последнее время крупные стратегические разведывательные самолеты семейства RC-135 дважды появлялись над акваторией Черного моря, т. е. «в окрестностях» украинского конфликта. 28 июня прилетал Boeing RC-135W Rivet Joint ВВС США, а 1 июля в Черноморский регион наведывался с эскортом аналогичный борт ВВС Великобритании, также известный как Airseeker. Учитывая проявленную активность недружественных России стран, нам стало интересно выяснить, что умеют эти самолеты и каковы их возможности.
Boeing RC-135W Rivet Joint имеет максимальную взлетную массу свыше 130 тонн. На его борту находятся 25 человек: летный экипаж – 2 пилота и штурман, а также специальный экипаж – 22 офицера систем вооружений и операторов систем вооружений. Офицеры выполняют высокоуровневые задачи и руководят действиями операторов, занимающимися узкоспециализированными процедурами. Среди офицеров может присутствовать лингвист для быстрого перевода на месте перехваченных радиопереговоров.
Самолет предназначен для ведения радио- и радиотехнической разведки источников излучения наземного, морского и воздушного базирования в широком (см/дм/м) диапазоне длин волн. В годы холодной войны осуществлял наблюдение за советскими системами ПВО и отслеживал запуски МБР СССР. Применялся во всех военных операциях США. Сейчас используется в большей степени для вскрытия намерений авиации и ПВО противника.
Бортовая аппаратура позволят взаимодействовать с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛОиУ) Boeing E-3 Sentry (AWACS). На борт RC-135W Rivet Joint поступает карта воздушной обстановки, она дополняется данными радио- и радиотехнической разведки, а затем возвращается в уточненном виде на E-3 Sentry, что позволяет оперативно реагировать на угрозы со стороны систем ПВО и авиации противника.
В паре больших продолговатых обтекателей на бортах передней части фюзеляжа находится система автоматической радиотехнической разведки радиолокационных средств AEELS. Самолет оснащен также системой многоканальной радиоразведки средств связи MUCELS. В удлиненной носовой части за носовым локатором в обтекателе размещается система метеорологической разведки AN/AMQ-15. В задней части находятся каплевидные обтекатели AN/APR-17 Have Siren – постановщики помех для ЗУР и УРВВ с ИК-ГСН. Над соплами всех четырех двигателей также имеются сигарообразные обтекатели, в которых находились генераторы инфракрасных помех AN/APR-17 Have Siren, защищающие от попадания зенитных управляемых ракет с тепловой головкой самонаведения. Нижняя поверхность фюзеляжа «утыкана» большим числом различных антенн (от носа к хвосту).
Вероятно, нынешняя активность Boeing RC-135W Rivet Joint связана появлением в ближайшее время у Украины некоторого количества F-16. Самолет-шпион может значительно снизить риск для истребителей ВСУ от ударов со стороны ВС РФ. Поэтому американцы и британцы оттачивают навыки и тренируются в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Информация