Как России не повторить историю «Суперджета» с китайскими машинами

17

После введения западных санкций и официального ухода американских, европейских, японских и корейских производителей Россия де-факто превратилась в страну «дряхлеющих иномарок». Новую купить можно, но окольными путями, или подержанную – с аукционов, заплатив за это соответствующую цену. Значит ли это, что россияне теперь пересядут на отечественные автомобили?

Обмани меня


После 24 февраля 2022 года все ведущие зарубежные автопроизводители, имевшие сборочные предприятия на территории России, официально объявили о своем уходе. Да, они потеряли свою долю на нашем внутреннем рынке, но были вынуждены соблюдать западные правила игры. При этом перед российскими властями возник вопрос, а что теперь делать со всеми этим заводами, на которых из-за отсутствия поставок комплектующих для сборки остановились конвейеры?



Самым простым решением оказалось наладить процесс крупноузловой сборки из машинокомплектов, предоставляемых некоторыми китайскими автопроизводителями, которые менее других опасались попасть под западные санкции. Например, автопроизводителя JAC Motors (Anhui Jianghuai Automobile Co.) из провинции Аньхой в КНР.

Под брендом JAC выпускаются погрузчики, гидравлические тележки, легковые, грузовые и внедорожные автомобили, самосвалы, бетономешалки, седельные тягачи, а также пассажирский транспорт. Эта относительно небольшая китайская компания, преимущественно, ориентированная на свой внутренний рынок, реализует любопытную маркетинговую стратегию по завоеванию внешних.

Она позволяет зарубежным партнерам производить методом крупноузловой сборки свои автомобили под их собственными брендами. По этой схеме работают, например, итальянский автопроизводитель DR Automobiles, иранский Kerman Motor, белорусский Минский автомобильный завод и два российских производителя - Sollers и «Москвич».

«Новые русские»


В частности, после ухода франко-японского альянса, московский автозавод «Москвич» довольно быстро смог поставить на конвейер сразу две новые модели «Москвич 3» и «Москвич 6». Первый автомобиль представляет собой перелицованный кроссовер JAC JS4, он же, Sehol X4, китайского бренда, созданного совместным предприятием SEAT и JAC Volkswagen Automotive Co. Второй является лицензионной копией лифтбэка JAC Sehol A5.

Как было заявлено, на начальном этапе сотрудничества произведенные в Китае автомобили разбирались, привозились в Россию крупными узлами и после собирались с установкой на них фирменного шильдика «Москвича». В следующем 2023 году на российском предприятии была реализована система мелкоузловой сборки, а с 13 мая 2024-го, как утверждается, началось производство полного цикла.

Несмотря на эти явные достижения в импортозамещении, критике подверглась ценовая продажа «обрусевших китайцев». Так, в самой Поднебесной оригинальный Sehol A5 Plus стоит 1,36 - 1,87 миллиона рублей в переводе на российскую валюту, а за его лицензионную копию под брендом «Москвич 6» у нас просят от 2,4 до 3,1 миллиона рублей.

Также в числе партнеров JAC числится российский автопроизводитель Sollers. На опустевших заводах в Елабуге и Ульяновске теперь производятся автомобили Sollers Atlant и Sollers Argo по технологии полного цикла, включая сварку и окраску кузовов. Первый представляет собой перелицованный JAC Sunray, похожий на немецкий фургон Mercedes-Benz Sprinter, второй – бескапотный компактный грузовик JAC X200. Кроме того, общие черты китайского JAC N-Series заметны в линейке легких и среднетоннажных грузовиков «Компас», выпускаемых «КамАЗом».

В качестве технологического партнера для производства обновленной «Волги» выступила китайская компания Changan Automobile Group. Симпатичный седан Volga C40 представляет собой лицензионную копию Changan Raeton Plus. Кроссовер Volga K30 в основе своей имеет Changan X5 Plus, а Volga K40 - Changan UNI-Z.

Отметим, что выраженная «китайскость» российской «Волги», прямо-таки бросающаяся в глаза, стала предметом критики со стороны премьер-министра РФ Михаила Мишустина:

У вас где сделан руль? Китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы.

Калининградский завод «Автотор» зарегистрировал свой новый бренд «Амберавто», под которым будет производиться седан A5 с электрической силовой установкой. В последнем легко узнается китайский электромобиль JMEV GSE, разработанный компанией JMEV, основанной Jiangling Motors Corporation Group и China Agricultural Development Construction Fund Corporation, совладельцем которой стала французская Renault.

А вот проект производства кроссовера Lada X-Cross 5, представляющего собой перелицованный FAW Bestune T77, был закрыт из-за отказа китайской FAW от сотрудничества с ВАЗом. Вместо него на бывшем заводе Nissan выпускаются под новым суббрендом Xcite кроссоверы X-Cross 7, представляющие собой перелицованные Chery Tiggo 7 Pro.

Пятое колесо


Теперь осталось разобраться, благо это или нет, что российский рынок заполонили перелицованные «китайцы». Вопрос весьма неоднозначный.

С одной стороны, хотелось бы иметь свой национальный автопром, которым можно было бы гордиться, как немцы своими «Мерседесами» или «БМВ». Но был ли он у нас таковой вообще?

Продукция отечественного автопрома ничего, кроме шуточек, особо никогда не вызывала. Нельзя сказать, что все было хорошо, а потом пришли вредители и все испортили. Всегда было как-то не очень. Переход на вполне современные китайские платформы, разработанные при помощи европейских, американских и японских инженеров, это, скорее, благо, поскольку представляет для нашего автопрома огромный технологический скачок.

С другой стороны, принципиальным вопросом является уровень локализации производства этих автомобилей. Если китайский автомобиль под российским брендом собирается в России из комплектующих, 100% которых произведены в нашей стране, то это уже российский автомобиль, и его китайские гены ни на что более не влияют. При условии адекватного сочетания цена-качество.

Если же и на этот раз наши власти позволят китайским технологическим партнерам работать по методу крупноузловой или даже мелкоузловой сборки из комплектующих, произведенных в КНР, в перспективе мы рискуем опять вляпаться в историю с очередным «Суперджетом». Особенно это касается таких критических узлов и агрегатов, как двигатель и коробка передач.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 августа 2024 17:24
    За последние два с половиной года легковые автомобили подорожали в два раза и, по прогнозам РоАД, подорожают к 2030 году еще вдвое, отмечает исполнительный директор ассоциации Игорь Чикин. «Если в 2014 году каждый третий россиянин (33%) из числа приобретающих автомобили мог позволить себе купить новый автомобиль, то в 2023 году эта цифра снизилась до 14%. По прогнозу РоАД, к 2030 году число россиян, способных приобрести новый автомобиль, сократится до 5–7%»

    https://www.rbc.ru/business/06/08/2024/66b0818d9a79476e22692cd1

    Так что не актуальна статья. Вернее, актуальна для небольшого сословия чиновников.
  2. +1
    8 августа 2024 19:08
    НЕобходимо всех,включая чиновников,сажать на общественный транспорт. В Швеции любого ранга чиновники ездят на работу и после именно на общественном транспорте. Договор,который был с "Фиатом",вряд ли повторится.
    1. +1
      8 августа 2024 20:05
      Правильно! А автомобили оставить только представителям народа - депутатам. Один авто на избирательный округ. И на ГИБДД сэкономим.
      1. Voo
        +1
        15 августа 2024 07:44
        У нас нет ГИБДД.
    2. Комментарий был удален.
  3. 0
    8 августа 2024 19:13
    А что, с суперджетом совсем-совсем нельзя было спрогнозировать ситуацию? Прям такой бином ньютона был на этапе запуска в производство?
    1. +1
      10 августа 2024 06:37
      Там рулил Ростех и личный друг Чемезов
      1. 0
        31 августа 2024 19:30
        Там рулил Ростех и личный друг Чемезов

        Со своим заместителем Артяковым... Помню я эту гоп-компашку, что пришли на завод после Бу Андерсона ("Сказочник" - как его здесь прозвали. По аналогии с фамилией). И с чего они начинали и как закончили... Слава богу, Ростех больше не подпустили к заводу.
  4. +1
    8 августа 2024 19:34
    Только продажа природных ресурсов. И завоз мигрантов. Больше по мнению нашей власти и не надо. И не будет.
  5. +2
    9 августа 2024 12:01
    В России всё упирается в одну и туже проблему - в отсутствие президента.
    Номинально он конечно есть, но реальность показывает, что хозяина страны нету, впрочем, как и главнокомандующего.
    1. 0
      9 августа 2024 15:55
      А в какой стране Президент - хозяин?
      1. 0
        9 августа 2024 16:29
        В соседней.
        1. +1
          10 августа 2024 06:36
          Ровно сколько ему генералы позволяют.
    2. 0
      10 августа 2024 06:38
      А кого нам показывают ???
  6. Комментарий был удален.
  7. +2
    10 августа 2024 10:04
    А из чего выбирать...Компетенции то утрачены...Остались бухгалтера да юристы сидят себе переглядываются...
  8. +2
    13 августа 2024 06:48
    Проблема глубже, ресурсы китайского автомобиля 100-150 тыс км, а это 3-5 лет и потом на свалку, тк даже каталогов запчастей нет, машина после дтп - списывается, тк проблемы с ремонтами огромные.
    И пока мы не построим свой современный полноприводной кроссовер и внедорожник, проблема не решена am
  9. +1
    13 августа 2024 17:57
    Разобрать в Китае и собрать в России - это огромный технологический скачок??? Извините, это огромный технологический позор...

    А насчет было как-то не очень... Но были загружены куча разных субподрядчиков... Кто-то электрику делал, кто-то условные чехлы... Теперь ВСЕ китайское... Ну прям прорыв, которых Россия никогда не знала...
  10. 0
    18 августа 2024 13:54
    Собирайте немецкие автомобили под российским брендом тех надёжных поколений, скопируйте производство, локализуйте, нечего стесняться.