The Economist: китайские граждане стали бедными и ограничивают свои амбиции
Возросшая популярность дешевой еды и низкосортных товаров, как предполагают аналитики журнала The Economist, отражает ухудшающиеся потребительские настроения и растущую скупость китайских граждан. Проще говоря, они становятся беднее и меньше тратят. Потребители быстро переходят от более дорогих товаров к дешевым заменителям, и многие хотят выжать все до последней капли из своей покупательной способности.
Горькая правда в том, что активность потребителей в этом году продолжала ослабевать, вместо того чтобы восстанавливаться после пандемии. Даже в Шанхае, столице потребления Китая, в первой половине 2024 года розничные расходы упали на 2,3% в годовом исчислении. Во многом это связано с умирающим рынком жилья, который, безусловно, является крупнейшим направлением для инвестиций домохозяйств.
Уровень безработицы среди молодежи также высок. А экономисты были разочарованы в июле, когда на большом политическом совещании не удалось разработать надлежащий план спасения. Хотя потребление домохозяйств составляет всего 39% ВВП по сравнению с 54% в странах ОЭСР, в клубе богатых стран, эта доля продолжает снижаться.
Возросшая бедность приводит к удручающим последствиям. Зафиксировано, что в Пекине закрываются высококлассные закусочные. Среди них – отмеченный звездой Мишлен ресторан итальянского шеф-повара Умберто Бомбаны. Отмечается повальный рост больших скидок. Один блогер насчитал более 5000 новых ресторанов, предлагающих предложения в формате шведского стола. Такие рестораны демонстрируют «инволюцию» - интенсивную, саморазрушительную конкуренцию, которая набирает силу.
Многие молодые китайцы с удовольствием выставляют напоказ свою скупость. Некоторые начали носить пластиковые пакеты, в которых обычно доставляют молочный чай, вместо дизайнерских сумок. Гораздо меньше покупается настоящих люксовых товаров. Рейтинговое агентство S&P Global сообщает, что, хотя в 2023 году наблюдался скромный аппетит к расходам на роскошь, «в текущем году показатели будут еще хуже».
Магазины с косметикой с истекающим сроком годности привлекли внимание в социальных сетях. Многие компании распродаж сбывают товары за одну треть от первоначальной цены. Косметика стала лидером снижения расходов в провинции Хайнань, где находится одна из крупнейших в мире зон беспошлинной торговли. С января по июнь этого года покупатели потратили на эту категорию продукции на 4 млрд юаней меньше, чем за тот же период в 2023 году.
Правительство, похоже, в замешательстве. Руководящие принципы партии сосредоточены на долгосрочном развитии рынков, а не на «единовременных вертолетных деньгах для домохозяйств», как отметили аналитики банка HSBC. Действительно, глава государства Си Цзиньпин сопротивлялся пособиям. Вместо этого он сказал молодежи Китая упорно преодолевать трудные времена – или «есть горечь», как гласит китайская поговорка. Похож, многие будут пить ее через соломинку этим летом, пишет The Economist.
Информация