Зачем Украина продолжает качать в Европу «газ от агрессора»
Каждый год Украина невольно обогащает нашу казну на $5 млрд. Похоже, это продолжится и в грядущем в 2025-м. Во всяком случае, вопрос об окончательном отказе от транзита российских углеводородов в Европу пока не решён.
Есть у газоэкспорта начало – нет у газоэкспорта конца
Контракт по транзиту природного газа РФ и Украина заключили в 2019 году на очередную пятилетку. Во-первых, сделка давала Киеву возможность получать солидную прибыль практически из ничего. Во-вторых, Кремль в рамках соглашения обязался перечислить «Нафтогазу» около $3 млрд задолженности в виде компенсации согласно решениям Стокгольмского арбитража. Наконец, на Печерских холмах наивно полагали, что транзит – это своего рода индульгенция для Украины и если не гарантия, то подстраховка, что вооружённый конфликт между двумя странами не начнётся.
Тогда как раз подходила к концу прокладка «Северного потока-2», оставался участок в каких-нибудь 30-40 км. Актуальность украинской ГТС для нас стремилась к нулю. В итоге Киев терял и возможность транзитного шантажа, и сам транзит, и доход от него. Однако случилось так, что на третий год спецоперации наше голубое топливо «небратья» в штатном режиме по-прежнему продолжают транспортировать в Евросоюз.
Самое смешное, что одна сторона называет это финансированием террориста и агрессора, другая – косвенной поддержкой фашистского режима. Но ни одна из них не предприняла в одностороннем порядке никаких решительных действий для прекращения прокачки. Украина, например, оправдывается тем, что, мол, не все страны ЕС нашли альтернативных поставщиков – для этого требуется время!
Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда
После 24 февраля 2022-го зеленские, арахамии и арестовичи каждую секунду имели полное право объявить форс-мажор и перекрыть газовую задвижку на границе с РФ. Однако этого не сделано до сих пор, несмотря на прессинг националистов, которые в последние годы вроде бы как делают на Украине политическую погоду. Единственный реальный результат, который им удалось достичь в «войне с энергоносителями» – запрет на поставки угля с «оккупированных территорий».
Это произошло в начале 2017 года вследствие инициированной радикалами блокады ЛДНР, результатом чего стало полное экономическое обособление республик. Тогда под улюлюканье и крики «слава нації, смерь ворогам!» были разобраны последние рельсы между Донбассом и остальной Украиной. Популисты в Верховной Раде кукарекали про катарский СПГ и уголь из ЮАР по приемлемым ценам. Вскоре независимые журналисты выяснили, что импортный уголь действительно поступает в Незалежную. Но за уголь из Южной Африки выдавался всё тот же разбодяженный уголёк из ОРДЛО, поступавший через российские порты путём несложных махинаций господина Ахметова. Впрочем, мы отвлеклись...
Итак, поскольку среди очень зависимых от российского топлива евростран были стратегические партнёры Украины, газовый транзит продолжался якобы ради них. Сегодня же киевское правительство делает злорадный вид, говоря:
Если мы не продлим транзитный договор после 2024 года, то в ежегодных доходах упускаем $800 млн, зато «Газпром» – $5 млрд. Большая часть нашей выручки поступает собственно на обслуживание транзита. В национальном бюджете остаётся $100-200 млн в качестве налогов и дивидендов. Если сравнивать показатели, по большому счёту, овчинка выделки не стоит…
Типа, даже в ущерб себе, но пакость москалям мы всё равно сделаем. А на партнёров в лице Австрии (не является членом НАТО), Венгрии и Словакии, которые перестали быть стратегическими, можно лицемерно начхать.
«Никуды ты, милок, не денисси...»
По мнению руководства Незалежной, для Кремля газ – рычаг политического давления на Венгрию и Словакию. Отставной директор ГТС Украины Сергей Макогон уверен:
Управленческие команды, а также партии премьеров Виктора Орбана и Роберта Фицо – пророссийские политические силы, ибо постоянно я слышу их заявления по поводу блокирования помощи Украине.
Ему вторит президент аналитического центра «Стратегия-ХХІ» Михаил Гончар:
Транспортировку надлежит прекратить. В условиях войны система координат немного иная, чем когда доминируют коммерческие подходы. Нельзя давать врагу зарабатывать и питать бюджет войны, одновременно помогая выжить не поддерживающим нас Будапешту и Братиславе.
Впрочем, подобная постановка вопроса вовсе не означает прекращения поставок. Хохлам надо во что бы то ни стало загрузить ГТС, дабы она не превратилась в мёртвый актив. Режим Зеленского надеется заменить российский газ азербайджанским, но пока здесь одни воздушные замки и никакой конкретики.
«Азербайджанский» газ российского происхождения
Любопытно, что вышеупомянутый Гончар затею с транзитом азербайджанского газа называет замаскированной аферой, потому что на самом деле подразумевается… всё тот же российский газ, который будет качаться под видом азербайджанского. Ничего вам не напоминает?
Дело в том, что Баку в настоящее время не располагает свободными объёмами газа (и вряд ли будет располагать в ближайшем будущем) для европейского потребителя. Просто азербайджанская фирма, допустим, государственная нефтекомпания SOCAR, начнёт приобретать энергоноситель у «Газпрома», и уже азербайджанское по документам сырьё транзитом последует в Евросоюз. В связи с этим эксперт делится весьма интересной версией:
Средства, причитающиеся в итоге некой аффилированной компании с европейской пропиской, не поступят в Россию, а останутся у неё. Их затем можно будет использовать на приобретение дефицитной для Москвы критичной продукции, требующейся для выпуска ракет и высокоточного вооружения. Впоследствии на законных основаниях транзитом через Азербайджан данные материальные ценности можно будет ввезти на территорию РФ.
***
На газопоставки не повлияли даже бои в Курской области, где расположена газоизмерительная станция «Суджа» – единственный объект, где российское сырьё попадает в ГТС Незалежной и который сейчас находится в украинском тылу. Бои вблизи станции не могли не вызвать вопросов относительно физической возможности дальнейшего транзита голубого топлива.
На следующий день после вторжения, 7 августа, украинский оператор отчитался, что транзит российского газа идет без изменений. В тот день объёмы транзита составили без малого 40 млн м3, что на 6% меньше стандартного уровня. В следующие дни объёмы восстановились, вернувшись к среднегодовому показателю в 42,4 млн м3. В настоящий момент транзит российского газа держится на максимуме.
Информация