«Малышка» на триллион: Зачем России сверхтяжелая ракета «Енисей»
Поговорим про один из самых неоднозначных проектов в истории российского ракетостроения. Тем более что совсем недавно ей дали название — «Енисей».
«Тяжи» и «сверхтяжи»
У современной России, пожалуй, нет более амбициозного космического проекта, чем создание сверхтяжелой ракеты-носителя, который рассматривают как инструмент покорения Марса и Луны. Для начала нужно понять, что собой представляют такие ракеты. В современном мире львиную долю государственных и коммерческих заказов выполняют ракеты-носители среднего и тяжелого классов, такие как Falcon-9 или Ариан-5 (это всё «тяжи»). Они могут вывести на низкую опорную орбиту грузы, массой более 20 тонн. Это много. Не стоит также забывать, что имеет место тенденция на создание очень легких мини и нано-спутников. Для их запуска вообще можно использовать сверхлегкий носитель типа дешевого новозеландского «Электрона».
В нынешних реалиях, сверхтяжелые ракеты, такие как Falcon Heavy и перспективная SLS (Space Launch System) нужны для решения узкого круга задач, связанных с очень большой нагрузкой. Для примера, портфель заказов на Falcon Heavy составляет пять стартов плюс несколько гипотетических запусков в будущем. Не густо. Скажем прямо, завоевать рынок Falcon Heavy не сможет, потому что рынка как такового, нет. Крупной стране, у которой есть деньги на космос, в целом, достаточно иметь при себе носители трех классов: легкий, средний и тяжелый. В свою очередь, носитель сверхтяжелого класса больше всего напоминает «Роллс-Ройс»: статусную и очень дорогую игрушку. Которая в большинстве случаев не нужна.
И все-таки есть одно направление, где без сверхтяжелого носителя обойтись не выйдет. Это освоение дальнего космоса. Для запуска крупного космического корабля к Марсу или даже Луне, возможностей обычной ракеты будет уже недостаточно. Нужно будет, как минимум, «связать» несколько ступеней носителя тяжелого класса, получив, по сути, новую сверхтяжелую ракету. Сложную и дорогостоящую.
Наперегонки с ветром
В нынешних реалиях крайне нестабильной цены на энергоресурсы можно было предположить, что Россия «зарежет» проект сверхтяжелой ракеты. Но этого не произошло. Еще в начале декабря прошлого года стало известно, что стартовал выбор технического облика российской сверхтяжелой ракеты будущего. А уже в январе нынешний руководитель Роскосмоса — Дмитрий Рогозин — заявил, что выбрано название будущей ракеты. Теперь все перспективы освоения Россией дальних космических рубежей будут связаны с именем «Енисей». «Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжелого класса (класс "Енисей"). Разработчики — РКК "Энергия" имени С.П. Королева (Московская область), РКЦ "Прогресс" (Самара), Центр имени М.В. Хруничева (Москва) — в части создания третьей ступени», — заявил Рогозин в своем Twitter. «Енисей», конечно, крупная и могучая река, но ассоциация странная, особенно после истории с потопленными спутниками. Впрочем, это все нюансы. Куда важней характеристики будущего изделия.
Вот что известно на сегодняшний день. В рамках проекта предполагается применить трехступенчатую схему. Грузоподъемность ракеты-носителя составит 103 тонны. В качестве первой ступени выступают шесть боковых блоков, которые будут оснащены двигателями РД-171МВ. Они будут представлять собой модифицированные версии от первой ступени ракеты «Иртыш» (он же — «Союз-5»). То есть, подтвердились ранее высказываемые предположения, что «сверхтяж» будет своего рода связкой перспективных «Союзов». Примерно, как Falcon Heavy стал, по сути, несколькими Falcon 9, которые объединили в одно целое.
Вторую ступень видят сейчас в качестве одного блока с двигателем РД-171МВ либо РД-180. Наконец, третью ступень, согласно представленным ранее данным, намерены взять от «Ангара-А5В». На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150.
Напомним, что РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант двигателя РД-170, разработка которого стартовала еще в 70-е годы. РД-171 используют для ракет-носителей «Зенит». Важно отметить, что к моменту летных испытаний ракеты, намеченных на 2028 год, двигатели РД-180 и РД-171МВ, скорее всего, устареют морально. Напомним, что все они используют топливную пару керосин/жидкий кислород, которая смотрелась отлично еще лет десять назад. Но сейчас наметилась тенденция на переход к потенциально более удачной паре — жидкий метан/жидкий кислород. Напомним, что именно ее Илон Маск хочет применить на своем новом двигателе Raptor, с которым компания SpaceX связывает свои главные чаяния. Некоторые другие ракетостроители тоже пошли по этому пути, да и в России признали, что он самый правильный.
Другая проблема — цена. В январе этого года стало известно, что «Роскосмос» поставил задачу уложиться в триллион рублей при разработке и создании первого образца «Енисей». Стоит ли говорить, что итоговая сумма может возрасти и хорошо, если не в разы. Сверхтяжелые ракеты — это вообще очень дорогое удовольствие.
«Плановая» экономика
Здесь уместно напомнить, что, по еще старой информации СМИ, Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016–2025 годы сильно «похудела». Из нее еще несколько лет назад вычеркнули такие программы, как «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса», «Создание лунной орбитальной станции», «Создание лунной базы», «Создание лунного скафандра», «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне». Грубо говоря, это своего рода «Перл-Харбор» для лунных амбиций России. И высадка первых русских космонавтов, как минимум, перенесена на неопределенное время.
Ситуация с носителем «Енисей» получается откровенно фантасмагорическая. Российские инженеры работают над фантастически дорогим, невероятно сложным и очень рисковым проектом, который к моменту своего рождения успеет устареть. И это при том, что он, как таковой, не слишком то и нужен.
Можно рассмотреть условно оптимистический сценарий, но он только породит новые неудобные вопросы. Даже если ракета и появится к 2030- году, для нее, скорее всего, придется выдумывать новые миссии. В нынешних условиях, когда «Роскосмосу» приходится буквально выживать, такой подход выглядит, мягко скажем, нелогичным.
Гораздо более правильным выглядело бы освоение спутника Земли вместе с партнерами России. Например, в рамках Lunar Orbital Platform-Gateway — перспективной орбитальной станции вокруг Луны, где могла бы пригодиться уже существующая «Ангара-А5». Для реализации данных планов, впрочем, необходимо поддерживать хорошие отношения с западными коллегами, а особенно — с американцами, которые и будут играть роль «первой скрипки» в данном проекте. Риск есть, однако это намного лучше совершенно несбыточных иллюзий. За которые, к тому же, приходиться дорого платить. В прямом смысле этого слова.
«Тяжи» и «сверхтяжи»
У современной России, пожалуй, нет более амбициозного космического проекта, чем создание сверхтяжелой ракеты-носителя, который рассматривают как инструмент покорения Марса и Луны. Для начала нужно понять, что собой представляют такие ракеты. В современном мире львиную долю государственных и коммерческих заказов выполняют ракеты-носители среднего и тяжелого классов, такие как Falcon-9 или Ариан-5 (это всё «тяжи»). Они могут вывести на низкую опорную орбиту грузы, массой более 20 тонн. Это много. Не стоит также забывать, что имеет место тенденция на создание очень легких мини и нано-спутников. Для их запуска вообще можно использовать сверхлегкий носитель типа дешевого новозеландского «Электрона».
В нынешних реалиях, сверхтяжелые ракеты, такие как Falcon Heavy и перспективная SLS (Space Launch System) нужны для решения узкого круга задач, связанных с очень большой нагрузкой. Для примера, портфель заказов на Falcon Heavy составляет пять стартов плюс несколько гипотетических запусков в будущем. Не густо. Скажем прямо, завоевать рынок Falcon Heavy не сможет, потому что рынка как такового, нет. Крупной стране, у которой есть деньги на космос, в целом, достаточно иметь при себе носители трех классов: легкий, средний и тяжелый. В свою очередь, носитель сверхтяжелого класса больше всего напоминает «Роллс-Ройс»: статусную и очень дорогую игрушку. Которая в большинстве случаев не нужна.
И все-таки есть одно направление, где без сверхтяжелого носителя обойтись не выйдет. Это освоение дальнего космоса. Для запуска крупного космического корабля к Марсу или даже Луне, возможностей обычной ракеты будет уже недостаточно. Нужно будет, как минимум, «связать» несколько ступеней носителя тяжелого класса, получив, по сути, новую сверхтяжелую ракету. Сложную и дорогостоящую.
Наперегонки с ветром
В нынешних реалиях крайне нестабильной цены на энергоресурсы можно было предположить, что Россия «зарежет» проект сверхтяжелой ракеты. Но этого не произошло. Еще в начале декабря прошлого года стало известно, что стартовал выбор технического облика российской сверхтяжелой ракеты будущего. А уже в январе нынешний руководитель Роскосмоса — Дмитрий Рогозин — заявил, что выбрано название будущей ракеты. Теперь все перспективы освоения Россией дальних космических рубежей будут связаны с именем «Енисей». «Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжелого класса (класс "Енисей"). Разработчики — РКК "Энергия" имени С.П. Королева (Московская область), РКЦ "Прогресс" (Самара), Центр имени М.В. Хруничева (Москва) — в части создания третьей ступени», — заявил Рогозин в своем Twitter. «Енисей», конечно, крупная и могучая река, но ассоциация странная, особенно после истории с потопленными спутниками. Впрочем, это все нюансы. Куда важней характеристики будущего изделия.
Вот что известно на сегодняшний день. В рамках проекта предполагается применить трехступенчатую схему. Грузоподъемность ракеты-носителя составит 103 тонны. В качестве первой ступени выступают шесть боковых блоков, которые будут оснащены двигателями РД-171МВ. Они будут представлять собой модифицированные версии от первой ступени ракеты «Иртыш» (он же — «Союз-5»). То есть, подтвердились ранее высказываемые предположения, что «сверхтяж» будет своего рода связкой перспективных «Союзов». Примерно, как Falcon Heavy стал, по сути, несколькими Falcon 9, которые объединили в одно целое.
Вторую ступень видят сейчас в качестве одного блока с двигателем РД-171МВ либо РД-180. Наконец, третью ступень, согласно представленным ранее данным, намерены взять от «Ангара-А5В». На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150.
Напомним, что РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант двигателя РД-170, разработка которого стартовала еще в 70-е годы. РД-171 используют для ракет-носителей «Зенит». Важно отметить, что к моменту летных испытаний ракеты, намеченных на 2028 год, двигатели РД-180 и РД-171МВ, скорее всего, устареют морально. Напомним, что все они используют топливную пару керосин/жидкий кислород, которая смотрелась отлично еще лет десять назад. Но сейчас наметилась тенденция на переход к потенциально более удачной паре — жидкий метан/жидкий кислород. Напомним, что именно ее Илон Маск хочет применить на своем новом двигателе Raptor, с которым компания SpaceX связывает свои главные чаяния. Некоторые другие ракетостроители тоже пошли по этому пути, да и в России признали, что он самый правильный.
Другая проблема — цена. В январе этого года стало известно, что «Роскосмос» поставил задачу уложиться в триллион рублей при разработке и создании первого образца «Енисей». Стоит ли говорить, что итоговая сумма может возрасти и хорошо, если не в разы. Сверхтяжелые ракеты — это вообще очень дорогое удовольствие.
«Плановая» экономика
Здесь уместно напомнить, что, по еще старой информации СМИ, Федеральная космическая программа (ФКП) на 2016–2025 годы сильно «похудела». Из нее еще несколько лет назад вычеркнули такие программы, как «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса», «Создание лунной орбитальной станции», «Создание лунной базы», «Создание лунного скафандра», «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне». Грубо говоря, это своего рода «Перл-Харбор» для лунных амбиций России. И высадка первых русских космонавтов, как минимум, перенесена на неопределенное время.
Ситуация с носителем «Енисей» получается откровенно фантасмагорическая. Российские инженеры работают над фантастически дорогим, невероятно сложным и очень рисковым проектом, который к моменту своего рождения успеет устареть. И это при том, что он, как таковой, не слишком то и нужен.
Можно рассмотреть условно оптимистический сценарий, но он только породит новые неудобные вопросы. Даже если ракета и появится к 2030- году, для нее, скорее всего, придется выдумывать новые миссии. В нынешних условиях, когда «Роскосмосу» приходится буквально выживать, такой подход выглядит, мягко скажем, нелогичным.
Гораздо более правильным выглядело бы освоение спутника Земли вместе с партнерами России. Например, в рамках Lunar Orbital Platform-Gateway — перспективной орбитальной станции вокруг Луны, где могла бы пригодиться уже существующая «Ангара-А5». Для реализации данных планов, впрочем, необходимо поддерживать хорошие отношения с западными коллегами, а особенно — с американцами, которые и будут играть роль «первой скрипки» в данном проекте. Риск есть, однако это намного лучше совершенно несбыточных иллюзий. За которые, к тому же, приходиться дорого платить. В прямом смысле этого слова.
Информация