ВКС будущего: как должна измениться российская боевая авиация?

14

Передача Киеву первой пробной партии истребителей четвертого поколения F-16, оставшаяся безнаказанной для западных «доноров» режима Зеленского, стала, возможно, самой опасной для нас красной чертой. Теперь для Украины открыта «безлимитная» ударная авиация натовского образца, которая со временем будет становиться все современнее и смертоноснее.

С сожалением приходится констатировать, что, начав в 2022 году СВО в Незалежной, Россия оказалась к ней не вполне готова, поскольку готовилась совершенно к другому формату войны. Войны прошлого.



Прошлая война


Если посмотреть на состояние ВС РФ 24 февраля, становится очевидно, что основная ставка делалась на стратегическое ядерное сдерживание блока НАТО. Считалось, и вполне обоснованно, что, пока у нас есть ядерный щит, на нашу страну Североатлантический альянс нападать напрямую не станет. На отреформированную российскую армию возлагалась задача по наведению порядка на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ, а также точечно где-то за границей, как в ходе спецоперации по помощи народу Сирии, начатой в 2015 году.

Однако все пошло не так, как предполагалось. Смертельный враг, пришедший к власти в Киеве в результате госпереворота в 2014 году, оказался слишком близко, в самом подбрюшье. Применение ядерного оружия по Украине исключено, что сразу же выводит за скобки самый сильный аргумент Минобороны РФ. Остается воевать конвенциональными способами против ВСУ, за которыми стоит совокупная мощь всего блока НАТО, формально в войне не участвующего.

И тут оказалось, что концепция применения нашей авиации, формально превосходящей по всем статьям украинскую, не позволяет на полную использовать ее потенциал, ускорив разгром ВСУ. Почему-то ВКС РФ не были на момент начала СВО оснащены планирующими авиабомбами и несли неоправданные потери в самолетах и пилотах, которые вынуждены были сбрасывать «чугуний» с малых высот чуть ли не прямо в окопы противника.

Потери эти обусловливались перенасыщенностью позиций ВСУ различными ПЗРК, а также ЗРК советского и натовского образца. Лишь год назад данная ситуация начала выправляться, когда на фронт стали поступать первые образцы отечественных авиабомб, оснащенных модулями коррекции планирования, которые позволяют сбрасывать их, оставаясь вне радиуса поражения ЗРК средней дальности.

Неподавленность вражеской ПВО резко снизила эффективность применения не только бомбардировочной, но и истребительной российской авиации. Наши ВКС оснащены преимущественно тяжелыми двухдвигательными истребителями, которые проектировались для выполнения задач по завоеванию господства в небе и действий в тылу у противника. Вот только в глубокий тыл ВСУ не рискуют залетать даже самые современные российские истребители пятого поколения Су-57. Воздушные удары наносятся при помощи дальнобойных ракет.

В прямом столкновении с ними у устаревших МиГ-29 и Су-27 ВВСУ шансов нет, потому враг старается избегать таких воздушных дуэлей, применяя авиацию точечно для ударов по высокоценным военным объектам Минобороны РФ. Удивительно, но Киев за два с половиной годы активных боевых действий сумел сохранить часть своего авиапарка, постоянно перемещая самолеты с одного аэродрома на другой, и даже решил весьма нетривиальную техническую проблему с интеграцией западных вооружений на советские истребители, бомбардировщики и штурмовики.

И вот теперь у Киева появились первые многоцелевые легкие истребители четвертого поколения американского производства F-16. Несмотря на почтенный возраст, они представляют собой удобную платформу для размещения множества видов вполне современных вооружений, в том числе ядерного оружия. Для наведения их на цель ВСУ получили два тактических самолета ДРЛО шведского производства. Следом за ними по проверенной схеме вскоре могут подтянуться французские и шведские истребители.

Кто знает, не окажутся ли при сохранении подобного подхода к проведению СВО в руках киевского режима через несколько лет уже истребители пятого поколения F-35? Теперь нельзя отметать никакие, даже кажущиеся самыми фантастическими сценарии.

ВКС будущего?


Резюмируя, можно заключить, что вместо прямой войны с блоком НАТО, вплоть до ядерной, Россия получила прокси-войну с ним на территории Украины, ведомую конвенциональными способами. Наша авиация, бомбардировочная, истребительная и разведывательная, которая могла бы перевесить чашу весов в пользу ВС РФ, к сожалению, этого пока сделать не смогла, поскольку готовилась к какой-то другой войне. Что же можно сделать для повышения ее эффективности?

Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы озвучить следующие направления, в которых было бы целесообразно провести пересмотр подходов к концепции применения ВКС РФ.

Во-первых, нам нужен легкий и относительно недорогой тактический самолет ДРЛО с радаром, закрепленным над фюзеляжем в виде неподвижного гребня. От А-100 «Премьер» массовости мы точно не дождемся, а воздушный разведчик с возможностью управления и выдачи данных для целеуказания нужен по-настоящему массовым, десятками. Сделать его можно на базе гражданского лайнера Ил-114-300, в некотором роде отзеркалив шведский ДРЛО.

Во-вторых, необходимо повышать дальность действия планирующих авиабомб и иных межвидовых боеприпасов за счет оснащения их пороховыми ускорителями и иными силовыми установками. Это позволило бы нашим Су-34 действовать с максимально больших дистанций, сберегая самолеты и их пилотов.

В-третьих, представляется правильным дать зеленый свет легкому тактическому истребителю пятого поколения Су-75. Этот бюджетный однодвигательный самолет изначально разрабатывался в инициативном порядке для иностранных заказчиков, но практика показала, что его тактико-технические характеристики наилучшим образом могли бы сыграть именно в условиях войны в небе над Украиной.

Этот истребитель на 80% унифицирован с тяжелым Су-57, но значительно дешевле старшего двухдвигательного собрата в приобретении и последующем обслуживании. Его боевой радиус и малая заметность на радарах позволяют решать широчайший круг задач именно на данном театре военных действий, где его противником реально окажутся натовские самолеты. Огромным преимуществом «Шахмата» является наличие беспилотной версии, которая может применяться в качестве «верного ведомого» и у 75-го, и у 57-го.

Думается, что будущее ВКС РФ самым тесным образом связано с легкими однодвигательными истребителями пятого поколения, пилотируемыми и беспилотными, а также с легкими тактическими самолетами ДРЛО и дальнобойными «бомберами».
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 августа 2024 13:50
    Несколько неверно трактовка условий развития вооружения РФ. В основе все десятилетия президентства ВВП, было стремление чиновничества и бизнеса к личному, обогащению с выводом средств за рубеж, в дальнейшем переселится на ПМЖ в западный рай. Из вооружения, в основном развивали стратегическое ЯО и доставку, тем как будто гарантируя безопасность. При 8 лет ведения прокси войны на Донбассе, где ВСУ крепла и ротациями набирала опыт, во что в дальнейшем выльется, было понятно,- в полномасштабное сражения с окрепшей ВСУ, перевооружаемой и обучаемой натовскими странами против РФ. Только у нас в политике ответсвенными были мелкие мошенники, как В.Сурков и похожие, которым стратегия не интересовала, только ближайшие мелкие успехи, в основном за счёт афер. (Почему не привлечены к ответственности те политики, доведшие за десятилетия до кровопролитных военных действий с Украиной). По планам, конвенциональное оружие должно развиваться, на деле превратилось в расхищение выделенных средств с участием всех сторон , (как заказчиков (МО РФ) так и исполнителей). Это ответ, почему не развивалось конвенциональное вооружение.
    По поводу авиации, так быстро развиваемые беспилотные средства и в перспективе ИИ, также ПВО, ставят совсем другие требования к авиации, более, как к центрам управления роями разных БПЛА, как разгонные средства дальнобойного оружия и похожих задач. Гадать незачем, тут поле для НИОКР и воплощения новых концепций.
    1. +3
      23 августа 2024 21:56
      Автор и вы в комментарии пишите верно, но есть одно большое Но. НИОКР по А-100 начался в 2000 году, сейчас 2024 год и скорее всего полнокровного А-100 не будет. Для общественности вывалят какой нибудь эрзац, с названием А-100. Все эти ИИ, т.е. машинные самообучающие программы, это для СМИ и маркетологов сойдёт, а для разработчиков, ученых нет. Потому что основа всех программ, это железо, т.е. микросхемы, контроллеры, процессоры и т.д., без железа ничего у вас не полетит и программ не будет. У власти нет желания развивать науку, она её боится и гнобит. Для НИОКР нужны кадры, а их нет. Например, НИОКР - это пять лет работы, затем год, два на доведения, если всё сойдётся, то через 10 лет будет производство изделия. Здесь пишут про 57, по сути советская разработка, которой 40 лет. Пишу это к тому, что сейчас идёт война, времени 5-10 лет впереди нет, враг не даст возможность развиться, там тоже не дураки сидят. Вывод прост, надо воевать всем, что есть, если мало солдат, провести мобилизацию. Мы все понимаем, что самая большая беда России сидит высоко и неприкосновенна. Обсуждать какие будут самолёты, космолёты через 10 лет надо, но этим пусть занимаются ученые.
  2. +7
    23 августа 2024 17:47
    Пересматривать концепции, так пересматривать применительно к войне.
    Первое. С такими темпами движения линии фронта встаёт вопрос, а зачем собственно армии транспортная авиация? Неужели пленных для обмена возить? Всё для фронта успевает доехать по земле без риска быть сбитым над собственной территорией.
    Второе. Сброс планирующих бомб с СУ-34 - это, как таксовать на Аурусе. Под эти цели нужен "заточенный" бюджетный однодвигательный самолёт с хорошей высотой и скоростью, чтобы далеко летело. Остальные функции для него излишни.
    Третье. Беспилотный ведомый сегодня нужен, как пятое колесо в телеге. Настало время специализированных беспилотников. Их и надо развивать.
    Четвёртое. Вместо риска быть сбитым над вражеской территорией, нужен не самолёт , а Искандер с базированием на железнодорожной платформе, с дальностями 700, 1000, 1500 км.... и, соответственно, разными головными частями, более мощными при меньшей дальности.
    С существующей электроникой о самолётах ДРЛО мечты лучше отложить на потом.
  3. +4
    23 августа 2024 19:11
    Вобщем, за все хорошее против всего плохого.
    Кто за? да все за!

    При том ,что например, деньги МО на СУ 75 не выделяло официально, закупать не собиралось, даже выкатки небыло , даже примерные габариты неизвестны, - и это после 2.5 лет СВО.
    А тут - мочить украинцев и уже сразу беспилотной версией! Ну-ну.
    и т.п
    1. -1
      24 августа 2024 15:48
      Какие нафиг Су-75 Шойгу конкретно сказал - города в Сибире надо строить! Гарант поддержал А то что министр уже другой, так это не важно. Общая политика никак не поменялась!
  4. -3
    23 августа 2024 22:14
    Если бы у нас были двигатели такого уровня ! То еще в 70 е годы было бы запущенно массовое производство дешевых, легких , однодвигательных машин.
    Но их не было !!!
    Значит повышая устойчивость полета, маневренность, безопасность строили двухдвигательные самолеты. На одном движке в случае чего...вполне можно выполнять аварийный полет.
    1. -2
      24 августа 2024 00:08
      Значит, дублирующий двигатель замутили всего лишь в рассчёте на высокую аварийность ? То есть априори знали, что двигатель херовый, а сделать его более надёжным не могли (не умели, не хотели) или возымели дерзость сделать из двух "запорожцев" один "мерседес" ?
  5. +1
    24 августа 2024 06:48
    Смертельный враг, пришедший к власти в Киеве в результате госпереворота в 2014 году

    Пришел к власти враг в 2004, 10 лет обучал и готовил кадры, в 2014 он начал действовать. Понял, что начал рано, навязал Минские соглашения, выиграл ещё время на подготовку и сейчас заставляет погибать славян по обе стороны от ЛБС

    Сделать его можно на базе гражданского лайнера Ил-114-300

    Да уж лучше на базе МиГ-31 - и скорость и защищённость выше в разы.
    1. +1
      24 августа 2024 09:19
      Да уж лучше на базе МиГ-31 - и скорость и защищённость выше в разы.

      Ил-114-300 ЕЩЕ серийно не производится. А МиГ-31 УЖЕ не производится. это точно тупиковый путь
  6. +1
    24 августа 2024 11:58
    Да можно не дёргаться. Не дадут хохлам 35-е никогда. Максимум , на что они могут рассчитывать - на всякую рухлядь в товарных количествах типа Супершершней и Орлов.
  7. 0
    31 августа 2024 20:10
    ВКС РФ будущего это масса дешёвых беспилотных истребителей с ИИ в качестве пилота, достаточное количество высококачественных и высокотехнологичных беспилотных летательных платформ и определённое количество пилотируемой авиации на периходный период.

    Масса может состоять из универсального, малозаметного планера, который не должен быть сверхпрочным для манёвренности и не должен иметь скорость больше 1,5 М. Должен иметь хорошие глаза, максимальное оснащение самозащиты и прочное шасси для посадки на дорогах.

    Что-бы получить таких пилотов ИИ, нужно время и начинать пора было уже вчера. После создания базового ИИ-пилота, он должен будет обучаться в самом полёте, собирать данные, это бесконечный процесс.

    И такие специализированные ИИ нужны для всего и на всех уровнях, от ИИ на дроне камикадзе до ИИ фронтовой разведки или даже супер-штаб, который управляет массой дронов разведки, ударных дронов и наземными системами.

    На гражданке тоже самое, огромное количество специализированных ИИ.

    Что-бы получить такое количество, нужен суперИИ на максимально возможном продвинутом железе, создание которого тоже требует время (чатгпт обучался и обучается гигантским количеством народа по всему миру и приличное время).

    Как только будет что-то готово, потребуется язык для ИИ. Язык, позволяющий одному ИИ обучить другого. Если например самый продвинутый человек-физик в возрасте должен передать все свои знания молодому физику, сколько ему потребуется времени для этого? Год, три беспрерывной болтовни 24 часа в сутки? СуперИИ должен быть способен передать нужные знания другому ИИ за время записи данных на носитель получателя. ИИ должны уметь общаться совсем другим языком чем человек, передавать смыслы в том числе. Должны уметь общаться со множеством клиентов одновременно. СуперИИ должен будет уметь создать пилота-ИИ, скажем Су-35 мгновенно, дать тому всю техническую информацию по самолёту, аэродинамику, вообще всё, что нужно знать. В дополнение человек даст тактику. А потом еще такой новорождённый пилот будет учиться сам, летать, познавать всё на яву, постоянно совершенствоваться. И самые продвинутые пилоты ИИ будут копироваться и размещаться на самих летательных платформах.

    Язык ИИ, этим стоит заняться уже сейчас, паралельно с созданием суперИИ
  8. 0
    1 сентября 2024 20:09
    Каждая медаль имеет 2 стороны. Если есть атака, то должна быть и оборона. И тут из наших СМИ

    ночью средства ПВО уничтожили и перехватили 158 украинских БПЛА над 15 регионами РФ, включая Москву.

    Можно и не замечать Репортёру эту проблему. Но, это не правильно.
    Что удивляет в нашей стране, так это отсутствие позиции по развитию ПВО в Комитете по обороне и безопасности Госдумы. Страна ничего толком не знает как наши законодатели работают над обороной страны, над стратегий развития ПВО? Не мешает ли подчинение ПВО структуре ВКС? Неужели Репортёр не может привлечь экспертов и помочь Госдуме в оперативной разработке стратегии развития ПВО страны? Сделать четкий анализ целесообразности подчинения ПВО такой структуре как ВКС с учётом новой опасносности ввиде дронов ВСУ? А ситуация между тем продолжает накаляться, а подходы к ПВО страны внутри ВКС всё туманнее и требуют нового креативного подхода. Про тему аэростатов, наверное знают даже школьники, но не видать не знает Госдума ? Раз нет обсуждения и каких-либо решений. Странно, но регионы РФ не имеют понимания в защите ПВО от вражеских дронов, они тоже молчат. Молчат и губернаторы основных регионов. Повторяется ситуация пассивности, что была по Курской, Брянской и Белгородской области. Где вы неравнодушные авторы, что поднимут тему совершенствования системы ПВО до уровня Госдумы и МО РФ?
  9. +1
    3 сентября 2024 11:10
    Будущее ВКС связано исключительно с роботизированными летающими тарелками на гравитационных двигателях, защищёнными силовыми энергетическими полями, невидимые визуально и для радаров, стреляющие управляемой плазмой и легко выходящие в космос!
    И вот только тогда ВКС с чистой совестью смогут называться воздушно-космическими!
    Всё остальное туфта и не поможет сейчас, хоть что выпускай. Гореть будут пачками, если нормально воевать, а не ныкаттся по углам за тридевять земель.
  10. 0
    6 сентября 2024 09:35
    Как показала жизнь, ничего никому не должны ни ВКС, ни ВМФ. И даже те, кто за их развитие отвечал, не должны. Бюджет освоен, всем спасибо, все свободны.