ВКС будущего: как должна измениться российская боевая авиация?
Передача Киеву первой пробной партии истребителей четвертого поколения F-16, оставшаяся безнаказанной для западных «доноров» режима Зеленского, стала, возможно, самой опасной для нас красной чертой. Теперь для Украины открыта «безлимитная» ударная авиация натовского образца, которая со временем будет становиться все современнее и смертоноснее.
С сожалением приходится констатировать, что, начав в 2022 году СВО в Незалежной, Россия оказалась к ней не вполне готова, поскольку готовилась совершенно к другому формату войны. Войны прошлого.
Прошлая война
Если посмотреть на состояние ВС РФ 24 февраля, становится очевидно, что основная ставка делалась на стратегическое ядерное сдерживание блока НАТО. Считалось, и вполне обоснованно, что, пока у нас есть ядерный щит, на нашу страну Североатлантический альянс нападать напрямую не станет. На отреформированную российскую армию возлагалась задача по наведению порядка на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ, а также точечно где-то за границей, как в ходе спецоперации по помощи народу Сирии, начатой в 2015 году.
Однако все пошло не так, как предполагалось. Смертельный враг, пришедший к власти в Киеве в результате госпереворота в 2014 году, оказался слишком близко, в самом подбрюшье. Применение ядерного оружия по Украине исключено, что сразу же выводит за скобки самый сильный аргумент Минобороны РФ. Остается воевать конвенциональными способами против ВСУ, за которыми стоит совокупная мощь всего блока НАТО, формально в войне не участвующего.
И тут оказалось, что концепция применения нашей авиации, формально превосходящей по всем статьям украинскую, не позволяет на полную использовать ее потенциал, ускорив разгром ВСУ. Почему-то ВКС РФ не были на момент начала СВО оснащены планирующими авиабомбами и несли неоправданные потери в самолетах и пилотах, которые вынуждены были сбрасывать «чугуний» с малых высот чуть ли не прямо в окопы противника.
Потери эти обусловливались перенасыщенностью позиций ВСУ различными ПЗРК, а также ЗРК советского и натовского образца. Лишь год назад данная ситуация начала выправляться, когда на фронт стали поступать первые образцы отечественных авиабомб, оснащенных модулями коррекции планирования, которые позволяют сбрасывать их, оставаясь вне радиуса поражения ЗРК средней дальности.
Неподавленность вражеской ПВО резко снизила эффективность применения не только бомбардировочной, но и истребительной российской авиации. Наши ВКС оснащены преимущественно тяжелыми двухдвигательными истребителями, которые проектировались для выполнения задач по завоеванию господства в небе и действий в тылу у противника. Вот только в глубокий тыл ВСУ не рискуют залетать даже самые современные российские истребители пятого поколения Су-57. Воздушные удары наносятся при помощи дальнобойных ракет.
В прямом столкновении с ними у устаревших МиГ-29 и Су-27 ВВСУ шансов нет, потому враг старается избегать таких воздушных дуэлей, применяя авиацию точечно для ударов по высокоценным военным объектам Минобороны РФ. Удивительно, но Киев за два с половиной годы активных боевых действий сумел сохранить часть своего авиапарка, постоянно перемещая самолеты с одного аэродрома на другой, и даже решил весьма нетривиальную техническую проблему с интеграцией западных вооружений на советские истребители, бомбардировщики и штурмовики.
И вот теперь у Киева появились первые многоцелевые легкие истребители четвертого поколения американского производства F-16. Несмотря на почтенный возраст, они представляют собой удобную платформу для размещения множества видов вполне современных вооружений, в том числе ядерного оружия. Для наведения их на цель ВСУ получили два тактических самолета ДРЛО шведского производства. Следом за ними по проверенной схеме вскоре могут подтянуться французские и шведские истребители.
Кто знает, не окажутся ли при сохранении подобного подхода к проведению СВО в руках киевского режима через несколько лет уже истребители пятого поколения F-35? Теперь нельзя отметать никакие, даже кажущиеся самыми фантастическими сценарии.
ВКС будущего?
Резюмируя, можно заключить, что вместо прямой войны с блоком НАТО, вплоть до ядерной, Россия получила прокси-войну с ним на территории Украины, ведомую конвенциональными способами. Наша авиация, бомбардировочная, истребительная и разведывательная, которая могла бы перевесить чашу весов в пользу ВС РФ, к сожалению, этого пока сделать не смогла, поскольку готовилась к какой-то другой войне. Что же можно сделать для повышения ее эффективности?
Не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы озвучить следующие направления, в которых было бы целесообразно провести пересмотр подходов к концепции применения ВКС РФ.
Во-первых, нам нужен легкий и относительно недорогой тактический самолет ДРЛО с радаром, закрепленным над фюзеляжем в виде неподвижного гребня. От А-100 «Премьер» массовости мы точно не дождемся, а воздушный разведчик с возможностью управления и выдачи данных для целеуказания нужен по-настоящему массовым, десятками. Сделать его можно на базе гражданского лайнера Ил-114-300, в некотором роде отзеркалив шведский ДРЛО.
Во-вторых, необходимо повышать дальность действия планирующих авиабомб и иных межвидовых боеприпасов за счет оснащения их пороховыми ускорителями и иными силовыми установками. Это позволило бы нашим Су-34 действовать с максимально больших дистанций, сберегая самолеты и их пилотов.
В-третьих, представляется правильным дать зеленый свет легкому тактическому истребителю пятого поколения Су-75. Этот бюджетный однодвигательный самолет изначально разрабатывался в инициативном порядке для иностранных заказчиков, но практика показала, что его тактико-технические характеристики наилучшим образом могли бы сыграть именно в условиях войны в небе над Украиной.
Этот истребитель на 80% унифицирован с тяжелым Су-57, но значительно дешевле старшего двухдвигательного собрата в приобретении и последующем обслуживании. Его боевой радиус и малая заметность на радарах позволяют решать широчайший круг задач именно на данном театре военных действий, где его противником реально окажутся натовские самолеты. Огромным преимуществом «Шахмата» является наличие беспилотной версии, которая может применяться в качестве «верного ведомого» и у 75-го, и у 57-го.
Думается, что будущее ВКС РФ самым тесным образом связано с легкими однодвигательными истребителями пятого поколения, пилотируемыми и беспилотными, а также с легкими тактическими самолетами ДРЛО и дальнобойными «бомберами».
Информация