Российский телескоп «Спектр-РГ» уже пять лет находится в космосе и совершил целый ряд важных открытий

Российская космическая обсерватория «Спектр-РГ» продолжает свое увлекательное путешествие по безграничным космическим просторам, отметив пять лет с начала своей миссии. За это время аппарат предоставил ученым огромное количество данных, позволяя исследовать далекие уголки космоса и открывать новые явления.

Стоит отметить, что с момента появления первых телескопов в XVII веке человечество значительно расширило свои знания о Вселенной. Однако в течение долгого времени наблюдения велись только в видимом диапазоне, ограниченном возможностями человеческого зрения.

С развитием науки стало ясно, что космос гораздо богаче и разнообразнее того, что мы можем рассмотреть глазами. Так появилось новое направление – радиоастрономия, благодаря которому ученые начали составлять карту Вселенной, фиксируя различные виды излучений.

В конце 80-х годов прошлого века в СССР начали разрабатывать проект радиотелескопа, который мог находиться непосредственно в космосе, подальше от земных радиопомех. Однако по очевидным причинам его реализация несколько задержалась, продолжившись лишь в середине нулевых.

Между тем в 2011 году ракета-носитель «Зенит» вывела на орбиту аппарат «Спектр-Р», оснащенный крупнейшей в мире параболической антенной. Этот телескоп собрал уникальные данные и проработал на орбите до 2019 года, превзойдя ожидаемый срок службы.

Следующим этапом программы стал запуск обсерватории «Спектр-РГ» в 2019-м. Этот аппарат был разработан в сотрудничестве с Германией и оснащен двумя телескопами: российским ART-XC и немецким eROSITA. Главной задачей миссии является создание детальной карты звездного неба в рентгеновском диапазоне. Уже к 2022 году «Спектр-РГ» успел провести четыре полных обзора всего неба и сделать ряд значимых открытий, таких как разрушение звезды черной дырой и обнаружение гигантского источника рентгеновского излучения.

Однако из-за политических разногласий Германия в 2022 году отключила свой телескоп. Российские ученые оперативно пересмотрели программу и продолжили исследования самостоятельно. За последние два года обсерватория сделала множество новых открытий, включая симбиотическую рентгеновскую двойную звезду и самый яркий в истории гамма-всплеск.

Гарантийный срок службы «Спектр-РГ» истекает через полтора года, но специалисты надеются, что аппарат прослужит еще 5-10 лет. В дальнейшем планируется запуск двух новых телескопов, «Спектр-УФ» и «Спектр-М», которые будут созданы без иностранного участия и запущены к 2030 году.

В свою очередь, эти разработки сыграют важную роль в создании системы космической навигации «Астро-ГЛОНАСС», которая позволит осуществлять путешествия к Луне и дальнему космосу.

30 августа 2024 13:01

Лучше бы он Хаймарсы и F-16 по Украине разыскивал.
    Толку больше.
      1 сентября 2024 11:44
      еще выскажи претензии Гагарину... лучше бы он американские базы через иллюминатор искал и поля под кукурузу для хрущева... laughing как хочется всяким ..., чтобы жизнь в России остановилась и началась депрессия.
    30 августа 2024 13:23
    Радует,
    Научные паблики часто пишут об иностранных открытиях. Фото, разъяснения и тп.
    А здесь - открытия как бы есть, но не снимков, не пиара, ни объяснялок не встречал...
    Но , типа, они всеже есть
      1 сентября 2024 11:48
      у тут что научнопопулярный журнал? laughing тут все о бо всем и ни о чем одновременно. зашли,поглядели, погалдели и разбежались.
        1 сентября 2024 13:17
        так и в других местах нет.
        снимки хабла есть, а этого - нет
    31 августа 2024 06:53
    Вроде самый лучший, но никакой конкретики. Ни достижений, ни открытий, даже фото нет. С Убба и фото есть, причём красочные и что-то там обнаружил и новые гипотезы. А потом плачут, что иностранное в сознании преобладает. Работать надо над популяризацией своих программ. А не молчать в тряпочку.
      1 сентября 2024 11:50