Штурмовик или перехватчик: есть ли реальные боевые задачи для Як-130М?

17

Несколько дней назад на выставке «Армия-2024» ОАК представила глубоко модернизированную версию самолета Як-130М. В результате отличный учебно-боевой самолет превратился во что-то новое: то ли в легкий штурмовик, то ли в истребитель дронов, то ли в нечто третье. Какой может быть реальная сфера применения этой крылатой машины, которой дали новую жизнь?

Як: от 130 к 130М


Новый учебно-боевой самолет был разработан для нужд ВВС РФ на замену чехословацким L-39. На этой летающей двухместной учебной парте можно готовить пилотов выполнять маневры, характерные для истребителей четвертого и пятого поколений.



Интересно, что Як-130 имеет сводного брата M-346 в Италии, поскольку разрабатывался совместно с компанией Alenia Aermacchi, но итальянские партнеры вышли из проекта на заключительном этапе разработки и на основе технической документации создали свой самолет, получив права на его дистрибуцию и маркетинг во всем мире, за исключением стран СНГ.

Важной особенностью Як-130 было то, что он представляет собой почти боевой самолет, на который можно нагрузить довольно много различных вооружений. В полностью снаряженном виде этот малыш выглядит весьма грозно. Вот только из-за отсутствия на нем современной РЛС участие в воздушном бою против истребителя или ударного вертолета закончилось бы для учебно-боевого самолета предсказуемо плачевно.

На прошедшей недавно выставке «Армия-2024» была представлена глубоко модернизированная версия Як-130М, кажется, лишенная этих недостатков, о чем представитель ПАО «Яковлев» рассказал следующим образом:

Основная цель модернизации: расширение боевых возможностей самолета Як-130. Например, в состав Як-130М вводятся новая бортовая радиолокационная станция, контейнер с оптико-лазерной-теплотелевизионной прицельной станцией и бортовой комплекс обороны.

ОКР компании «Яковлев» по модернизации учебно-боевого самолета Як-130 поддерживает «Рособоронэкспорт», который планирует предлагать самолет Як-130М инозаказчикам – как уже эксплуатирующим самолеты Як-130, так и новым. Страны Азии входят в число потенциальных заказчиков.

Итак, за счет удлинения носовой части самолета в него удалось установить БРЛС-130р, дальность действия которой, предположительно, достигает 100 км. Это для вчерашнего учебно-боевого самолета вполне прилично, но его возможности по обнаружению воздушных целей также были увеличены за счет установки оптической локационной станции. Последняя повышает способность Як-130М к перехвату таких низколетящих объектов, как примитивные ударные беспилотники, собранные из фанеры, картона и пластика.

Одновременно кардинально повысилась защищенность легкого самолета, на который установили бортовой комплекс обороны «Президент-С», способный перехватывать зенитные ракеты вражеских ПЗРК. Сам Як-130М может крепко дать сдачи, неся до 3000 кг боевой нагрузки: управляемые ракеты класса «воздух – воздух» и неуправляемые ракеты класса «воздух – земля», а также либо четыре УПАБ-250, либо две-три УПАБ-500 с модулями коррекции планирования.

Таким образом, получился довольно-таки грозный маленький боевой самолет, который разработчики позиционируют как легкий штурмовик. Однако использовать его в качестве такового без бронирования кабины в реалиях СВО, где противник имеет современные ЗРК и ПЗРК в изрядном количестве, означает подвергать жизнь пилотов неоправданному риску.

Тогда зачем Як-130М нужен?

Штурмовик или перехватчик?


Думается, что наиболее востребованным Як-130М может оказаться в качестве легкого истребителя-перехватчика для организации ПВО в нашем тылу. На третьем году спецоперации украинские нацисты бьют своими ударными дронами все дальше и сильнее, нанося очень серьезный удар гражданской и военной инфраструктуре.

Когда первые вражеские БПЛА только полетели на Москву, для прикрытия столицы от атак с воздуха на подходах к ней была создана система антидронной ПВО, в которой основную роль играли ударные вертолеты. Решение вполне рабочее, но боевых винтокрылых машин и подготовленных экипажей к ним имеется ограниченное количество, а география ударов БПЛА непрерывно расширяется.

По сути, именно Як-130М, оснащенный радаром и ОЛС, представляет собой наиболее оптимальный самолет для организации эшелонированной антидронной ПВО. Совершать фигуры высшего пилотажа в глубоком тылу от его пилотов не требуется, поэтому за ручку управления вполне можно посадить даже курсантов летных училищ, чтобы сразу набирались практического опыта. Если сделать кабину одноместной, высвободится место для установки более мощной РЛС.

Что касается участия Як-130М в штурмовке, то представляется разумным несколько пересмотреть сам ее формат. Вместо того чтобы с малой высоты расстреливать вражескую технику и позиции, подвергаясь риску получить зенитную ракету, этот легкий самолет мог бы выступить в качестве воздушного пункта управления ударными дронами.

Да, совершенно не обязательно заходить на цель на бреющем полете, когда для этого можно использовать реактивные БПЛА типа «Гром» и «Молния» и им подобные. Управлять их атакой мог бы второй член экипажа легкого самолета. По необходимости с его подвеса на головы противника могут быть сброшены до четырех УПАБ-250, представляющие собой весомый аргумент. Также Як-130М могли бы пригодиться для борьбы с украинскими морскими дронами на Черном море и для патрулирования государственной границы Погранвойскам ФСБ.

С учетом тенденций в зоне СВО этот глубоко модернизированный учебно-боевой самолет имеет достаточно широкую нишу для применения.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    27 августа 2024 13:00
    Оптимистичненько.
    Самолёт есть, а как его применять, кроме как учебный, никто толком не знает.
  2. +3
    27 августа 2024 13:01
    Фу.
    Опять 25. Пока тему не выдоят, не успокоятся.
    взгянуть в вики и старый пиар. Произведено около 200, в боевых действиях участвовал чуть-чуть, гдето в Мньяме. (наверно есть причины неучаствовать). В основном позицианировался ранее как учебный самолет ,способный имитировать полет и управление других самолетов.

    Из плюсов - стоит меньше СУ, порядка 15-20 млн. Может брать много навесного оружия.
    Из минусов - высокая скорость из за треугольного крыла. Он просто не может выравнять скорости с медленными маленькими БПЛА, чтоб расстреливать их вручную из пушек.
    "оптико-лазерной-теплотелевизионной прицельной станцией" - только навесной контейнер. это плохо для дешового расстрела БПЛА на месте. Наводится на медленные и маленькие автоматически сможет?
    ответа в заметке не дано.
    А " управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и неуправляемые ракеты класса «воздух-земля», а также либо четыре УПАБ-250, либо две-три УПАБ-500 с модулями коррекции планирования" - против копеечных БПЛА, подозреваю, дороговаты.
    "в качестве воздушного пункта управления ударными дронами." - и про это в описании ничего нет. Есть под него дроны и управление, нет.... засекречено, но летающих пунктов пока нигде нет ,вроде.

    Т.е. Их Мало ,особо против БПЛА не приспособлен. Разве что крупных амеровскмх и турецких.
    Зато хороший учебный самолет, видимо.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      28 августа 2024 09:40
      Цитата: Сергей Латышев
      Из плюсов - стоит меньше СУ, порядка 15-20 млн.

      Из вашей любимой вики - стоимость 7,5млн

      Цитата: Сергей Латышев
      Из минусов - высокая скорость из за треугольного крыла.

      Ну, положим, не сильно выше того же Су25. Скорость сваливания 160—180 км/ч.

      Цитата: Сергей Латышев
      Он просто не может выравнять скорости с медленными маленькими БПЛА, чтоб расстреливать их вручную из пушек.

      Опять же из вашей вики - В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика — уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

      Цитата: Сергей Латышев
      Наводится на медленные и маленькие автоматически сможет?

      Очевидно же, если об этом прямо написано hi

      Цитата: Сергей Латышев
      но летающих пунктов пока нигде нет ,вроде

      При желании такой пункт управления можно сделать из любого самолёта, но пока нет необходимости.

      Т.е. Их Мало

      Их производство началось только в 2018, конечно пока их мало. Потребности ВВС оценивались в 200-250 штук. Естественно, если будет принято решение, их выпуск нарастят

      Дополнительно:
      - способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов
      - крайне низкий расход топлива. Чуть ли не в пять раз меньше, чем у той же сушки.
      - простота производства.

      Вы как то совершенно невнимательно читаете статьи. Как данную, так и вашу вики.... )
      1. 0
        28 августа 2024 12:24
        Все возможно.
        Стоимость - давно встречал на Звезде 12 млн, чуток от себя добавил на инфляцию и модификации.
        остальное - по сути все по прежнему. Перехватывать чтото можно, но неудобно.
        он имитатор скоростного самолета по сути (только без сверхзвука).
        1. -2
          28 августа 2024 12:42
          остальное - по сути все по прежнему. Перехватывать чтото можно, но неудобно.
          он имитатор скоростного самолета по сути (только без сверхзвука).

          Почему неудобно? Компактный реактивный самолет, догонит и тарахтелку, и реактивный БПЛА. Чтобы сбить его, не надо быть асом.
          Главное - самолет есть в наличии, а не на бумаге. И опять всех все не устраивает. Дороговат, понимаешь! А ремонтировать НПЗ дешевле?
          1. +1
            28 августа 2024 12:50
            Догонит - фактически любой боевой самолет. И собъет - тоже. рано или поздно.
            но по заметке - не заточены модификации сбивать мелочь пушечной стрельбой.
            больше работы по земле.
            1. -1
              28 августа 2024 13:10
              Догонит - фактически любой боевой самолет. И собъет - тоже. рано или поздно.

              эти самолеты нужны на фронте, а не в тылу. это самолетик для организации тыловой антидронной ПВО.

              но по заметке - не заточены модификации сбивать мелочь пушечной стрельбой.
              больше работы по земле.

              это не так сложно сделать, если будет поставлена соответствующая задача. сложно - это сделать из ничего бюджетный и удобный для перехвата самолет. а он уже есть в наличии.

              больше работы по земле.

              в своем уме никто его по земле не будет использовать.
              1. +1
                28 августа 2024 16:01
                1) По СМИ, "эти самолеты" запускают ракеты не входя на чужую территорию.
                Так же наверняка есть старые, но добротные самолеты.
                Те же учебные, но помедленнее и подешевле.
                2) Согласен. Но пока не поставлена.
                3) по описанию - бомбы, ракеты и т.п. - именно по земле, + немного по воздуху, крупным целям.
                А Квадрокоптер вряд ли будет отбиваться от Яка.

                Предлагаю закруглиться на этом.
                1. +1
                  28 августа 2024 17:53
                  1) 2) Согласен. Но пока не поставлена.
                  3) по описанию - бомбы, ракеты и т.п. - именно по земле, + немного по воздуху, крупным целям.
                  А Квадрокоптер вряд ли будет отбиваться от Яка.

                  Господи, да причем тут квадрокоптеры? Речь про ударные БПЛА самолетного типа, которые бьют по нашим тылам, по НПЗ и т.д. Именно для их перехвата нужен простой и недорогой реактивный самолет с кучей подвесных вооружений. Это как раз Як-130М. В кои-то веки у России есть что-то не на бумаге, а в железе.

                  Предлагаю закруглиться на этом.

                  Добро.
  3. 0
    27 августа 2024 17:25
    Usually a trainer aircraft possess (a) Low flying capability and (b) Low Acoustic & Thermal signature/footprints. Yak-130 series possess noticeably (c) Large payload capacity, compared to a trainer aircraft. Combining the 3 capabilities of Yak-130; (a)+(b)+(c), this aircraft becomes a good option to attack small and medium range targets. If the (d) stealth capability of this aircraft is improved, Yak-130 would become a 'Magic bird', capable of silently attacking small and medium range targets.
  4. 0
    27 августа 2024 17:51
    У ВСУ, всё, что имеется, находят применение и применяют (С-125 и Ту-141 и пр.)... У нас многое имеется, да не применяется. Почему,- ответ один ,"всё решают кадры",- у нас на верхах такие кадры. Почему такие,- да незаменимые в выстроенных вертикалях кумовства и коррупции. Так и Як-130, давно можно было применять по охране объектов ЧВМФ и причерноморья, сухопутных приграничных областей, да вот "кадры подводят".
  5. 0
    27 августа 2024 18:35
    Проект «Звено» — авиационный проект, разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым и основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь. носитель: Туполев ТБ-3-4АМ-34ФРН
    два истребителя: Поликарпов И-16 тип 5, несущие по две 250 кг бомбы ФАБ-250
    При этом использование носителя ТБ-3:
    увеличивало дальность И-16 на 80 %
    увеличивало бомбовую нагрузку И-16 в пять раз
  6. 0
    27 августа 2024 19:58
    Этот самолёт для использования в качестве импровизированного перехватчика дороговат и не очень удобен, а нанесение бомбоштурмовых ударов с него слишком опасно...
  7. Комментарий был удален.
  8. -1
    28 августа 2024 11:03
    Как то тяжеловато все доходит до наших генералов. До всего доходим с опозданием, нет инициативы. На важных постах расставлены безинициативные непрофессионалы. Поэтому страдают простые люди, разрушается инфраструктура а страна катится под откос
    1. +1
      29 августа 2024 21:22
      Вооружённые силы, как отражение государства. Что имели недавно при гайдаровщине-чубайсовщине, стремление к личному обогащению за счёт разграбления государства. Так и ВС РФ происходило не иначе, вспоминая "сердюковские Васильевы" и прочих мега воров. (Чем закончилось для Васильевой мега воровство,- возвратили наворованное и номинально несколько лет под домашним "заключением" с маникюрщицами и прочим на дому). Винить нужно созданную систему, что начала опять загнивать после 2008 года.(в МО РФ Сердюковщина). С. Шойгу продукт той системы разворовывания и продолжил, его подчинённые, подобранные с такими намерениями. В таких случаях наказывают главного и меняют в корне сложившуюся систему в МО РФ. Но видим, главный виновник пересел на другое кресло (как и А.Сердюков и его "васильевы" ). Вывод: при гнилой системе честных нужно искать "днём с огнём" , тут нечего ворошить прошлое, не наказав главных.
  9. +1
    7 сентября 2024 14:59
    А когда Як 41 в серию пойдет наконец, не говоря уже про 201 Як
  10. 0
    19 сентября 2024 19:27
    Я не понимаю, зачем тратить полмиллиарда на никому не нужный як-130, когда можно МиГ-23-98 спарку выпустить и дело пойдёт там возможности в разы больше soldier